Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 26.02.2004 № А29-8455/03-1480/02-3Б
<КАПИТАЛИЗАЦИЯ ПОВРЕМЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ВВЕДЕНО КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, МОЖЕТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНА ТОЛЬКО ФОНДУ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 26 февраля 2004 года Дело № А29-8455/03-1480/02-3Б


(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 19 февраля 2004 г. апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью на определение Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2003 по делу № А29-8455/03-1480/02-3Б, принятое судом в составе судей: Токарев С.Д., Каменев А.Л., Рагозин В.Н.,

установил:

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24 декабря 2003 года жалоба ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми удовлетворена, его требования на сумму 649033,40 руб. включены в первую группу очередности реестра требований кредиторов.
Не согласен с принятым судебным актом конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью, в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции допущено нарушение положений п. 3 ст. 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998, исходя из того, что право требования по капитализации повременных платежей в счет возмещения вреда здоровью может перейти от гражданина к Российской Федерации только с его согласия.
Конкурсный управляющий полагает также, что судом неправомерно применен к настоящему спору п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу указывает на необоснованность доводов заявителя, считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми согласен с доводами, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверка законности принятого определения осуществлена в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на апелляционную жалобу, пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2003 общество с ограниченной ответственностью признано несостоятельным (банкротом), в отношении данного предприятия открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью назначен гражданин.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 № 125-ФЗ, при ликвидации страхователя - юридического лица страхователь обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с "Порядком внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 863, конкурсный управляющий обязан рассчитать размер капитализированных платежей и согласовать расчет со страховщиком в 2-недельный срок с момента закрытия реестра требований кредиторов.
ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, получив 10.06.2003 уведомление конкурсного управляющего о введении конкурсного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью, подготовил расчет капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при банкротстве на сумму 649033,40 руб. и вручил его для согласования конкурсному управляющему 11.07.2003.
Затем письмом № 01/06-9250 от 24.10.2003 фонд просил конкурсного управляющего согласовать данный расчет и включить согласованную сумму в реестр требований кредиторов.
Письмом от 12.11.2003 конкурсный управляющий не согласился с расчетом капитализированных платежей и предложил создать согласительную комиссию. Из протокола согласительной комиссии от 26.11.2003 усматривается, что разногласия ей не были урегулированы.
Из материалов дела усматривается, что причиной несогласия конкурсного управляющего с суммой капитализируемых платежей стало то, что расчет данной суммы был произведен фондом в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей № 72 от 30.07.2001, с учетом установленной степени вины пострадавшего на производстве, на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", устанавливающей, что в случае если при расследовании страхового случая установлена степень вины застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты, уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. По мнению конкурсного управляющего право требования потерпевших на производстве к предприятию должнику могло возникнуть только соответственно на 30 и 90% от их среднего заработка, исходя из степени вины застрахованных лиц.
Указанная позиция арбитражного управляющего противоречит законодательству, регулирующему данные отношения.
В соответствии с п. 1 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.
Кроме того, письмом Фонда социального страхования РФ от 15 марта 2000 г. № 02-18/07-1810 даны разъяснения о применении статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которым с момента вступления в силу указанного выше Федерального закона размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов.
Каких-либо исключений в определении степени вины пострадавшего при расчете капитализируемых платежей в отношении предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), данная статья не содержит, следовательно, подлежит применению общее правило.
Довод апелляционной жалобы о том, что на переход права требования на получение капитализированных платежей к Фонду социального страхования требуется согласие потерпевших является также несостоятельным в силу следующего:
Согласно ст. 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Статьей 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 установлена очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица, в отношении которого осуществляется конкурсное производство, причем требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью удовлетворяются в первую очередь путем капитализации соответствующих повременных платежей.
В соответствии с п. 3 ст. 107 вышеуказанного Закона при наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что у гражданина имелась возможность альтернативного выбора возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью: либо путем выплаты ему суммы капитализированных повременных платежей единовременно в полном объеме, либо передаче своих прав Российской Федерации в лице определенного государственного органа, которым будут ему производиться соответствующие повременные платежи.
С 01.01.2000 вступил в действие Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" № 125-ФЗ от 24.07.1998.
В соответствии с данным Законом ежемесячные и другие выплаты по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан работодателем при исполнении ими трудовых обязанностей, производятся Фондом социального страхования независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья (в том числе и вследствие повреждения здоровья до даты вступления в силу вышеуказанного Закона).
При этом юридические лица - страхователи уплачивают фонду обязательные страховые взносы, за счет которых и производятся в последующем фондом выплаты непосредственно гражданам.
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 обязанность по выплате денежной компенсации по возмещению вреда, причиненного вследствие трудового увечья или смерти кормильца при исполнении им трудовых обязанностей, возлагается на Фонд социального страхования.
Статьей 23 данного Федерального закона предусмотрена обязанность юридического лица в случае его ликвидации по внесению Фонду капитализированных платежей в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" № 125-ФЗ от 24.07.1998 предусматривает иной порядок осуществления капитализации повременных платежей для возмещения вреда жизни и здоровью.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 являются специальными законами, регулирующими, в частности, вопрос об условиях и порядке капитализации платежей для возмещения вреда здоровью граждан. Оба закона являются равными согласно правовой иерархии. При таких обстоятельствах после 01.01.2000 вопрос о капитализации повременных платежей для возмещения вреда жизни и здоровью граждан, причиненного вследствие трудового увечья, должен разрешаться на основании Закона, дата принятия которого является более поздней, то есть Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Данный закон не предусматривает возможности альтернативного выбора гражданином порядка капитализации денежных средств для возмещения вреда здоровью (непосредственно физическому лицу или государству), а потому с 01.01.2000 капитализация повременных платежей юридическими лицами, в отношении которых введено конкурсное производство по правилам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998, может быть осуществлена только Фонду социального страхования (орган, определенный государством для выполнения этих задач).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделаны правильные выводы об удовлетворении жалобы ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми и возложении обязанности на конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью по включению в первую очередь реестра требований кредиторов требования фонда на сумму 649033,40 руб.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Определение Арбитражного суда Республики Коми от 24 декабря 2003 года по делу № А29-8455/03-1480/02-3Б оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
С.В.ТУГАРЕВ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru