Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Министерства образования и высшей школы РК от 01.04.2003 № 55
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
(вместе с "РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В КЛАССЫ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 1 апреля 2003 г. № 55

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО -
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Во исполнение Законов Российской Федерации и Республики Коми "Об образовании", в целях развития коррекционно-развивающего обучения детей с задержками психического развития как формы дифференцированного обучения, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе, приказываю:
1. Утвердить Положение о классах коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях Республики Коми (приложение 1).
2. Руководителям органов управления образованием:
2.1. довести настоящее Положение до сведения руководителей образовательных учреждений, психолого-медико-педагогических комиссий;
2.2. обеспечить работу классов коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в соответствии с настоящим Положением.
3. Межведомственному республиканскому учебно-методическому центру "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми (Уланова С.А.) обеспечить научно-методическое, информационное сопровождение по организации работы классов коррекционно - развивающего обучения.
4. Поручить психолого-медико-педагогическим комиссиям, руководителям образовательных учреждений при комплектовании классов коррекционно-развивающего обучения руководствоваться Рекомендациями по отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения (приложение 2).
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Башканову Г.Л.

Министр
А.ИЗЪЯНОВ





Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общее положение

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Законов РФ и РК "Об образовании", Типового положения "Об общеобразовательном учреждении", Типового положения "О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", в соответствии с "Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях", разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России.
1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения (в дальнейшем в Положении - КРО) создаются в образовательных учреждениях Республики Коми в соответствии с Законами РФ и РК "Об образовании" федеральными и региональными нормативно-правовыми актами в области образования.
1.3. КРО - форма организации образовательного процесса для детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях, предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программ основного общего образования.
1.4. Деятельность классов КРО осуществляется в соответствии с принципами гуманизма, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
1.5. Целью организации классов КРО является создание в образовательных учреждениях оптимальных педагогических условий для адаптации и социально-педагогической реабилитации детей с задержкой психического развития, выполнения требований Федерального образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся данной патологии.
Система работы в классах КРО предусматривает психолого-диагностическое, консультативное, коррекционно - развивающее, лечебно-профилактическое и социально-трудовое направления деятельности.
Содержание обучения направлено на восполнение недостатков предшествующего обучения и воспитания, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.

2. Комплектование и деятельность классов КРО

2.1. Классы КРО открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и могут при необходимости функционировать до 9 кл. включительно. Классы КРО могут быть открыты в вечерних (сменных) образовательных учреждениях с 7-го класса.
2.2. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой степени продолжается 3 - 4 года, в зависимости от потенциальных возможностей развития и успешности обучения ребенка. Продолжение сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося.
2.3. Порядок приема в классы КРО определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Классы КРО открываются приказом руководителя образовательного учреждения на основании индивидуального заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогической комиссии. Зачисление в указанные классы производится по заявлению родителей (законных представителей).
2.4. В классы КРО принимаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных патофизиологических причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния), а также педагогической запущенности вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка.
2.5. Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, слуха, двигательной сферы, нарушение общения в форме раннего детского аутизма).
2.6. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы классов КРО по решению психолого-медико-педагогической комиссии учреждения образования учащиеся классов КРО могут быть переведены в обычные классы.
2.7. Классы КРО открываются при наполняемости 12 (в сельских районах наполняемость классов может быть снижена до 5 человек).
2.8. Распорядок дня для обучающихся в данных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих классов организуется в первую смену по режиму продленного дня с организацией необходимых оздоровительных мероприятий.
2.9. Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения учащихся классов КРО в образовательном учреждении приказом директора создается психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с данной категорией детей, дефектолог, учитель-логопед, психолог, социальный педагог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору. Задачи консилиума:
2.9.1. Изучение интеллектуальной, личностной, эмоционально-волевой сферы ребенка.
2.9.2. Выявление резервных возможностей ребенка и разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцируемого подхода в процессе обучения и воспитания.
2.9.3. Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития.
2.9.4. Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в классе) для представления в психолого-медико-педагогическую комиссию с целью уточнения диагноза и выбора оптимальной формы дальнейшего обучения в образовательном учреждении соответствующего типа.
2.9.5. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
2.10. При отсутствии в образовательных учреждениях указанного консилиума его функции могут выполнять муниципальные психологические службы в системе образования, психолого-медико-педагогические комиссии.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Основными задачами КРО являются:
- нормализация учебной деятельности учащихся;
- активизация познавательной деятельности;
- социально-трудовая адаптация;
- повышение уровня интеллектуального развития;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.
3.2. Коррекционно-развивающий процесс регламентируется типовым базисным учебным планом образовательного учреждения, с планами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными программами Министерства образования РФ, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами. Содержание образования определяется учебными программами для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
Обучение организуется как по специальным пособиям и учебникам для этих классов, так и по учебникам общеобразовательных школ.
3.3. Для коррекции недостатков развития учащихся и восполнения пробелов предшествующего обучения в классах КРО организуются индивидуально-групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не должна превышать 30 минут, наполняемость групп не должна превосходить 4 - 5 человек.
3.4. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного учреждения с классами КРО вводится должность логопеда из расчета 1 ставки логопеда на 15 - 20 учащихся с нарушением речи.
Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и подгруппами из 4 - 6 человек в зависимости от специфики нарушения.
3.5. Содержание трудового обучения определяется исходя из материально-технических условий образовательного учреждения.
3.6. Порядок организации и проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов КРО устанавливается Министерством образования и высшей школы РФ.
Выпускники 9-го класса, успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.

4. Кадровое, материально-техническое и
финансовое обеспечение

4.1. В классах КРО работают учителя, воспитатели, имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку, а также специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог в соответствии с действующими нормативами.
4.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Формы и продолжительность такой работы определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом школы.
4.3. В случае необходимости для работы с учащимися классов КРО на основе дополнительных договоров привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-невропатолог, др.).
4.4. При наличии в образовательных учреждениях трех и более классов данного типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательного учреждения дополнительных ставок педагога-психолога, дефектолога в соответствии с действующими нормативами.
4.5. Финансирование классов КРО для детей с задержкой психологического развития различного генеза производится в соответствии с Инструктивным письмом Министерства просвещения РСФСР от 03.06.88 № 10-136-6 "О специальных классах выравнивания детей с задержкой психического развития", согласно которому "учащиеся специальных классов выравнивания детей с задержкой психического развития засчитываются в план по контингентам спецшкол-интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития".
4.6. Классным руководителям классов КРО производится доплата за классное руководство в полном объеме.
4.7. Педагогическим работникам, специалистам классов КРО может устанавливаться надбавка в размере 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам.
Руководителям школ при наличии классов КРО, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15% размер надбавки.





Приложение 2

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В КЛАССЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения является диагноз: задержка психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающий как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.
Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспособности, повышенной истощаемостью по типу стойкого астенического синдрома как в рамках соматогенной задержки психического развития, так и вследствие:
- астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к частым респираторным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях;
- астено-невротических состояний соматогенной и церебрально - органической природы (нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония), синдрома истинной невропатии;
- невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);
- церебрастенических состояний (компенсированная и субкомпенсированная гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, посттравматическая церебрастения) без грубых нарушений интеллектуального развития.
Показанием для обучения в данных классах являются нарушения учебной деятельности (негрубые расстройства школьного поведения, учебной мотивации и др.) в рамках задержки психического развития психогенного происхождения, а также при:
- патологическом формировании личности по типу аффективной возбудимости, психастении, неустойчивости, истероидности, дисгармонического инфантилизма;
- педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагоприятной социальной среде;
- некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных расстройств поведения.
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, страдающие негрубой церебральной патологией как в виде задержки психического развития церебрально-органического генеза, а также остаточных явлений резидуально-органического поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного материала; легкими проявлениями речевых и двигательных нарушений церебрально-органической природы, не требующих обучения в специальных учреждениях; проявлениями гипердинамического синдрома.
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (то есть слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значительным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями синдрома раннего детского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в данные классы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью, нарушением влечений), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обучение ребенка на дому при динамическом наблюдении психоневрологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru