"УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
(ред. от 28.11.2003)
(принят Советом Прилузского района 07.08.1998)
(Зарегистрировано в Государственном Совете РК 23.09.1998)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Знамя труда", 12.11.1998.
Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием решения Совета МО "Прилузский район" от 29.11.2005 № 1.
Принят
на 13 сессии
Совета Прилузского района
1 созыва
7 августа 1998 года
Зарегистрирован
в Государственном Совете
Республики Коми
23 сентября 1998 года
УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
(в ред. решений Совета МО "Прилузский район"
от 29.03.2002 № 18; от 31.05.2002 № 20; от 27.09.2002 № 21;
от 28.11.2003 № 5)
Настоящий Устав в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми устанавливает основные положения организации местного самоуправления в муниципальном образовании "Прилузский район".
Раздел первый
ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Глава 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ
Статья 1. Название и статус муниципального образования
Муниципальное образование имеет наименование "Прилузский район". Муниципальное образование "Прилузский район" образовано на основании решения Совета Прилузского района № 13 от 7 августа 1998 года в соответствии с частью второй статьи 5 и со статьей 7 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" и с учетом мнения населения района, высказанного при проведении плебисцита Республики Коми 30 ноября 1997 года.
Муниципальное образование "Прилузский район" является районом Республики Коми с подчиненными ему территориями.
Муниципальное образование "Прилузский район" - это группа поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется выборный орган - Совет района, бюджет района и собственность муниципального образования.
Статья 2. Состав территории муниципального образования "Прилузский район"
1. В состав территории МО "Прилузский район" входят территории следующих населенных пунктов: п.с.т. Ваймес, п.с.т. Бедьвож, п.с.т. Велдорья, с. Верхолузье, д. Оньмесь, д. Тылай, д. Чернушка, п.с.т. Вухтым, п.с.т. Кыддзявидз, д. Березовка, с. Гурьевка, д. Корольки, д. Талица, с. Занулье, д. Мишаково, д. Гостиногорка, д. Колобово, д. Крутотыла, с. Летка, д. Малая Беберка, д. Осиновка, д. Поромшор, д. Анкерская, д. Вотинская, д. Галахтионовская, д. Гарь, д. Запольская, д. Ивановская, д. Карповская, д. Козловская, п.с.т. Коржинский, д. Кузнецовская, д. Лехта, с Лойма, д. Матвеевская, д. Тарбиевская, д. Тарасовская, д. Уркинская, д. Архиповка, п.с.т. Гуляшор, с. Мутница, д. Ручьпозъя, п.с.т. Верхняя Седка, д. Климовская, д. Лихачевская, д. Ловля, с. Ношуль, п.с.т. Орысь, д. Сидор-Чой, д. Сэпсикт, п.с.т. Чекша, д. Яковлевская, д. Беляевская, д. Загарская, п.с.т. Изъяшор, д. Калининская, д. Лукинчи, д. Оброчная, с. Объячево, п.с.т. Ожындор, д. Остаповская, д. Паневская, д. Пожмадор, д. Тупеговская, д. Вавиловка, д. Ивановка, д. Лавровка, с. Прокопьевка, д. Кулига (с. Слудка), с. Слудка, д. Ураки, п.с.т. Якуньель, д. Керес, д. Кулига (с. Спаспоруб), д. Плесо, д. Поруб, д. Поруб-Кеповская, д. Ракинская, с. Спаспоруб, д. Урнышевская, д. Крысовка, п.с.т. Пожемаяг, д. Черемуховка, п.с.т. Гыркашор, п.с.т. Усть-Лопъю, с. Черныш, д. Березники, д. Векшор, д. Маловыльгорт, д. Тарачево, с. Читаево.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 31.05.2002 № 20)
2. Территории населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования "Прилузский район", и прилегающие к ним земли составляют в совокупности территорию муниципального образования "Прилузский район".
3. Название и границы населенных пунктов, указанных в части первой настоящей статьи, могут изменяться в соответствии с законодательством Республики Коми.
4. Границы населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования "Прилузский район", фиксируются в плане границ муниципального образования "Прилузский район".
Статья 3. Граница муниципального образования "Прилузский район"
1. Граница муниципального образования "Прилузский район" определяет территорию муниципального образования, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
2. Граница муниципального образования "Прилузский район" установлена Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР № 47 от 21 января 1963 года.
3. Граница территории муниципального образования "Прилузский район" определяется органами государственной власти Республики Коми.
4. Изменение границы муниципального образования "Прилузский район" производится законом Республики Коми в порядке, установленном законодательством, с учетом мнения населения муниципального образования "Прилузский район", экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций, а также с учетом целостности землепользования. Изменение границы муниципального образования "Прилузский район" в соответствии с этими решениями фиксируется в плане муниципального образования "Прилузский район".
5. Официальным документом, фиксирующим границу муниципального образования "Прилузский район", является план границы муниципального образования "Прилузский район", оформленный в установленном порядке.
Статья 4. Административный центр муниципального образования "Прилузский район"
Административным центром муниципального образования "Прилузский район" является с. Объячево.
Статья 5. Административно-территориальное деление муниципального образования "Прилузский район"
1. В целях организации управления территория муниципального образования "Прилузский район" делится на следующие административные территории:
1) п.с.т. Ваймес с подчиненными ему территориями (территории п.с.т. Ваймес, п.с.т. Бедьвож, п.с.т. Велдоръя с прилегающими к ним землями);
2) с. Верхолузье с подчиненными ему территориями (территории с. Верхолузье, д. Оньмесь, д. Тылай, д. Чернушка с прилегающими к ним землями);
3) п.с.т. Вухтым с подчиненными ему территориями (территории п.с.т. Вухтым, п.с.т. Кыддзявидз с прилегающими к ним землями);
4) с. Гурьевка с подчиненными ему территориями (территории с. Гурьевка, д. Березовка, д. Корольки, д. Талица с прилегающими к ним землями);
5) с. Занулье с подчиненными ему территориями (территории с. Занулье, д. Мишаково с прилегающими к ним землями);
6) с. Летка с подчиненными ему территориями (территории с. Летка, д. Гостиногорка, д. Колобово, д. Крутотыла, д. Малая Беберка, д. Осиновка, д. Поромшор с прилегающими к ним землями);
7) с. Лойма с подчиненными ему территориями (территории с. Лойма, д. Анкерская, д. Вотинская, д. Галахтионовская, д. Гарь, д. Запольская, д. Ивановская, д. Карповская, д. Козловская, п.с.т. Коржинский, д. Кузнецовская, д. Лехта, д. Матвеевская, д. Тарасовская, д. Тарбиевская, д. Уркинская с прилегающими к ним землями);
8) с. Мутница с подчиненными ему территориями (территории с. Мутница, п.с.т. Гуляшор, д. Архиповка, д. Ручьпозъя с прилегающими к ним землями);
9) с. Ношуль с подчиненными ему территориями (территории с. Ношуль, п.с.т. Верхняя Седка, д. Климовская, д. Лихачевская, д. Ловля, п.с.т. Орысь, д. Сидор-Чой, д. Сэпсикт, п.с.т. Чекша, д. Яковлевская с прилегающими к ним землями);
10) с. Объячево с подчиненными ему территориями (территории с. Объячево, д. Беляевская, д. Загарская, п.с.т. Изъяшор, д. Калининская, д. Лукинчи, д. Оброчная, п.с.т. Ожындор, д. Остаповская, д. Паневская, д. Пожмадор, д. Тупеговская с прилегающими к ним землями);
11) с. Прокопьевка с подчиненными ему территориями (территории с. Прокопьевка, д. Вавиловка, д. Ивановка, д. Лавровка с прилегающими к ним землями);
12) с. Слудка с подчиненными ему территориями (территории с. Слудка, д. Кулига, д. Ураки, п.с.т. Якуньель с прилегающими к ним землями);
13) с. Спаспоруб с подчиненными ему территориями (территории с. Спаспоруб, д. Керес, д. Кулига, д. Плесо, д. Поруб, д. Поруб-Кеповская, д. Ракинская, д. Урнышевская с прилегающими к ним землями);
14) с. Черемуховка с подчиненными ему территориями (территории с. Черемуховка, д. Крысовка, п.с.т. Пожемаяг с прилегающими к ним землями);
15) с. Черныш с подчиненными ему территориями (территории с. Черныш, п.с.т. Гыркашор, п.с.т. Усть-Лопъю с прилегающими к ним землями);
16) с. Читаево с подчиненными ему территориями (территории с. Читаево, д. Березники, д. Векшор, д. Маловыльгорт, д. Тарачево с прилегающими к ним землями).
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
2. Изменение административной территории производится с учетом мнения населения, территориальных администраций на основании решения Совета муниципального образования "Прилузский район" о передаче населенного пункта из одной административной территории в другую и внесения соответствующих изменений в настоящий Устав.
3. Границы административных территорий и их изменение фиксируются в плане границ муниципального образования "Прилузский район".
Статья 6. Символика муниципального образования "Прилузский район"
1. Наименование и описание символики муниципального образования "Прилузский район" устанавливаются настоящим Уставом.
2. Официальное использование символики муниципальными органами и должностными лицами допускается после ее регистрации в Государственном Совете Республики Коми.
3. Использование символики муниципального образования "Прилузский район" иными организациями и лицами осуществляется в соответствии с действующим законодательством и положением о символике муниципального образования "Прилузский район", утвержденным Советом муниципального образования "Прилузский район".
Статья 7. Употребление языков при осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании "Прилузский район"
При осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании "Прилузский район" употребляются государственные языки Республики Коми - коми и русский в соответствии с Законом Республики Коми "О государственных языках Республики Коми".
Глава 2. МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО И ПРАВО ЕГО ЧЛЕНОВ НА УЧАСТИЕ
В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Статья 8. Местное сообщество муниципального образования "Прилузский район"
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования "Прилузский район", образуют местное сообщество муниципального образования "Прилузский район" и являются его членами.
Статья 9. Формы участия членов местного сообщества в осуществлении местного самоуправления
1. Члены местного сообщества имеют право на участие в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании "Прилузский район".
2. Члены местного сообщества участвуют в осуществлении местного самоуправления в следующих формах:
непосредственно: путем участия в выборах, местных референдумах и других формах прямого волеизъявления;
через выборный и другие муниципальные органы муниципального образования "Прилузский район";
через органы территориального общественного самоуправления;
через иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Статья 10. Обеспечение права членов местного сообщества на участие в осуществлении местного самоуправления
1. Члены местного сообщества имеют право:
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
участвовать в местных референдумах, опросах, собраниях (сходах) и иных формах прямого волеизъявления;
на равный доступ к муниципальной службе;
обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Все органы и должностные лица местного самоуправления в муниципальном образовании "Прилузский район" обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
3. Право членов местного сообщества на участие в осуществлении местного самоуправления обеспечивается настоящим Уставом, законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Глава 3. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Статья 11. Предметы ведения муниципального образования "Прилузский район"
В ведении муниципального образования "Прилузский район" находятся вопросы местного значения, а также передаваемые ему отдельные государственные полномочия.
Статья 12. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования "Прилузский район"
1. К ведению муниципального образования "Прилузский район" относятся следующие вопросы местного значения:
1) принятие и изменение Устава муниципального образования "Прилузский район", контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение собственностью муниципального образования "Прилузский район";
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования "Прилузский район", установление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования "Прилузский район";
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание органов охраны общественного порядка муниципального образования "Прилузский район", осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципального образования, в том числе утверждение генерального плана, проектов планировки и застройки;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования "Прилузский район";
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и учреждений муниципального образования, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в собственности муниципального образования;
24) организация и содержание информационной службы муниципального образования "Прилузский район";
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования "Прилузский район";
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании "Прилузский район";
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей природной среды на территории муниципального образования "Прилузский район";
30) участие в обеспечении противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы;
31) иные вопросы, предусмотренные законодательством.
2. Исключен. - Решение Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18.
3. Исключен. - Решение Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18.
Глава 4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
"ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Статья 13. Экономическая основа
1. Экономическую основу местного самоуправления составляют собственность муниципального образования "Прилузский район", местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район", а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения.
2. Органы местного самоуправления в установленном федеральными законами и законами Республики Коми порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 14. Собственность муниципального образования "Прилузский район"
1. Имущество, переданное из государственной собственности, муниципальной собственности в собственность муниципального образования "Прилузский район", а также приобретенное на иных законных основаниях, является собственностью муниципального образования "Прилузский район".
2. Формирование собственности муниципального образования "Прилузский район" осуществляется за счет:
собственности, находящейся во владении, пользовании и распоряжении местных органов власти и переданной муниципальному образованию "Прилузский район";
объектов государственной собственности Республики Коми, переданных муниципальному образованию "Прилузский район";
создания и (или) приобретения объектов собственности на иных законных основаниях.
Порядок передачи объектов в собственность муниципального образования "Прилузский район" определяется законом Республики Коми.
3. В состав собственности муниципального образования "Прилузский район" входят средства бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности данного муниципального образования, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
4. Органы местного самоуправления управляют собственностью муниципального образования "Прилузский район". Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности муниципального образования "Прилузский район", от его имени осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной федеральными законами, законами Республики Коми, настоящим Уставом, и в установленном Советом муниципального образования "Прилузский район" порядке.
5. Органы местного самоуправления в соответствии с законом и в установленном Советом муниципального образования "Прилузский район" порядке вправе передавать объекты собственности муниципального образования "Прилузский район" во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Прилузский район", иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Статья 15. Земельные отношения на территории муниципального образования "Прилузский район"
1. Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют контроль за использованием всех земель в пределах границ муниципального образования "Прилузский район" при соблюдении прав собственников земли и иных законных пользователей земельных участков.
2. Порядок использования земель, переданных в ведение или в собственность муниципального образования "Прилузский район", устанавливается Советом муниципального образования "Прилузский район" в соответствии с законодательством.
Статья 16. Финансовая основа муниципального образования "Прилузский район"
1. Финансовую основу муниципального образования "Прилузский район" составляют средства его бюджета и внебюджетных фондов, а также иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
2. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются Советом муниципального образования "Прилузский район" самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами Республики Коми.
Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или Совет муниципального образования "Прилузский район" с учетом мнения населения могут предусматривать разовые добровольные внесения физическими и юридическими лицами средств для решения вопросов местного значения.
3. Администрация муниципального образования "Прилузский район" в соответствии с законодательством Российской Федерации и решением Совета муниципального образования "Прилузский район" вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Статья 17. Бюджет муниципального образования "Прилузский район"
1. Утверждение бюджета муниципального образования "Прилузский район" и контроль за его исполнением осуществляет Совет муниципального образования "Прилузский район".
Формирование и исполнение бюджета муниципального образования "Прилузский район" осуществляет администрация муниципального образования "Прилузский район".
2. В бюджете муниципального образования "Прилузский район" предусматриваются в качестве составной части сметы расходов администраций сел и поселков и финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования "Прилузский район" учреждений и организаций.
Статья 18. Доходы и расходы бюджета муниципального образования "Прилузский район"
1. В доходы бюджета МО "Прилузский район" зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и республиканских налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Коми, финансовые средства, переданные органами государственной власти муниципальному образованию "Прилузский район" для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности МО "Прилузский район", от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия зачисляются в местный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Республики Коми и решениями судов. Указанные средства зачисляются непосредственно в бюджет МО "Прилузский район".
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами бюджета муниципального образования "Прилузский район". При этом сумма превышения доходов над расходами бюджета по результатам отчетного года остается в распоряжении муниципального образования "Прилузский район".
3. В доходной и расходной частях бюджета муниципального образования "Прилузский район" раздельно предусматривается финансирование вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Статья 19. Обеспечение минимального бюджета муниципального образования "Прилузский район"
1. Минимально необходимые расходы бюджета муниципального образования "Прилузский район" устанавливаются законами Республики Коми на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
2. Органы местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район" обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению органов местного самоуправления, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходах местного бюджета федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Коми отчислений от федеральных и республиканских налогов.
3. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, создаваемых муниципальным образованием "Прилузский район", подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.
Статья 20. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Коми получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования "Прилузский район".
Статья 21. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете муниципального образования "Прилузский район" в размерах, предусмотренных соответственно в федеральном бюджете, в республиканском бюджете Республики Коми и иных нормативных актах органов государственной власти.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Коми, компенсируются органами, принявшими данные решения. Размер компенсации определяется соответствующими органами государственной власти. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район" в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 22. Внебюджетные фонды муниципального образования "Прилузский район"
Совет муниципального образования "Прилузский район" вправе образовывать районные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Коми, и утверждать положения об этих фондах.
Статья 23. Финансирование объектов, обслуживающих население нескольких муниципальных образований
Финансирование объектов, расположенных на территории муниципального образования "Прилузский район" и обслуживающих население нескольких муниципальных образований, осуществляется за счет бюджетов обслуживаемых муниципальных образований. В соответствии с законом Республики Коми финансирование указанных объектов может осуществляться и за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Статья 24. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями
1. Органы местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район" в соответствии с их компетенцией определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия и учреждения, а также выступать участником иных коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с действующим законодательством.
3. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с организациями, не указанными в части 2 настоящей статьи, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
4. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования "Прилузский район", в комплексном социально-экономическом развитии данной территории.
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории данного муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств (муниципальный заказ).
5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Коми.
Глава 5. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
"ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Статья 25. Органы местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район"
1. Органами местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район" являются:
1) Совет муниципального образования "Прилузский район" - выборный представительный орган муниципального образования "Прилузский район", обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории Совета, и формируемый в соответствии с законодательством Республики Коми и настоящим Уставом;
2) администрация муниципального образования "Прилузский район" - исполнительный орган местного самоуправления, формируемый в соответствии с законодательством Республики Коми и настоящим Уставом;
3) районные структурные подразделения администрации - комитеты, управления, отделы и другие самостоятельные подразделения, формируемые в соответствии с настоящим Уставом и Положениями о них;
4) территориальные структурные подразделения администрации муниципального образования "Прилузский район" - администрации сел и поселков, формируемые в соответствии с настоящим Уставом и Положениями о них;
5) органы территориального общественного самоуправления в соответствии с актами об их регистрации, формируемые в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и Положениями о них.
Органы местного самоуправления могут обладать правом юридического лица в соответствии с настоящим Уставом и Положениями о них.
Раздел второй
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН". ЕГО СТРУКТУРА. КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА,
ЕГО ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Статья 26. Совет муниципального образования "Прилузский район" - представительный орган муниципального образования "Прилузский район"
1. Совет муниципального образования "Прилузский район" (далее - Совет) - представительный орган муниципального образования "Прилузский район" - представляет население муниципального образования "Прилузский район" и от его имени осуществляет местное самоуправление в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми в области местного самоуправления и настоящим Уставом.
2. Выборы депутатов Совета МО "Прилузский район" и дата их проведения назначаются Советом МО "Прилузский район" не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
3. Совет состоит из 25 депутатов Совета, избираемых в соответствии с Кодексом Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми.
Деятельность Совета правомочна, если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
4. Срок полномочий Совета - 4 года.
Полномочия Совета начинаются со дня его первого заседания и заканчиваются в день первого заседания вновь избранного Совета.
Полномочия Совета могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
5. Совет МО "Прилузский район" является юридическим лицом. Организационное, материально-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет администрация МО "Прилузский район".
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
Статья 27. Компетенция Совета муниципального образования "Прилузский район"
В исключительном ведении Совета муниципального образования "Прилузский район" находятся:
1) принятие правовых актов общеобязательного характера по предметам ведения муниципального образования "Прилузский район", предусмотренным настоящим Уставом;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования "Прилузский район", утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
5) определение порядка пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности муниципального образования "Прилузский район";
6) образование избирательных округов и формирование избирательных комиссий в соответствии с законодательством Республики Коми о выборах и референдумах;
7) назначение выборов, местного референдума, опроса населения, отзыва в соответствии с законодательством Республики Коми;
8) избрание главы администрации муниципального образования "Прилузский район";
9) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;
10) исключен. - Решение Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18;
11) иные полномочия, отнесенные к компетенции или к исключительной компетенции Совета законодательством Российской Федерации, Республики Коми, настоящим Уставом и иными нормативными актами Совета.
Статья 28. Структура Совета муниципального образования "Прилузский район" и формы его работы
1. Совет муниципального образования "Прилузский район" осуществляет свою деятельность в форме заседаний Совета и заседаний его органов.
2. Органами Совета в соответствии с регламентом Совета являются:
президиум Совета;
постоянные комиссии;
временные комиссии.
3. Руководителем Совета является его председатель. Регламентом Совета может быть предусмотрено избрание иных должностных лиц Совета (заместителей председателя Совета, руководителей комиссий и т.д.).
Статья 29. Председатель Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. Работу Совета муниципального образования "Прилузский район" организует его председатель, который избирается Советом на его заседании из числа депутатов тайным или открытым голосованием на срок полномочий Совета.
2. Председатель Совета осуществляет свою деятельность на неосвобожденной основе.
3. Председатель Совета подотчетен Совету и может быть освобожден от должности решением Совета. Порядок внесения и рассмотрения предложений об избрании председателя Совета или освобождении его от должности определяется регламентом Совета.
4. Полномочия председателя Совета могут быть прекращены досрочно на основании его письменного заявления об отставке большинством голосов от числа депутатов, избранных в данный Совет.
В случае непринятия Советом отставки председатель Совета вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель со дня проведения ближайшего заседания Совета.
Статья 30. Полномочия председателя Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. Председатель Совета муниципального образования "Прилузский район" осуществляет следующие полномочия:
1) представляет Совет в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления, учреждениями и организациями;
2) созывает заседания Совета, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
3) осуществляет руководство подготовкой заседания Совета и вопросов, вносимых на рассмотрение Совета;
4) ведет заседания Совета, ведает внутренним распорядком в соответствии с регламентом Совета;
5) подписывает решения Совета;
6) докладывает Совету о положении дел на территории данного муниципального образования;
7) координирует деятельность постоянных и иных комиссий Совета;
8) дает поручения постоянным и иным комиссиям Совета;
9) оказывает содействие депутатам в осуществлении их полномочий;
10) обеспечивает контроль исполнения решений Совета;
11) решает иные вопросы, которые возложены на него законодательством, регламентом Совета или могут быть поручены Советом.
2. По вопросам деятельности Совета председатель Совета издает распоряжения.
Статья 31. Президиум Совета муниципального образования "Прилузский район"
Для координации деятельности органов Совета и решения иных организационных задач регламентом Совета образуется в качестве постоянного органа Совета президиум Совета, состоящий из депутатов Совета.
Порядок формирования, деятельности и полномочия президиума Совета определяются регламентом Совета.
Статья 32. Постоянные комиссии Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. По отдельным направлениям своей деятельности Совет из состава депутатов может избирать постоянные комиссии.
2. Решение об избрании постоянных комиссий принимается Советом муниципального образования "Прилузский район" на его заседаниях в порядке, предусмотренном законодательством о местном самоуправлении, настоящим Уставом и регламентом Совета.
3. Количество, названия, функции и полномочия постоянных комиссий, а также организация их работы определяются регламентом Совета муниципального образования "Прилузский район" и Положениями о постоянных комиссиях, принимаемыми Советом.
Статья 33. Временные комиссии Совета
Для решения отдельных вопросов Совет может создавать временные комиссии из числа депутатов и иных лиц.
Задачи комиссии определяются Советом при их создании.
Порядок создания, деятельности и полномочия временных комиссий определяются регламентом Совета.
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Статья 34. Регламент Совета муниципального образования "Прилузский район"
По вопросам организации своей деятельности Совет муниципального образования "Прилузский район" принимает регламент в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Статья 35. Заседания Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. Совет муниципального образования "Прилузский район" осуществляет свою деятельность в форме заседаний. Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, избранных в Совет.
2. Первое заседание вновь избранного Совета муниципального образования "Прилузский район" созывается председателем соответствующей избирательной комиссии на пятнадцатый день после регистрации избранных депутатов, при условии избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов.
3. Очередные заседания проводятся не реже двух раз в год.
Внеочередное заседание Совета может проводиться по инициативе главы администрации муниципального образования "Прилузский район" либо не менее одной трети от числа избранных депутатов Совета.
Созыв заседаний и организация их работы возлагаются на председателя Совета в соответствии с регламентом Совета.
4. На заседаниях Совета решаются все вопросы, отнесенные к исключительному ведению Совета, а также иные вопросы в соответствии с компетенцией Совета.
5. Совет принимает решения в коллегиальном порядке. Решения принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, за исключением решений по вопросам, указанным в настоящем Уставе. Регламентом работы Совета может быть предусмотрено принятие решений по процедурным вопросам большинством от числа присутствующих на заседании депутатов.
Статья 36. Правовые акты Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. Совет муниципального образования "Прилузский район" по вопросам своего ведения принимает (издает) правовые акты.
2. Акты, принятые Советом, именуются решениями.
Правом внесения на рассмотрение Совета проектов решений Совета обладают глава администрации муниципального образования "Прилузский район", депутаты Совета и их группы, органы Совета, группа граждан численностью не менее 100 человек, общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления.
Порядок внесения и рассмотрения проектов решений Совета устанавливается регламентом Совета.
3. Решения Совета муниципального образования "Прилузский район", изданные в пределах его компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и организациями, расположенными на территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти и управления.
4. Решения Совета могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством.
Статья 37. Порядок и сроки опубликования (обнародования) нормативных правовых актов Совета
1. Акты Совета муниципального образования "Прилузский район" доводятся до сведения населения в полном объеме или в изложении. Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, доводятся до сведения населения в полном объеме и вступают в силу после их опубликования (обнародования).
2. Решения Совета подлежат опубликованию (обнародованию) в течение 10 дней после их принятия.
3. Решения Совета публикуются в газете "Знамя труда".
Статья 38. Порядок осуществления Советом муниципального образования "Прилузский район" права законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми
1. Правом разработки и внесения проектов законов Республики Коми на рассмотрение Совета муниципального образования "Прилузский район" обладают глава администрации муниципального образования "Прилузский район", депутаты Совета и их группы, группы граждан численностью не менее 100 человек, общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления.
2. Порядок внесения законопроектов и рассмотрения определяется регламентом Совета.
3. По результатам рассмотрения представленного законопроекта Совет принимает одно из следующих решений:
о внесении законопроекта в Государственный Совет Республики Коми;
о доработке законопроекта и внесении его на повторное рассмотрение;
об отказе внести законопроект в Государственный Совет Республики Коми.
4. Законопроект и сопроводительные документы к нему направляются в Государственный Совет Республики Коми.
Направляемые законопроект и сопроводительные документы к нему должны быть оформлены в соответствии с Регламентом Государственного Совета Республики Коми.
Глава 8. ДЕПУТАТ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Статья 39. Статус депутата Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. Депутат Совета муниципального образования "Прилузский район" (далее - депутат Совета) представляет интересы своих избирателей и населения муниципального образования "Прилузский район", руководствуется законодательными и нормативными актами Республики Коми, Российской Федерации и настоящим Уставом.
2. Депутату Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета муниципального образования "Прилузский район" нового состава.
4. Депутат Совета муниципального образования избирается сроком на 4 года.
5. Депутат Совета осуществляет свои полномочия, как правило, на неосвобожденной основе.
По решению Совета может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. В этом случае депутат не вправе совмещать депутатскую деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления Совета. При этом требование каких-либо других документов не допускается.
6. Вопросы неприкосновенности депутата Совета района регулируются федеральным законодательством.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
7. Депутат Совета муниципального образования обязан соблюдать ограничения, связанные со статусом депутата Совета муниципального образования, установленные Законом Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми".
Статья 40. Права депутата Совета муниципального образования "Прилузский район"
Депутат Совета муниципального образования "Прилузский район" (далее - депутат Совета) имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы Совета;
2) вносить вопросы на рассмотрение Совета и высказывать мнение по любым вопросам, в том числе по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц;
3) ставить в соответствии с компетенцией Совета вопрос о доверии составу образованных или избранных Советом органов, а также избранным или назначенным Советом должностным лицам;
4) вносить поправки к проектам актов, принимаемых Советом;
5) исключен. - Решение Совета МО "Прилузский район" от 27.09.2002 № 21;
6) получать информацию от органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления и их должностных лиц, находящихся на территории муниципального образования;
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
7) выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации. При этом депутат имеет преимущественное право для выступления в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район";
8) обращаться с депутатским запросом к должностным лицам администрации муниципального образования "Прилузский район" по вопросам, касающимся интересов муниципального образования "Прилузский район";
9) вести прием граждан в избирательном округе;
10) участвовать в заседаниях органов территориального общественного самоуправления, в собраниях трудовых коллективов, граждан по месту жительства;
11) вносить предложения в Совет по реализации права законодательной инициативы;
12) обладает иными правами в соответствии с настоящим Уставом и регламентом Совета муниципального образования "Прилузский район".
Статья 41. Обязанности депутата Совета муниципального образования "Прилузский район"
Депутат Совета муниципального образования "Прилузский район" обязан:
1) участвовать в работе Совета и его органов, в состав которых он избран;
2) соблюдать регламент Совета;
3) голосовать лично;
4) выполнять поручения Совета и его органов, информировать их о результатах выполнения поручений;
5) регулярно, не реже 1 раза в год, информировать население о работе Совета, о выполнении решений Совета и его органов, а также о выполнении своих предвыборных программ;
6) участвовать в организации и контроле за исполнением решений Совета и его органов, затрагивающих интересы избирателей;
7) выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и регламентом Совета.
Статья 42. Гарантии трудовых прав депутата
В соответствии с действующим законодательством:
депутат в период исполнения своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе администрации без согласия Совета муниципального образования "Прилузский район", за исключением случаев ликвидации организации;
депутату в период его полномочий не могут быть существенно изменены условия труда по инициативе администрации организации без согласия Совета;
депутата Совета, уволенного с прежней работы в связи с переходом на работу в Совет муниципального образования "Прилузский район" на постоянной основе, после окончания срока своих полномочий, по его заявлению, администрация муниципального образования "Прилузский район" в течение двух месяцев со дня обращения трудоустраивает на прежнюю или равноценную работу (должность) или, с согласия депутата, на иную работу (должность).
Статья 43. Гарантии депутатской деятельности
1. Депутату Совета муниципального образования "Прилузский район" за счет средств бюджета муниципального образования "Прилузский район" предоставляются следующие гарантии депутатской деятельности:
1) возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью;
2) выплата денежного вознаграждения депутатам, временно освобожденным от основной работы для осуществления депутатской деятельности;
3) возмещение расходов, связанных с проживанием его вне постоянного места жительства, в связи с осуществлением им депутатской деятельности;
4) оплата проезда воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, на территории муниципального образования "Прилузский район";
5) внеочередное право на приобретение билетов на все виды транспорта и поселение в гостиницы на территории муниципального образования "Прилузский район";
6) предоставление служебной жилой площади депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной основе и не имеющим места жительства по месту нахождения Совета;
7) бронирование занимаемой депутатом, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе, жилой площади по постоянному месту жительства на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.
2. Конкретные размеры и порядок возмещения расходов, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 части первой настоящей статьи, устанавливаются решением Совета.
Статья 44. Прекращение полномочий депутата Совета муниципального образования "Прилузский район"
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
1. Прекращение полномочий депутата Совета осуществляется в связи с истечением срока полномочий, а также может осуществляться досрочно.
2. Досрочно полномочия депутата Совета прекращаются в случаях:
- заявления о сложении своих полномочий;
- исключен. - Решение Совета МО "Прилузский район" от 27.09.2002 № 21;
- утраты гражданства Российской Федерации;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- вступления в силу решения суда о признании гражданина умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным;
- избрания или назначения на должность, занятие которой по Конституции Республики Коми и (или) по закону несовместимо со статусом депутата представительного органа местного самоуправления;
- отзыва депутата;
- смерти депутата.
Досрочное прекращение полномочий депутата Совета должно быть подтверждено решением Совета.
3. Полномочия депутата Совета прекращаются со дня принятия об этом решения Совета.
4. Полномочия депутата прекращаются также в случае досрочного прекращения полномочий Совета района со дня его роспуска.
Раздел третий
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Глава 9. АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН" И ЕЕ ОРГАНЫ
Статья 45. Администрация муниципального образования "Прилузский район" - исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район"
1. Администрация муниципального образования "Прилузский район" является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования "Прилузский район" и действует под непосредственным руководством главы администрации муниципального образования "Прилузский район".
2. Администрация муниципального образования "Прилузский район" является юридическим лицом.
3. Администрация муниципального образования "Прилузский район" состоит из:
1) должностных лиц администрации и структурных подразделений администрации, не являющихся самостоятельными юридическими лицами (собственно администрация района);
2) самостоятельных районных органов администрации, являющихся юридическими лицами;
3) территориальных органов администрации - администраций п.с.т. Ваймес, п.с.т. Вухтым, с. Верхолузье, с. Гурьевка, с. Занулье, с. Летка, с. Лойма, с. Мутница, с. Ношуль, с. Объячево, с. Прокопьевка, с. Слудка, с. Спаспоруб, д. Черемуховка, с. Черныш, с. Читаево с подчиненными им территориями.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 31.05.2002 № 20)
Администрации сел и поселков являются юридическими лицами.
4. Структура администрации муниципального образования "Прилузский район" утверждается главой администрации муниципального образования "Прилузский район" по согласованию с Советом.
5. Администрация формируется в соответствии с утвержденной структурой главой администрации муниципального образования "Прилузский район" путем создания, реорганизации или ликвидации органов и других структурных подразделений администрации.
Количественный и штатный состав администрации определяются главой администрации района самостоятельно в пределах предусмотренных на эти цели ассигнований в бюджете района.
6. Администрация муниципального образования "Прилузский район" в соответствии с действующим законодательством обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.
(п. 6 введен решением Совета МО "Прилузский район" от 28.11.2003 № 5)
Статья 46. Районные органы и другие структурные подразделения администрации муниципального образования "Прилузский район"
1. Районными органами администрации муниципального образования "Прилузский район" являются созданные в соответствии со схемой управления муниципального образования "Прилузский район" структурные подразделения администрации, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления муниципального образования "Прилузский район".
Органы администрации муниципального образования "Прилузский район" финансируются за счет средств его бюджета.
2. Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним органы администрации возглавляют руководители - председатели комитетов, начальники управлений, заведующие отделами, которые осуществляют руководство органами администрации на принципах единоначалия.
3. Комитеты, управления и отделы администрации осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Коми, решений Совета муниципального образования "Прилузский район", актов главы администрации муниципального образования "Прилузский район".
4. Функции и полномочия органов администрации муниципального образования "Прилузский район", а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми главой администрации муниципального образования "Прилузский район".
5. Должностные инструкции сотрудников самостоятельных комитетов, управлений и отделов администрации района утверждаются руководителем соответствующего органа администрации.
6. Руководители органов администрации в пределах их компетенции и компетенции возглавляемых ими органов издают нормативные и ненормативные акты, которые именуются приказами.
Статья 47. Администрации сел и поселков
1. Администрации сел и поселков являются самостоятельными территориальными структурными подразделениями администрации муниципального образования "Прилузский район", обладающими полномочиями, предусмотренными законодательством, настоящим Уставом, а также положениями об этих органах, утвержденными главой администрации муниципального образования "Прилузский район".
Администрации сел и поселков осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность на определенной территории района в соответствии с административно-территориальным делением района.
2. Администрации сел и поселков возглавляют главы администраций сел и поселков, которые осуществляют руководство администрацией на принципах единоначалия.
3. Главы администраций сел и поселков в пределах своей компетенции издают акты нормативного характера, которые именуются постановлениями, и акты ненормативного характера, которые именуются распоряжениями.
Статья 48. Муниципальная служба муниципального образования "Прилузский район"
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется законодательством Российской Федерации и Республики Коми о муниципальной службе.
Примечание. С принятием закона Республики Коми, регламентирующего прохождение муниципальной службы, в уставе приводится более подробная регламентация.
Глава 10. ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 49. Глава администрации муниципального образования "Прилузский район"
1. Глава администрации муниципального образования "Прилузский район" непосредственно руководит работой администрации и выполняет исполнительно-распорядительные функции, за исключением функций, возложенных настоящим Уставом на Совет муниципального образования "Прилузский район" и на иные органы и должностных лиц.
Глава администрации осуществляет свои функции на принципах единоначалия.
Все органы администрации муниципального образования "Прилузский район" находятся в подчинении главы администрации, а их руководители подотчетны ему.
Абзац исключен. - Решение Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18.
2. Глава администрации МО "Прилузский район" - выборное должностное лицо. Глава администрации МО "Прилузский район" избирается Советом МО "Прилузский район" тайным или открытым голосованием из своего состава на срок полномочий Совета.
Глава избирается по предложению:
- депутата (депутатов) Совета муниципального образования;
- группы граждан, проживающих на территории района и обладающих активным избирательным правом, составляющим не менее 5% избирателей района.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
3. Глава администрации муниципального образования "Прилузский район" осуществляет свои полномочия на штатной основе.
Глава администрации муниципального образования "Прилузский район" вступает в должность со дня, установленного Советом, но не позднее 30 дней со дня его избрания.
Порядок вступления главы администрации в должность определяется регламентом Совета.
4. На главу администрации муниципального образования "Прилузский район" распространяется действие законодательства о муниципальной службе с учетом особенностей, установленных Законом Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" и настоящим Уставом.
В решении Совета муниципального образования "Прилузский район" об избрании главы администрации указываются условия оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Коми и настоящим Уставом.
Одновременно в решении Совета устанавливается надбавка за особые условия труда в размере до 50 процентов установленного оклада.
В решении Совета также указываются дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством, трудовые и социальные гарантии главе администрации района.
5. Глава администрации муниципального образования "Прилузский район" сохраняет свои полномочия до вступления в должность нового главы администрации, но не более двух месяцев со дня начала работы Совета муниципального образования "Прилузский район" нового состава.
6. Глава администрации подотчетен населению непосредственно и Совету муниципального образования "Прилузский район".
Статья 50. Полномочия главы администрации муниципального образования "Прилузский район"
Глава администрации:
1) в пределах бюджетного финансирования разрабатывает и утверждает по согласованию с Советом структуру администрации;
2) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации;
3) назначает руководителей районных и территориальных структур администрации;
4) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Совета, собственных решений органами и подразделениями администрации;
5) представляет Совету ежегодный отчет о деятельности администрации;
6) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принимает по ним решения;
7) рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
8) применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и работников органов и структурных подразделений администрации;
9) осуществляет действия в соответствии с законодательством Республики Коми о выборах и референдумах;
10) Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции, несет ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну;
(пп. 10 введен решением Совета МО "Прилузский район" от 28.11.2003 № 5)
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями Совета района.
На период отсутствия главы администрации его обязанности исполняет один из заместителей главы администрации, назначаемый распоряжением главы администрации.
(часть вторая введена решением Совета МО "Прилузский район" от 28.11.2003 № 5)
Статья 51. Ограничения, связанные со статусом главы администрации муниципального образования "Прилузский район"
Глава администрации муниципального образования "Прилузский район" не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Совета иного муниципального образования;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органов управления коммерческих организаций, если иное не предусмотрено федеральным законом, или, если в порядке, установленном федеральным законом, законами Республики Коми, решениями Совета, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он осуществляет свои полномочия, либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве главы администрации;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок за границу, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
Статья 52. Правовые акты главы администрации муниципального образования "Прилузский район"
По вопросам своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а также настоящим Уставом и решениями Совета, глава администрации издает постановления и распоряжения. Акты главы администрации, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением вопросов экономического и социального развития муниципального образования "Прилузский район", охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов муниципального образования "Прилузский район", принимаются в форме постановлений.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
Акты по вопросам организационной деятельности органов и структурных подразделений, а также носящие ненормативный характер, издаются в форме распоряжений.
Порядок подготовки, согласования, вступления в силу и обнародования постановлений и распоряжений устанавливаются главой администрации. Акты главы администрации муниципального образования доводятся до сведения населения в полном объеме или в изложении. Акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, доводятся до сведения населения в полном объеме и вступают в силу после их опубликования.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
Статья 53. Прекращение полномочий главы администрации муниципального образования "Прилузский район"
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
1. Прекращение полномочий главы администрации МО "Прилузский район" осуществляется в связи с истечением срока полномочий, а также может осуществляться досрочно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми о местном самоуправлении, законодательством о труде, настоящим Уставом.
2. Досрочно полномочия главы администрации муниципального образования прекращаются в случаях:
- заявления о сложении своих полномочий;
- исключен. - Решение Совета МО "Прилузский район" от 27.09.2002 № 21;
- утраты гражданства РФ;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- вступления в силу решения суда о признании гражданина умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным;
- избрания или назначения на должность, занятие которой по Конституции Республики Коми и (или) по закону несовместимо со статусом выборного должностного лица местного самоуправления;
- отзыва Советом района;
- смерти гражданина;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
3. Полномочия главы администрации прекращаются со дня принятия решения Советом района.
4. Полномочия главы администрации прекращаются также в случае досрочного прекращения полномочий Совета района со дня его роспуска.
Основанием для досрочного прекращения полномочий главы администрации района служит решение Совета МО "Прилузский район".
Раздел четвертый
УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Глава 11. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 54. Местный референдум, опрос населения
1. Местный референдум, опрос населения может проводиться по вопросам местного значения.
2. Решение о назначении местного референдума, опроса населения принимается Советом муниципального образования "Прилузский район" по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с законодательством Республики Коми о выборах и референдумах.
3. Перечень вопросов, выносимых на референдум, опрос населения, порядок их назначения и проведения, принятия и изменения решений местного референдума, опроса населения устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Коми о выборах и референдумах.
Статья 55. Выборы депутатов Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. Выборы депутатов Совета муниципального образования "Прилузский район" осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении избирательных прав граждан, установленных федеральным законом и избирательным законодательством Республики Коми.
2. Порядок проведения выборов депутатов Совета определяется законодательством Республики Коми о выборах и референдумах.
Глава 12. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 56. Система территориального общественного самоуправления муниципального образования "Прилузский район"
Система территориального общественного самоуправления муниципального образования "Прилузский район" включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы территориального общественного самоуправления по месту жительства (советы или комитеты улиц, домов и т.д.).
Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению граждан Советом.
Статья 57. Общие собрания (сходы), конференции граждан
1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются Советом муниципального образования "Прилузский район" и (или) органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости.
2. К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы:
1) избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений (уставов) о них;
2) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
3) решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов общественного территориального самоуправления правомочны, если в них принимает участие не менее половины избирателей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее двух третей представителей жителей территории муниципального образования "Прилузский район".
Статья 58. Выборы органов территориального общественного самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту жительства открытым или тайным голосованием. Органы территориального общественного самоуправления избираются сроком на 4 года.
2. Совет муниципального образования "Прилузский район" по предложению инициативных групп населения согласовывает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления.
3. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, финансируются за счет средств местного бюджета с согласия Совета.
Статья 59. Полномочия органов территориального общественного самоуправления
1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им Советом.
2. Органы территориального общественного самоуправления вправе:
1) создавать в установленном порядке организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
2) выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры и контролировать использование предусмотренных на их выполнение средств бюджета муниципального образования "Прилузский район" и собственных финансовых ресурсов;
3) кооперировать на добровольной основе средства населения, организаций, общественных объединений для финансирования целевых социальных программ;
4) организовать иную деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
5) определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.
3. Органы местного самоуправления могут передавать свои отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления на основе решений и договоров с согласия органов территориального общественного самоуправления.
Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, организациями правовых актов.
4. Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном Советом района.
В том случае, если указанные органы являются юридическими лицами, они подлежат также государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Коми в порядке, определяемом законом об общественных объединениях. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Статья 60. Финансирование деятельности органов территориального общественного самоуправления
1. Финансирование деятельности органов территориального общественного самоуправления осуществляется за счет их собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им Советом.
Собственные финансовые средства образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований организаций и граждан, а также других не запрещенных законодательством поступлений.
2. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.
Статья 61. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
1. Совет и глава администрации муниципального образования "Прилузский район" содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий.
2. Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в работе заседаний Совета при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
Глава 13. ИНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 62. Народная правотворческая инициатива
1. Население муниципального образования "Прилузский район" имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения вносятся гражданами (группой граждан) в Совет муниципального образования "Прилузский район" и рассматриваются Советом, его органами или должностными лицами. О результатах рассмотрения сообщается инициаторам.
3. Проекты правовых актов, внесенных группой граждан не менее 100 человек, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании Совета с участием представителей группы граждан, внесших эти проекты.
Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию или обнародованию в порядке, предусмотренном для опубликования решений Совета.
Статья 63. Собрания (сходы) граждан, проживающих в населенных пунктах
1. Для решения вопросов местного значения в отдельных населенных пунктах могут созываться собрания (сходы) граждан (далее - сход).
2. Сход созывается по мере необходимости.
3. Сход может быть созван по инициативе:
1) группы граждан, проживающих на территории данного населенного пункта и обладающих избирательным правом, в количестве, составляющем не менее 10 процентов избирателей данного населенного пункта;
2) Совета или главы администрации муниципального образования "Прилузский район";
3) глав администраций сел и поселков.
4. В работе схода принимают участие граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории данного населенного пункта и обладающие избирательным правом.
5. Сход проводится в обстановке гласности. На сход могут быть приглашены представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций, расположенных на территории муниципального образования "Прилузский район", представители общественных объединений и средств массовой информации.
6. На сход могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения, проживающего на территории данного населенного пункта или района в целом, отнесенные законодательством Республики Коми и настоящим Уставом к вопросам местного значения.
7. Подготовка и проведение схода обеспечиваются главой администрации села и поселка или района.
Население оповещается о дате, месте, времени, вопросах, выносимых на рассмотрение схода, не позднее чем за 5 дней до его проведения.
8. Перед открытием схода проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения.
Сход является правомочным, если в нем приняло участие более половины граждан из числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
9. Для ведения схода и его протокола избирается президиум или председатель и секретарь схода. Повестка дня утверждается сходом.
В протоколе указываются дата и место проведения схода, общее количество граждан, имеющих право на участие в сходе, количество присутствующих граждан, повестка дня, краткое содержание выступлений, принятые решения.
Протокол подписывается председателем и секретарем схода.
Решения схода по вопросам повестки дня принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих граждан.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
10. Протокол проведения схода передается в Совет МО "Прилузский район" не позднее седьмого дня со дня проведения схода. Решения, принятые на сходе, имеют обязательный характер для граждан, проживающих на территории муниципального образования, органов и должностных лиц муниципального образования. Решения схода и информация об итогах их выполнения доводятся до сведения граждан через средства массовой информации или путем их обнародования. Изменения и (или) дополнения в решения схода могут вноситься только самим сходом.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
Статья 64. Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1. Граждане вправе реализовать свое право на участие в местном самоуправлении через общественные советы (комитеты, коллегии и другие органы), формируемые при органах и должностных лицах местного самоуправления; общественные объединения по вопросам местного самоуправления; собрания, конференции жителей; другие формы общественной самодеятельности.
2. Порядок формирования, организация деятельности и полномочия общественных советов при органах и должностных лицах местного самоуправления устанавливаются этими органами и лицами.
3. Деятельность общественных объединений по вопросам местного самоуправления регулируется законодательством об общественных объединениях.
4. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, федеральным законам, законам Республики Коми.
Статья 65. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальное и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Раздел пятый
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 14. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
ОТЗЫВ ДЕПУТАТА СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
Статья 66. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования "Прилузский район", государством, физическими и юридическими лицами.
2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения.
3. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, федеральных законов, законов Республики Коми, настоящего Устава.
4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в порядке, установленном федеральным законодательством.
(в ред. решения Совета МО "Прилузский район" от 29.03.2002 № 18)
5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном действующим законодательством.
6. Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 67. Отзыв депутата Совета муниципального образования "Прилузский район"
1. Депутат Совета муниципального образования "Прилузский район", не оправдавший доверия избирателей в результате невыполнения своих обязанностей или нарушения Конституции Республики Коми, законов Республики Коми, а также настоящего Устава, может быть отозван по решению избирателей.
2. Отзыв депутата Совета осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Коми о выборах и референдумах.
Глава 15. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПРИЛУЗСКИЙ РАЙОН"
И ВНЕСЕНИЯ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Статья 68. Принятие настоящего Устава
1. Настоящий Устав принят Советом муниципального образования "Прилузский район" большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов Совета.
2. Настоящий Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми".
3. Настоящий Устав вступает в силу после его регистрации в Государственном Совете Республики Коми и официального опубликования в районной газете "Знамя труда" или обнародования.
Статья 69. Внесение изменений и дополнений в настоящий Устав
1. Предложения об изменениях и дополнениях настоящего Устава вносятся в Совет муниципального образования "Прилузский район".
Правом внесения указанных предложений обладают:
1) Совет и администрация муниципального образования "Прилузский район";
2) депутаты и органы Совета;
3) общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории района, в том числе местные отделения общероссийских и республиканских общественных объединений.
4) группы граждан, проживающих на территории района и обладающих избирательным правом, в количестве, составляющем не менее 5 процентов избирателей.
2. Изменения и дополнения в Устав принимаются Советом муниципального образования "Прилузский район" большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета или по решению Совета населением непосредственно путем референдума.
3. Изменения и дополнения в Устав подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Коми, и вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования или обнародования.
Статья 70. Принятие нового Устава муниципального образования "Прилузский район"
Принятие нового Устава и вступление его в силу осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений и дополнений в настоящий Устав.