Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОБЗОР кассационной практики Верховного суда РК по гражданским делам за январь 2004 г.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОБЗОР
КАССАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ЗА ЯНВАРЬ 2004 ГОДА

ДЕЛО № 33-33
УСИНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА

Признавая отношения по договору подряда трудовыми, суд должен учитывать положения статьи 15 Трудового кодекса РФ, определяющей признаки трудовых отношений.

Между ОАО УПК "Недра" и Исхановой был заключен договор подряда на срок с 1 июня по 31 июля для выполнения работ по стирке белья и уборке помещений.
Исханова обратилась в суд с заявлением о признании договора подряда трудовым, заключенным на неопределенный срок для выполнения работы в качестве горничной, восстановлении на работе, взыскании процентной надбавки и среднего заработка за время вынужденного прогула.
Суд заявленные требования удовлетворил, признал договор трудовым, заключенным на неопределенный срок для выполнения работы горничной. Истица восстановлена на работе, взыскана в ее пользу процентная надбавка к заработной плате и зарплата за время вынужденного прогула.
Разрешая спор, суд исходил из того, что между сторонами возникли трудовые отношения, поэтому трудовой договор следует признать заключенным и восстановить истицу на работе.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенные этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Из материалов дела следует, что трудовой договор между сторонами не заключался, ответчиком составлялись акты принятия выполненных работ, в штатном расписании ОАО "Недра" должность горничной отсутствует.
Суд не дал правовой оценки этому обстоятельству и возражениям ответчика на иск о том, что с Исхановой был заключен гражданско-правовой договор, правила внутреннего распорядка на нее не распространялись, работа выполнялась не регулярно и в удобное для нее время.
Решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд для определения правовой природы состоявшихся между сторонами правоотношений.

ДЕЛО № 33-3068
УХТИНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА

Рассматривая вопрос о наложении ареста в порядке обеспечения иска, суд может наложить арест лишь на конкретное имущество, находящееся у ответчика.

Мишаков Е. обратился к Мишакову И. с иском о разделе наследственного имущества, в состав которого в том числе входит библиотека (собрание книг).
Истцом было заявлено ходатайство о принятии мер к обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество наследодателя, находящееся в квартире ответчика Мишакова И., - библиотеку в виде собрания книг.
Судом ходатайство удовлетворено, наложен арест на библиотеку (собрание книг).
Ответчик, обжалуя определение, указал, что библиотека не содержит антикварных, раритетных изданий, а состоит из обычной художественной литературы, кроме того, в состав библиотеки входят учебники, принадлежащие его ребенку.
Судебная коллегия определение суда отменила, указав следующее.
В соответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Согласно ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть в том числе наложение ареста на конкретное имущество, находящееся у ответчика или других лиц. Поскольку материалами дела было установлено, что библиотека наследодателя включает в себя собрание книг, необходимо было установить какие конкретно книги, входящие в состав библиотеки, принадлежали наследодателю, с указанием автора, года издания, и с учетом установленного определить какие из них подлежали аресту.
Дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Верховный Суд Российской Федерации в связи с возникающими в практике вопросами письмом № 1839-5/общ. от 05.12.2003 доводит до сведения судов следующую информацию.
В части 4 статьи 1 Основ законодательства РФ о нотариате, принятых 11 февраля 1993 года, закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утвержденная Министерством юстиции РФ, уточнила, что определенные нотариальные действия могут совершаться должностным лицом органа государственной власти и определила порядок их совершения.
Вместе с тем, на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов гос. власти.
Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в пункте 10 статьи 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в РФ", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.
Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.
Статья 12 Конституции РФ провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органы государственной власти.
Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, пункт 2 статьи 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
С целью реализации данного конституционного принципа, в пункте 5 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями РФ.
Из изложенного следует вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в Федеральном законе.
Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла свое отражение в пункте 7 ст. 1125 Гражданского кодекса РФ, согласно которой это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона.
В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий.
Данные акты после вступления в силу Конституции РФ, в части названных норм, изменений не претерпели.
Более того, 31 декабря 1995 года была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", пункт 10 статьи 5 которого закрепляет полномочия органа местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.
В статье 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается, что должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции.
Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, указанным в пункте 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года № 394.

Индекс потребительских цен (индекс инфляции) по Республике Коми в январе 2004 года по отношению к декабрю 2003 года составил 100,78%.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru