Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 19.03.2004 № А29-6709/03-3э
<ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ОПЛАТУ УБОРКИ ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТОК>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 19 марта 2004 года Дело № А29-6709/03-3э

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 16 марта 2004 г. апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.03 по делу № А29-6709/03-3э, принятое судьей Егоровой Т.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.03 по делу № А29-6709/03-3э удовлетворены исковые требования МП "Жилкомхоз" о взыскании с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 605 943,19 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением истцом льгот по жилищно-коммунальным услугам в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми".
Министерство финансов Республики Коми не согласно с принятым решением, в апелляционной жалобе указывает, что истцом не доказан факт наличия убытков и их размер, все расчеты с истцом обязано произвести Управление по социальным вопросам администрации МО "Усть-Вымский район" в рамках договора 3 6-л/2002 от 03.01.2002. Кроме того, в дополнении к апелляционной жалобе заявитель отмечает, что судом необоснованно взысканы убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищных услуг, поскольку Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" установлены льготы только по оплате занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг.
Истец считает доводы Министерства финансов Республики Коми несостоятельными, указывая в отзыве на апелляционную жалобу, что факт и размер понесенных МП "Жилкомхоз" убытков подтверждается актом сверки от 01.09.2003, подписанным Управлением по социальным вопросам администрации МО "Усть-Вымский район", которое в данном случае выступает посредником в вопросах возмещения затрат по предоставленным льготам за счет и в пределах средств, переданных на эти цели из республиканского бюджета в местный бюджет.
Финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, отмечая, что убытки, связанные с предоставлением льгот обоснованно, взысканы за счет республиканского бюджета Республики Коми, поскольку Законом Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год" предусмотрено перечисление Усть-Вымскому району субвенции на реализацию Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми".
Дело рассматривается в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании МУП "Райжилкомхоз" заявлено ходатайство о замене истца МП "Жилкомхоз" на МУП "Райжилкомхоз" в связи с реорганизацией муниципальных предприятий ЖКХ МУП "Горжилкомхоз", МП "Жилкомхоз" и Усть-Вымского РМУП ЖКХ в форме слияния в одно юридическое лицо МУП "Райжилкомхоз" на основании Постановления главы администрации МО "Усть-Вымский район" от 10.11.2003 № 774.
В силу п. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции находит необходимым удовлетворить ходатайство МУП "Райжилкомхоз" о замене истца, поскольку наличие правопреемства подтверждается Уставом МУП "Райжилкомхоз" и передаточным актом от 10.12.2003.
Оценив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства:
Как видно из материалов дела, МУ "Служба по управлению ЖКХ в Усть-Вымском районе (Служба заказчика)", МП "Жилкомхоз" и Управлением по социальным вопросам администрации МО "Усть-Вымский район" заключен договор № 6-л/2002 от 03.01.2002 о порядке и сроках возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот за жилье и коммунальные услуги в домах муниципального жилого фонда.
Согласно п. 1.1 договора от 03.01.2002 МП "Жилкомхоз" поручает, а Служба заказчика принимает на себя обязанности по проведению начислений льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе на основании Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми".
Пунктом 1.2 договора от 03.01.2002 предусмотрено, что Управление по социальным вопросам администрации МО "Усть-Вымский район" выступает посредником в вопросах возмещения расходов на предоставленные льготы за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст. 9 Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК" от 15.11.01 № 70-РЗ финансирование мер социальной защиты ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста, предусмотренных данным Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми № 57 от 17 мая 2002 г. "О мерах по реализации Закона РК "О республиканском бюджете РК на 2002 г." предусмотрено перечисление местным бюджетам субвенций из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
Согласно приложению № 12 к Закону РК "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 г." предусмотрено выделение МО "Усть-Вымский район" 4098 тыс. руб. на реализацию Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК".
Как следует из Закона РК "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2002 г." фактически МО "Усть-Вымский район" на реализацию Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК" перечислено 2871 тыс. руб., то есть имело место недофинансирование.
Согласно акту сверки между МП "Жилкомхоз" и Управлением по социальным вопросам МО "Усть-Вымский район" по состоянию на 01.09.2003 задолженность по льготам, предоставленным истцом на основании Закона "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК", составила 987851,90 руб.
В судебном заседании истцом заявлено об уточнении исковых требований, согласно данному уточнению подлежит взысканию задолженность за период с июня 2002 г. по декабрь 2002 г.
По расчетам истца в спорном периоде в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" им недополучено доходов на сумму 605 943,19 руб.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которое оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В силу ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Определением суда первой инстанции от 02.10.2003 к участию в деле в качестве дополнительного ответчика привлечено Министерство финансов Республики Коми.
Министерством финансов Республики Коми не представлено доказательств полного финансирования расходов истца в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК".
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что убытки, понесенные истцом при предоставлении льгот на основании Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми", подлежат взысканию за счет средств республиканского бюджета с Министерства финансов Республики Коми.
В предоставленной истцом справке о сумме расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми", в общую сумму включены расходы по оплате жилищных услуг и уборки лестничных клеток.
В соответствии с названным Законом ветеранам, членам их семей и гражданам пожилого возраста в зависимости от категории граждан предоставляется 50% или 100% освобождение от оплаты занимаемой площади жилых помещений в пределах установленной социальной нормы, в том числе членам семей, совместно с ними проживающих, 100% освобождение их от оплаты за сверхнормативную площадь жилья.
Под оплатой занимаемой общей площади жилых помещений понимается плата за владение и пользование жилым помещением, то есть найм. Объектом договора найма жилого помещения в силу п. 1 ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Места общего пользования многоквартирного дома, а также его оборудование не относятся к жилым помещениям.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163, в жилищные услуги входит содержание и текущий ремонт, а также капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях.
Таким образом, довод Министерства финансов Республики Коми о том, что не подлежат взысканию убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищных услуг, обоснован.
Кроме того, в зависимости от категории граждан Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" предоставляется 50% или 100% освобождение от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотделение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных законодательством Республики Коми) и от оплаты за сверхнормативное потребление коммунальных услуг, в том числе членов семей указанных лиц, совместно с ними проживающих.
Уборка лестничных клеток не входит в перечень коммунальных услуг, указанных в Законе. Следовательно льготы по оплате коммунальных услуг не распространяются на оплату уборки лестничных клеток.
Таким образом, не имеется оснований для взыскания 197 581,83 руб. расходов, связанных с предоставлением ветеранам, членам их семей и гражданам пожилого возраста льгот по оплате жилищных услуг и уборки лестничных клеток.
С учетом изложенного, решение суда от 17.12.2003 подлежит изменению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О государственной пошлине" Министерство финансов Республики Коми освобождено от уплаты государственной пошлины.
МУП "Райжилкомхоз" заявлено ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины в связи с тяжелым финансовым положением.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О государственной пошлине" арбитражный суд, исходя из имущественного положения сторон, может отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины или уменьшить ее размер.
Суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с истца, до 100 руб. 00 коп., поскольку представленными документами подтверждается отсутствие необходимых денежных средств на расчетном счете МУП "Райжилкомхоз".
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 декабря 2003 года по делу № А29-6709/03-3э изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Произвести правопреемство с МП "Жилкомхоз" на МУП "Райжилкомхоз".
Взыскать за счет казны Республики Коми с Министерства финансов Республики Коми в пользу МУП "Райжилкомхоз" 408 361 руб. 36 коп. убытков. Выдать исполнительный лист.
Взыскать с МУП "Райжилкомхоз" в доход федерального бюджета Российской Федерации 100 руб. 00 коп. государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.
Разъяснить, что Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок с даты изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
С.В.ТУГАРЕВ
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru