Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 03.11.2003 № 3-55/03
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПУНКТА 7 РАЗДЕЛА 2 И ПУНКТОВ 19, 22 РАЗДЕЛА 3 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ (АКВАТОРИИ), НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНПРИРОДЫ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2002 ГОДА № 128>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 23.03.2004, № 56


Определением Верховного Суда РФ от 28.01.2004 № 3-ГО3-18 данное решение оставлено без изменения.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2003 г. № 3-55/03

Верховный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Белова Н.Е.;
при секретаре Старцевой Е.В.;
с участием прокурора Бадулиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 3 ноября 2003 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 раздела 2 и пунктов 19, 22 раздела 3 Инструкции о порядке предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром в Республике Коми, утвержденной Приказом Минприроды Республики Коми от 23 декабря 2002 года № 128,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 7 раздела 2 и пунктов 19, 22 Инструкции "О порядке предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром в Республике Коми", утвержденной Приказом Минприроды Республики Коми от 23 декабря 2002 года № 128, указывая, что данные нормы противоречат федеральному законодательству.
По делу в качестве третьего лица привлечено Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Коми.
В судебном заседании прокурор на заявлении настаивал.
Представители Минприроды Республики Коми Климов А.С. и Архипенко А.Г. с заявленными требованиями не согласны и дали соответствующие пояснения.
Представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Коми Непрон Н.А. заявленные требования прокурора Республики Коми поддержал и просил признать оспариваемые пункты Инструкции противоречащими федеральному законодательству.
Заслушав прокурора и представителей Минприроды Республики Коми и Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Коми, исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит заявление прокурора процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Анализ правовых норм Инструкции о порядке предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром в Республике Коми, показывает, что оспариваемые нормы устанавливают порядок предоставления в пользование территории (акваторий) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, промышленного рыболовства и рыбоводства, и организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений. Действие Инструкции распространяется на всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, претендующих на получение в пользование территории (акваторий) для осуществления пользования объектами животного мира на территории Республики Коми.
Оспариваемые нормы Инструкции противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов, если торги не состоялись, задаток подлежит. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Пункт 7 раздела 2 Инструкции "О порядке предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром в Республике Коми" предусматривает иной порядок проведения конкурса на платной основе.
В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Инструкции размер платы за право участие в конкурсе устанавливается организатором конкурса в зависимости от расходов на организацию конкурса. Плата за участие в конкурсе вносится на расчетный счет организатора конкурса.
Таким образом, установленный пунктом 7 раздела 2 Инструкции порядок проведения конкурса на платной основе в зависимости от расходов на организацию конкурса противоречит положениям ч. 4 ст. 448 ГК РФ, предусматривающей, что участники конкурса должны вносить задаток, который подлежит возврату, если торги не состоялись, а также в случае проведения конкурса задаток подлежит возврату лицам, участвовавшим в конкурсе, но не выигравшим конкурс.
Согласно абзацу 5 статьи 37 Федерального закона "О животном мире" от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ на основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Абзац 6 ст. 37 Федерального закона "О животном мире" предусматривает предоставление территорий, акватории животного мира в пользование на основании конкурсов только при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территории, акваторию.
Таким образом, согласно Федеральному закону объекты животного мира в пользование могут быть предоставлены и без проведения конкурса, если нет других претендентов.
В то же время из содержания пунктов 6, 8 (раздел 2), 11 - 18, 20 - 22 (раздел 3) Инструкции следует, что единственным условием для принятия решения о предоставлении в пользование территории (акватории) для пользования объектами животного мира является проведение конкурса.
В частности, пункт 19 Инструкции, согласно которому при наличии одного претендента решение принимается на основании результатов согласований и экспертных заключений специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания включен в раздел Инструкции "Порядок проведения конкурса", а согласно пункту 22 Минприроды Республики Коми решение о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для пользования объектами животного мира, принимает на основании протокола конкурсной комиссии и заключения государственной экологической экспертизы, и тем самым установленный Инструкцией конкурсный порядок предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для пользования объектами животного мира, исключает иной порядок предоставления территории, то есть без проведения конкурса.
Кроме того, согласно абзацу 3 статьи 37 Федерального закона "О животном мире" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Пункт 22 Инструкции не содержит такого условия.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 13 июня 2002 года № 76, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, проводящим государственную политику в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства ресурсов недр, земельных и лесных ресурсов, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и охраны окружающей среды и координирующим деятельность в этой сфере других министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Таким образом, суд приходит к выводу, что пункт 7 раздела 2 и пункты 19, 22 раздела 3 Инструкции о порядке предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром в Республике Коми, приняты в нарушение интересов Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьями 15, 16 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации ее субъектов.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу пункта 7 раздела 2 и пунктов 19, 22 раздела 3 Инструкции о порядке предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром в Республике Коми, утвержденной Приказом Минприроды Республики Коми от 23 декабря 2002 года № 128, подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Коми

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 7 раздела 2 и пункты 19, 22 раздела 3 Инструкции о порядке предоставления в пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром в Республике Коми, утвержденной Приказом Минприроды от 23 декабря 2002 года № 128.
Решение суда подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий
Н.Е.БЕЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru