Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 17.04.2003
"НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОХОДЫ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГЛАВОЙ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ПОЛУЧАЮЩИХ ДОХОДЫ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ГЛАВОЙ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Доходы, получаемые иностранной организацией от источников в РФ и не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ, подлежат обложению налогом у источника выплаты.
Как и ранее действовавшее законодательство, ст. 309 НК РФ предусматривает налогообложение у источника выплаты, прежде всего, доходов от инвестиций в Российскую Федерацию: это дивиденды, выплачиваемые акционеру российских организаций; доходы от долевого участия; процентные доходы от долговых обязательств, в том числе проценты по государственным ценным бумагам Российской Федерации. Облагаются у источника выплаты также доходы от авторских прав; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ; доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории РФ.
По сравнению с п. 5.1 Инструкции № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" ст. 309 НК РФ имеет ряд существенных отличий, на которые необходимо обратить внимание.
Так подпунктом 5 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено налогообложение у источника выплаты доходов ценных бумаг - акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от этих акций (долей). Однако доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, законно обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников Российской Федерации.
Не признаются доходами в соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру, которые до 1 января 2002 года подлежали налогообложению у источника выплаты.
В соответствии с Инструкцией № 34 налогообложению подлежали работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории РФ, в том числе управленческие, консультационные и информационные услуги, перевозка всеми видами транспорта и ряд других доходов от активной деятельности.
Из указанного списка доходов в соответствии со ст. 309 НК РФ налогообложению подлежат только доходы от международных перевозок. Пунктом 2 ст. 309 НК РФ определено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций и недвижимого имущества), осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
В правилах применения налоговых ставок произошли существенные изменения по сравнению с ранее действующим законодательством. Поэтому при исчислении налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, налоговые органы и налоговые агенты должны правильно применять ставки налога, указанные в статье 310 НК РФ.
Так, с 1 января 2002 года размеры ставок и их применение к определенным видам доходов выглядят следующим образом.
Ставка 0 применяется к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированных при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР, долга Российской Федерации.
По ставке 10% исчисляется налог с доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или контейнеров, используемых в международных перевозках, а также с доходов от международных перевозок.
По ставке 15% налог уплачивается с дивидендов и процентных доходов только по государственным и муниципальным ценным бумагам.
По ставке 20% облагаются:
- доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
- доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, то есть процентные доходы (кроме доходов по государственным ценным бумагам);
- доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (Лицензионные платежи);
- доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе по лизинговым операциям;
- штрафы и пени за нарушение долговых обязательств и иные аналогичные доходы.
Более внимательно следует подходить к решению вопроса, по какой ставке следует облагать доходы от реализации акций (долей в капитале) российских организаций и доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.
Если доходы от реализации акций или недвижимого имущества определены в установленном порядке с учетом расходов, налог с этих доходов исчисляется по ставке 24%. Если при определении облагаемого дохода от реализации имущества расходы не признаются расходами для целей налогообложения, с полной суммы таких доходов налог исчисляется по ставке 20%.
Налог на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации исчисляется и удерживается налоговым агентом с полной суммы дохода, выплачиваемого иностранной организации в соответствии с договором.
Исключение составляют доходы от реализации акций российских предприятий и недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. Если к выплате этих доходов в распоряжение налогового агента имеются представленные иностранной организацией документально подтвержденные данные о расходах, связанные с получением таких доходов, сумма дохода, с которой производится удержание налога, определяется с учетом расходов.
Доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.
Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма налога исчисляется, как прежде, в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. Произведенные в другой валюте расходы переводятся в валюту полученного дохода по курсу Центрального банка РФ на дату осуществления таких расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов иностранных организаций от источников в РФ исчисляется и удерживается налоговым агентом при каждой выплате доходов иностранной организации. Налоговым агентом может быть как российская организация, так и иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в РФ через постоянное представительство.
С 1 января 2002 года исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, осуществляется налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты доходов, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 ст. 310 НК РФ:
- если налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;
- если доход облагается по нулевой ставке;
- в случае выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если Российским налоговым законодательством предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации;
- в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами не облагаются налогом или облагаются по пониженным ставкам в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения своего резидентства в стране, с которой у Российской Федерации имеется действующий договор, регулирующий вопросы налогообложения. При этом, по операциям с иностранными банками такого подтверждения не нужно. Местонахождение банка подтверждается сведениями информационных справочников.
Не изменился принцип приоритета норм международного права над нормами российского законодательства. Если между Российской Федерацией и страной постоянного местонахождения иностранной организации заключен договор об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов такой иностранной организации применяются правила международного договора.
Применение порядка налогообложения доходов иностранных организаций в соответствии с правилами международных соглашений возможно путем предварительного освобождения от налогообложения или путем возврата налога, удержанного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
До 1 января 2002 года иностранная организация для освобождения от налогообложения в соответствии с правилами международных договоров обращалась в налоговый орган с заявлением на предварительное освобождение от налогообложения с отметкой уполномоченного финансового органа страны о резидентстве этой иностранной организации (форма 1013 ДТ). Налоговая инспекция принимала решение о возможности применения международного соглашения.
С 1 января 2002 года ст. 312 НК РФ не предусматривает представления такого заявления налоговому органу. Для освобождения от налогообложения дохода иностранной организации достаточно представить подтверждение своего постоянного местопребывания в стране, с которой Российская Федерация имеет такой договор, налоговому агенту. Причем глава 25 НК РФ не устанавливает обязательной формы такого подтверждения. В качестве таких документов могут применяться справки по форме, предусмотренной законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Эти справки рассматриваются как подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, если в них содержится аналогичная по смыслу формулировка: "Подтверждается, что компания... (наименование компании) является (являлась) в течение... (указать период) лицом с постоянным местопребыванием в (указать государство)... в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между СССР / Российской Федерацией и (указать государство)...". На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица.
Таким образом, после 1 января 2002 года направление иностранной организацией форм заявлений на предварительное освобождение в налоговые органы РФ и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется.
Новый порядок предоставления предварительного освобождения от налогообложения перекладывает ответственность за правильность применения соглашений на налогового агента. В случае неправильного применения налоговым агентом международного соглашения налоговые органы имеют полное право удержать налог из средств налогового агента и применить к нему штрафные санкции.
Если до выплаты дохода иностранная организация не представила надлежащим образом оформленное подтверждение своего постоянного местопребывания в стране, с которой имеется соглашение в области налогообложения, то налоговый агент при выплате дохода обязан удержать с этого дохода налог. Однако если в дальнейшем иностранная организация оформит в установленном порядке подтверждение своего местопребывания, она может воспользоваться правилами межправительственного соглашения путем возврата налога.
Порядок возврата ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам регламентируется п. 2 ст. 312 НК РФ и осуществляется при условии предоставления следующих документов:
- заявление на возврат удержанного налога по форме, утвержденной Приказом МНС РФ от 15.01.02 № БГ-3-23/13 "Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в РФ";
- подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации в том государстве, с которым действует международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, заверенный компетентным органом соответствующего государства;
- копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивается доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление сумм налога, подлежащего возврату в бюджет.
В соответствии со ст. 10 Закона о налоге на прибыль заявления на возврат налога в соответствии с международными соглашениями по истечении года с момента выплаты дохода налоговыми органами не рассматривались. По мнению налогоплательщиков - иностранных организаций, это положение противоречило ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога.
Данное противоречие устранено Статьей 312 НК РФ, согласно которой заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов представляется иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Возврат осуществляется в течение месяца со дня подачи заявления и иных необходимых документов в валюте, в которой этот доход был удержан и перечислен налоговым агентом.
В сроки, установленные ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов, на основании п. 4 ст. 310 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной Приказом МНС России от 24.01.2001 № БГ-3-23/31.
В соответствии с Инструкцией № 34 налоговые агенты, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, представляли в налоговые органы аналогичные расчеты по форме приложения № 8 к Инструкции № 34 и Заявление о неудержании или удержании по пониженным ставкам налогов с доходов иностранных банков по форме 1021 ДТ (1997 г.). С 2002 года независимо от того, выплачиваются доходы иностранным банкам или иным иностранным организациям, налоговые расчеты (информация) представляются в налоговые органы по единой форме.
Налоговый расчет составляется в отношении выплат, произведенных в отчетном периоде, и в соответствии со ст. 289 НК РФ представляется не позднее 28 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Форма расчета заполняется налоговым агентом не нарастающим итогом с начала года, а отдельно за каждый квартал.
Часть первая Налогового кодекса РФ предусматривает меры ответственности за неисполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы иностранных организаций от источников в Российской Федерации.
Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
За непредставление в налоговый орган налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов с налогового агента взыскивается штраф в соответствии со ст. 126 НК РФ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ к налоговому агенту может быть применена мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде начисления пени при уплате причитающихся сумм налогов либо сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, налоговый орган вправе в случае неуплаты (неполной уплаты) налога на доходы иностранных организаций обращать взыскание по данным суммам на денежные средства налогового агента на счетах в банках.

Отдел работы
с крупнейшими и проблемными
налогоплательщиками


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru