Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 12.04.2004 № А29-8389/03А
<О ВЗЫСКАНИИ С ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ ЗА НЕПОЛНУЮ УПЛАТУ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПО БАЗЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 12 апреля 2004 года Дело № А29-8389/03А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 3 февраля 2004 года, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 3 февраля 2004 года по делу № А29-8389/03А требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о взыскании с открытого акционерного общества налоговых санкций в сумме 2 606 722 руб. 23 коп. за неполную уплату налога на прибыль за 2001 год были удовлетворены частично: с ответчика было взыскано лишь 310 305 руб. 03 коп. штрафа.
Инспекция не согласна с принятым решением и обратилась с апелляционной жалобой, указав на нарушения судом норм материального права при разрешении спора в части взыскания штрафа в сумме 2 288 189 руб. 20 коп.
Изучив материалы дела, заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогового органа подлежит удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В период с 8 июля 2002 года по 7 июля 2003 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Воркуте была проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества по соблюдению законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2001 года по 1 апреля 2002 года (в связи с деятельностью 22 обособленных подразделений Общества).
В процессе проверки установлено, что Обществом в указанном периоде были допущены факты неполной уплаты: налога на пользователей автодорог - в сумме 22 881 руб. 12 коп.; налога с владельцев транспортных средств - в сумме 968 руб. 70 коп.; налога на имущество - в сумме 365 203 руб. 40 коп.; платы за загрязнение окружающей природной среды - в сумме 14 036 руб. 70 коп.; платы за право на пользование недрами - в сумме 3 926 руб. 80 коп.; отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - в сумме 5 159 руб. 41 коп., платы за пользование водными объектами - в сумме 31 118 руб. 97 коп.; налога на добавленную стоимость - в сумме 457 650 руб. 13 коп., налога с продаж - в сумме 19 003 руб. 50 коп., налога на прибыль за 2001 год - в сумме 837 632 руб. 00 коп. и налога на прибыль по базе переходного периода - в сумме 11 440 946 руб. 00 коп.
По результатам проверки Инспекцией был составлен акт выездной налоговой проверки от 24 июля 2003 года.
Ко дню судебного разбирательства в суде первой инстанции Обществом не были представлены доказательства, надлежащим образом опровергающие выводы Инспекции, изложенные в акте выездной налоговой проверки.
Исходя из материалов проверки Инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по РК, являющейся правопреемником Инспекции МНС РФ по городу Воркуте, было принято решение от 21 августа 2003 года № 04-04-10/1 о привлечении открытого акционерного общества к налоговой ответственности в размере всего 2 606 722 руб. 23 коп., в том числе за неполную уплату налога на имущество (59 531 руб. 00 коп.), налога на прибыль (167 472 руб. 00 коп.), налога на прибыль по базе переходного периода (2 288 189 руб. 20 коп.), налога на добавленную стоимость (91 530 руб. 03 коп.).
Налоговые санкции исчислены на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размер ответственности Общества за допущенные налоговые правонарушения определен (исчислен) Инспекцией верно.
Решение налогового органа от 21 августа 2003 года № 04-04-10/1 в установленном порядке налогоплательщиком не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, не было также оно оспорено и в судебном порядке.
Требование от 1 сентября 2003 года, содержащее предложение налогового органа о добровольной уплате налоговых санкций в срок до 12 сентября 2003 года, ответчиком не было исполнено, поэтому Инспекция обратилась в арбитражный суд.
Отказывая во взыскании штрафа в сумме 2 288 189 руб. 20 коп. по налогу на прибыль по базе переходного периода, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ подлежит применению не ранее 1 января 2003 года, поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с этим выводом суда первой инстанции.
Статьей 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ установлено, что в случае, если при вступлении в силу главы 25 Налогового кодекса РФ налогоплательщик переходит на определение доходов и расходов по методу начисления, по состоянию на 1 января 2002 года он обязан отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
По состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик также обязан отразить в составе доходов внереализационные доходы, определенные в соответствии с требованиями, установленными этой главой, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
В случае, если у налогоплательщика отношение суммы выручки от реализации, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, превышает 10 процентов от суммы выручки от реализации, учтенной в 2001 году в целях налогообложения, то он обязан по состоянию на 1 января 2002 года отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации в размере, не превышающем 10 процентов от объема выручки, учтенной в 2001 году в целях налогообложения.
Налоговая база по налогу на прибыль, определенная в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ, именуется налоговой базой переходного периода.
Поскольку Инспекция проводила выездную налоговую проверку Общества за период с 1 января 2001 года по 1 апреля 2002 года, она обязана была проверить правильность исчисления Обществом налоговой базы переходного периода по состоянию на 1 января 2002 года.
С учетом изменений, внесенных в статью 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ, сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями данной статьи, подлежит уплате в бюджет в следующем порядке: 1) исчисленная сумма налога ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2002 года, начиная со второго квартала в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода, - по сумме налога в пределах 10 процентов суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год; 2) часть исчисленной суммы налога в размере от 10 до 70 процентов ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2003 - 2004 годов в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода, - по сумме налога в пределах от 10 до 70 процентов суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год; 3) оставшаяся часть исчисленной суммы налога ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2005 - 2006 годов - по сумме налога свыше 70 процентов суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год.
Поэтому налоговый орган обоснованно установил факты неполной уплаты налога на прибыль по базе переходного периода по таким срокам уплаты налога, как: 29 июля 2002 года, 28 октября 2002 года, 28 апреля 2003 года.
Довод Инспекции о том, что налоговая база переходного периода по налогу на прибыль должна исчисляться предприятием один раз и по состоянию на 1 января 2002 года представляется суду правильным.
При этом следует отметить, что статьей 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ не определен порядок исчисления налоговой базы переходного периода по окончании календарного года.
Материалами налоговой проверки подтверждаются факты неуплаты налога на прибыль по базе переходного периода по сроку уплаты: к 29 июля 2002 года, к 28 октября 2002 года и к 28 апреля 2003 года.
Сумма налога на прибыль, исчисленная по наступившим срокам уплаты налога, составила 11 440 946 руб. 00 коп.
Следовательно, в данном случае налоговый орган правомерно применил к Обществу ответственность за неполную уплату налога на прибыль в размере, установленном пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Сумма штрафа согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ должна составить 2 288 189 руб. 20 коп. из расчета: 11 440 946 руб. 00 коп. х 20%.
С учетом изложенного выше решение суда первой инстанции от 3 февраля 2004 года по делу № А29-8389/03А подлежит изменению.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций относятся на ответчика по правилам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ и взыскиваются с него.
Руководствуясь статьями 110, 112, 258, 267 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 3 февраля 2004 года по делу № А29-8389/03А изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
2. Взыскать с открытого акционерного общества 2 288 189 руб. 20 коп. налоговых санкций за неполную уплату налога на прибыль и в доход федерального бюджета 32 435 руб. 22 коп. государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы.
3. В остальной части решение оставить без изменения.
4. Настоящее Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
5. Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2004 года.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
Т.И.ГАЛАЕВА
М.Ю.КОЧЕРГА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru