Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Сыктывкарского городского суда РК от 01.03.2007 № 2-1350/07
<ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА О ПЕРЕРАСЧЕТЕ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ В СПОРНЫЙ ПЕРИОД УДОВЛЕТВОРЕНЫ С УЧЕТОМ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С 1 ЯНВАРЯ 1995 ГОДА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2007 г. № 2-1350/07

Сыктывкарский федеральный городской суд в составе:
председательствующего судьи Ус Е.А.,
при секретаре Ермакове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре в суде 1 марта 2007 года дело по иску Лагун Ивана Ивановича к Военному комиссариату Республики Коми о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации, процентов,

установил:

Лагун И.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Коми о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации и процентов, указав в обоснование, что является пенсионером Министерства обороны РФ с 07.10.1994, с января 1995 года военнослужащим были увеличены должностные оклады на 25%, в связи с чем размер его пенсии также должен быть увеличен.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд с учетом ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, указав, что у истца отсутствует право на перерасчет пенсии за период с 01.01.1995 по 28 февраля 1998 года, поскольку в данный период новые должностные оклады, повышенные на 25% соответствующим категориям военнослужащих, состоявших на службе, не устанавливались, для пересмотра пенсий соответствующим категориям уволенных военнослужащих оснований не имеется. Это связано с тем, что в этот период у военнослужащих, состоящих на службе, реальное повышение денежного довольствия произошло за счет установления дополнительных выплат, которые не учитываются в денежное довольствие, предусмотренное для исчисления пенсии.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Лагун И.И. является получателем пенсии за выслугу лет в органах Министерства обороны РФ с 7 октября 1994 года.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в действующей ред. от 02.02.2006) пенсии, назначаемые сотрудникам органов внутренних дел, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в первоначальной редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) пенсии сотрудникам органов внутренних дел исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.
Таким образом, Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" как в действующей на момент вынесения настоящего решения редакции, так и в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, определено, что назначаемые в соответствии с данным Законом пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, составляющими элементами которого являются: оклады по должности, воинскому или специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет, месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка.
В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних, дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в первоначальной редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) пенсии сотрудникам органов внутренних дел подлежат пересмотру, при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Аналогичные положения предусмотрены и действующей в момент вынесения настоящего решения редакцией Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На основании вышеизложенного в случае увеличения окладов по должности военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющихся неотъемлемой составляющей их денежного довольствия, назначенные пенсии подлежат пересмотру.
Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 № 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" министру обороны Российской Федерации и министру внутренних дел Российской Федерации было предоставлено право устанавливать военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках и органах внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ от 07.12.1994 № 1349 был принят Приказ министра обороны РФ № 20 от 10.01.1995 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации", в соответствии с которым с 1 января 1995 года должностные оклады и оклады по воинским должностям были увеличены на 25 процентов за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках сотрудникам и военнослужащим (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву), а также за работу в органах внутренних дел и внутренних войсках гражданскому персоналу органов внутренних дел и внутренних войск.
Таким образом, в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, в силу статьи 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия истца подлежала перерасчету.
Довод ответчика о том, что Приказ министра обороны РФ от 10.01.1995 № 20 как не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный для всеобщего сведения правовых последствий в виде права истца на повышение его пенсии не порождает, не может быть принят судом во внимание и положен в основу настоящего решения в связи со следующим.
Правовым основанием для увеличения должностных окладов военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на 25%, изданным в целях приведения уровня материального обеспечения личного состава органов внутренних дел в соответствие с уровнем материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других министерств и ведомств РФ, является действующее в настоящее время Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 № 1349. И хотя Приказ министра обороны РФ от 10.01.1995 № 20 не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения, фактическое повышение с января 1995 года денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел имело место, что в силу п. "б" ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является основанием для увеличения размера пенсий.
Повышение должностных окладов Приказом министра обороны РФ от 10 января 1995 года № 20 осуществлено посредством делегирования ему Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1349 таких полномочий.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, имеются основания для перерасчета пенсии истцу с 1 января 1995 года с учетом увеличения должностного оклада на 25 процентов.
Утверждение ответчика об отсутствии у истца права на перерасчет пенсии в связи с тем, что пенсия истцу была назначена до принятия и вступления в законную силу Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не может быть признано судом обоснованным, так как статьей 1 данного Закона установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел бывшего Союза ССР.
Довод ответчика о том, что оклад истцу не был повышен, а выплачивалась лишь процентная надбавка, не может быть принят судом во внимание, так как следует из содержания Постановления Правительства РФ № 1349, Приказа министра обороны РФ № 20 от 10.01.1995 военнослужащим были увеличены оклады по должностям.
Также не может быть принят судом во внимание и положен в основу настоящего решения довод ответчика о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд с иском по следующим основаниям.
Согласно ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. от 02.02.2006) сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, и не требует специального обращения пенсионера, то в соответствии со ст. 58 указанного выше Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, в связи с чем в пользу Лагун И.И. подлежит взысканию сумма неполученной пенсии, размер которой суд определяет как разницу между фактически выплаченной истцу пенсии и пенсии, рассчитанной с учетом увеличения должностного оклада на 25%, за период с 29.12.1995 по 28.02.1998.
Сумма невыплаченной пенсии истца за период с 29.12.1995 по 28.02.1998 составляет 1333,41 рубля.
Требования истца об индексации денежных сумм подлежат удовлетворению с целью восстановления нарушенных прав истца в связи с удорожанием стоимости жизни, ростом цен в стране, с целью сохранения покупательной способности денежных средств, применяя индексы роста цен, предоставленные Госкомстатом РК. Индексацию следует производить, начиная с января 1996 года, месяца следующего за месяцем выплаты по ноябрь 2006 года включительно. Размер индексации составит 7949,06 рублей (расчет прилагается).
В удовлетворении исковых требований Лагун Ивану Ивановичу к Военному комиссариату РК о взыскании процентов согласно ст. 395 ГК РФ следует отказать, поскольку, как следует из смысла Закона, возможность возложения ответственности в виде процентов за пользование чужими денежными средствами на пенсионные отношения не предусмотрена.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 103, 193 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Лагун Ивана Ивановича удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Коми в пользу Лагун Ивана Ивановича недополученную за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 пенсию с учетом индексации в размере 9282,47 рубля.
В удовлетворении исковых требований Лагун Ивану Ивановичу к Военному комиссариату РК о взыскании процентов отказать.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Коми госпошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский федеральный городской суд в течение 10 дней.

Судья
Е.А.УС


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru