Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 28.01.2004 № А29-4636/03-2э
<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ О ПРИЗНАНИИ КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, СУДОМ ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ КОНКУРСНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ СВЕДЕНИЙ ОБ ИХ АВТОРАХ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 28 января 2004 года Дело № А29-4636/03-2э


(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 21.01.2004 апелляционную жалобу Коми территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение Арбитражного суда Республики Коми от 5 ноября 2003 года по делу № А29-4636/03-2э, принятое судьей Козловым О.Г.,

установил:

Коми территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства обратилось с иском к Минимуществу Республики Коми о признании конкурса по отбору страховых компаний, претендующих на право осуществления страхования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, проведенный 14.06.2002, недействительным. Исковые требования уточнены заявлением от 22.07.2003 (л.д. 25).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.11.2003 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Третьи лица, - страховые компании, не нарушили правила проведения конкурса и требования законодательства Российской Федерации, в силу чего их отстранение от участия в торгах является неправомерным. В указанной ситуации суд необоснованно не применил норму статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и не признал торги несостоявшимися. Ссылка суда на норму пункта 3 статьи 19 Федерального закона "О конкурсах на размещение товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд" неправомерна, так как положения данного Закона регулируют порядок проведения торгов в целях заключения договоров, исполнение которых обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Из протокола заседания конкурсной комиссии следует, что содержание двух конвертов (страховых компаний) оказалось без реквизитов страховой компании. Ни действующее законодательство, ни Постановление Правительства Республики Коми № 40 от 15.04.2002 "О конкурсном отборе страховых компаний, претендующих на право осуществления страхования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми" не предусматривает обязанность участников представлять сведения об организационно-правовой форме, местонахождении претендента в составе конкурсного предложения. Конкурсные заявки третьих лиц указанные сведения содержали. Кроме того, члены конкурсной комиссии вправе запрашивать дополнительные сведения у претендентов. В нарушение пункта 26 Постановления Правительства Республики коми № 40 от 15.04.2002 мотивированные отказы на участие в конкурсе третьим лицам направлены не были.
Третье лицо, - страховая компания, в отзыве на апелляционную жалобу доводы КТУ МАП России поддержало.
Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы истца, просит решение суда оставить в силе. Минимущество Республики Коми в отзыве указало, что третьим лицам в участии в конкурсе отказано не было, так как такой отказ в соответствии с пунктами 25, 26 Положения о проведении конкурса по отбору страховых компаний, претендующих на право осуществления страхования имущества Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми № 40 от 15.04.2002, возможен только до рассмотрения конкурсных предложений по существу. Ответчик считает, что истец неправильно трактует положения указанного Постановления о возможности предоставления дополнительных сведений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.
Из материалов дела следует, что Министерством имущественных отношений Республики Коми среди страховых компаний был проведен открытый конкурс на право заключить договоры страхования имущества, находящегося в собственности республики. Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии № 2 от 14.06.2002 победителями конкурса признаны открытое акционерное общество (на право страхования недвижимого имущества) и закрытое акционерное общество (на право страхования движимого имущества и осуществления других видов страхования).
Вышеуказанный конкурс был проведен во исполнение и в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми № 40 от 15.04.2002 "О конкурсном отборе страховых компаний, претендующих на право осуществления страхования имущества, находящегося в собственности Республики Коми", утвержденным им Положением, регламентирующим порядок проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Коми территориальное управление МАП России обратилось с иском о признании открытого конкурса по отбору страховых компаний на право страхования имущества Республики Коми недействительным со ссылкой на нарушение статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", так как страховые компании неправомерно были исключены из состава участников торгов. Исключение данных лиц от участия в конкурсе произошло в результате того, что конкурсные предложения данных страховых компаний не были предметом рассмотрения при конкурсном отборе. Конкурсная комиссия решила не рассматривать конкурсные предложения указанных лиц ввиду отсутствия на них реквизитов страховых компаний, неправомерно ссылаясь на нарушение правил проведения торгов в указанной части.
Суд апелляционной инстанции считает, что конкурс проведен с соблюдением правил, установленных законом, оснований для признания его недействительным не имеется.
Предметом регулирования Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" № 117-ФЗ от 23.06.1999 (в ред. от 30.12.2001) (статья 1) являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
В целях обеспечения конкуренции на рынке вышеуказанных услуг в соответствии со статьей 13 данного Федерального закона перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета (в том числе и республиканского), определяется путем проведения открытого конкурса.
Согласно статье 14 Федерального закона открытый конкурс должен быть проведен с учетом определенных требований, в частности об ознакомлении участников конкурса с его правилами в приемлемый срок до начала его проведения; ограничения или прекращения доступа любых лиц к участию в открытом конкурсе только в случаях нарушения ими установленных правил проведения открытого конкурса и законодательства Российской Федерации.
Положение, содержащее правила проведения открытого конкурса по отбору страховых компаний на право страхования имущества, находящегося в собственности Республики Коми (далее - Положение), утверждено Постановлением Правительства Республики Коми № 40 от 15.04.2002.
Постановлением Правительства РК № 40 от 15.04.2002 организатором конкурса определено Министерство имущественных отношений Республики Коми, утвержден состав конкурсной комиссии.
Объявление о проведении открытого конкурса среди страховых компаний опубликовано в номере газеты "Республика" от 24.04.2002 в соответствии с требованиями пункта 11 Положения, с указанием порядка, места и срока подачи заявок, требований к претендентам, критериям конкурсного отбора.
Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе, установлен пунктом 13 Положения, в соответствии с которым претендент должен представить, в том числе: копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, копию учредительных документов, копию лицензии на осуществление страховой деятельности, различные финансовые документы, подтверждающие его положение на рынке страховых услуг.
Указанные документы подаются организатору конкурса в одном экземпляре в 30-дневный срок с момента опубликования извещения о проведении конкурса.
Вышеперечисленные документы содержат в себе реквизиты юридических лиц об их организационно-правовой форме и местонахождении.
Непосредственно конкурсное предложение, представляющее собой программу страхования (в том числе прейскурант (тарифные ставки) оказываемых страховых услуг, порядок и форма расчета с заказчиками, наличие повышающих и понижающих коэффициентов к тарифным ставкам по видам страховых услуг), которую может реализовать претендент на рынке страхования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, согласно требованиям пункта 13 Положения должно быть представлено претендентом в отдельном конверте без указания на нем реквизитов участника конкурса и каких-либо отметок, указывающих на принадлежность к конкретной фирме, конверт запечатывается печатью организатора конкурса.
Из пояснений сторон и материалов конкурса следует, что настоящий спор возник вследствие отказа конкурсной комиссией в рассмотрении конкурсных предложений третьих лиц: страховых компаний. При этом доводы ответчика о том, что указанные действия конкурсной комиссии по смыслу пунктов 25, 26 Положения не являются отказом претенденту в участии в конкурсе, судом отклоняются. Отказ претенденту в рассмотрении его конкурсного предложения по существу является отказом в участии в конкурсе и должен рассматриваться в качестве такового.
Вместе с тем суд считает, что конкурсная комиссия правомерно отказалась от рассмотрения конкурсных предложений третьих лиц.
Из конкурсной документации видно, что представленные конкурсной комиссии конверты с конкурсными предложениями участников в соответствии с требованиями пункта 13 Положения были запечатаны организатором конкурса, на указанных конвертах отсутствовали какие-либо отметки, которые бы указывали на лицо, чья программа страхования находится в данном конверте.
Однако, из протокола конкурсной комиссии следует, что вскрыв восемь конвертов было обнаружено, что установить чьи конкурсные предложения находятся в двух из них невозможно, ввиду отсутствия в указанных предложениях информации о страховой организации представившей ее, а именно: наименование, организационно-правовая форма, местонахождение.
Доводы истца о том, что страховыми организациями конкурсное предложение было оформлено в соответствии с требованиями пункта 13 Положения, отклоняются судом.
Из указанного пункта Положения прямо не следует, что на документах конкурсного предложения не должны иметься сведения об участнике конкурса. Напротив, буквальное прочтение данного пункта указывает на необходимость отсутствия таких сведений лишь на самом конверте.
Более того, отсутствие в конкурсном предложении сведений о фирме-участнике не имеет какого-либо практического смысла, так как конкурсная комиссия определяет победителя торгов, руководствуясь не только конкурсными предложениями, но иными документами, приложенными к заявке, в том числе учредительными и финансовыми документами участника конкурса.
Анализ действующего законодательства также подтверждает, что при определении победителя торгов конкурсная комиссия должна обладать сведениями, идентифицирующими участника, представившего соответствующее конкурсное предложение. Сведения о фирме, представившей конкурсное предложение, наряду с условиями страховой программы, являются для конкурсной комиссии ориентиром при определении победителя конкурса, так как указывают на ее известность, рейтинг и иные, имеющие значение для победителя, качества.
Так, согласно пунктам 8.1, 8.2 и 8.3 Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденного распоряжением Мингосимущества России от 28.07.1998 (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1998 № 1576), заявки на участие в конкурсе принимаются в двойных конвертах; при этом внутренний конверт, содержащий собственно предложения претендента, должен быть закрыт и опечатан претендентом, организатор не вправе распечатывать внутренний конверт.
Согласно статье 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", устанавливающей порядок проведения открытого конкурса, ни одному из его участников не могут быть созданы преимущественные условия участия в конкурсе, в том числе доступ к конфиденциальной информации. Аналогичное правило установлено Основными требованиями к проведению открытых конкурсов по отбору страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 № 737.
Смысл содержания вышеуказанных норм направлен на обеспечение равного положения участников конкурса путем сохранения конфиденциальности содержания их конкурсных предложений вплоть до заседания конкурсной комиссии.
Закрытый и опечатанный конверт гарантирует участнику тайну содержащейся в нем информации и, следовательно, невозможность для иных лиц (подающих заявку позднее) предлагать свою страховую программу с учетом условий чужих конкурсных предложений.
Действия конкурсной комиссии по отказу в рассмотрении конкурсных предложений, не имеющих сведений об их авторе (страховой фирме), и соответственно в отказе в участии в конкурсе страховых компаний, правомерны и соответствуют требованиям пункта 25 Положения.
В соответствии с указанным пунктом Положения конкурсной комиссией может быть отказано претенденту в его участии в конкурсе в случае недостоверности или неполноты представленных страховой компанией документов.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о неполноте представленной третьими лицами информации. Кроме того, в ситуации, когда данные нарушения имели место в двух конкурсных предложениях, определить их авторство методом исключения не представлялось возможным.
Доводы истца о том, что конкурсной комиссии в указанной ситуации для определения авторства конкурсных предложений необходимо было запросить дополнительные сведения у участников, не принимаются судом, так как согласно пункту 24 Положения запрос любых дополнительных сведений у претендентов является правом, а не обязанностью конкурсной комиссии.
Ссылка истца на нарушение при проведении торгов пункта 26 Положения о необходимости направления не позднее 5 дней со дня подписания протокола заседания конкурсной комиссии мотивированных отказов на участие в конкурсе, чего комиссией сделано не было, не принимается судом. Указанные нарушения не могут рассматриваться как существенные для определения действительности торгов, так как не влияют на правильность определения победителя конкурса.
В связи с изложенным, в отсутствие нарушений закона при проведении спорных торгов, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании их недействительными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.11.2003 по делу № А29-4636/03-2э оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий
С.В.ТУГАРЕВ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru