Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2002 ГОДУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 30.04.2003, № 87-88






ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2002 ГОДУ

от 27 февраля 2003 года

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми" и направляется Главе Республики Коми, в Государственный Совет Республики Коми, Правительство Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми, Прокуратуру Республики Коми, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Это первый доклад Уполномоченного по правам человека, назначенного на эту должность Государственным Советом Республики Коми 27 февраля 2002 года в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Законом Республики Коми "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми".
К настоящему времени свыше 100 стран мира учредили такую должность. На сегодняшний день в 20 субъектах Российской Федерации образован институт Уполномоченного.
Уполномоченный по правам человека в Республике Коми - лицо, занимающее государственную должность, связующее звено между гражданами и органами власти на территории республики.
Основными задачами Уполномоченного являются:
- содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Коми;
- совершенствование законодательства Республики Коми о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина;
- содействие правовому просвещению населения по вопросам прав и свобод человека и гражданина.
В докладе приводится информация о первых шагах становления и развития института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, содержатся общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод в республике. Источниками информации послужили письменные и устные, коллективные и индивидуальные жалобы и обращения граждан в адрес Уполномоченного, публикации в средствах массовой информации, встречи с различными категориями населения, сведения, полученные в результате посещений органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, социальной защиты, воинских частей, органов принудительного содержания и других организаций.

1. ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми" принят Государственным Советом Республики Коми 23 января 2002 года, подписан Главой Республики Коми 8 февраля 2002 года, опубликован в средствах массовой информации и вступил в силу.
В процессе формирования и становления сложились деловые отношения Уполномоченного и его аппарата с Государственным Советом Республики Коми. Уполномоченный участвует в работе каждой сессии, принимает участие в работе парламентских слушаний.
Конструктивные отношения Уполномоченного по правам человека сложились с Главой Республики Коми, Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми. Ежемесячно Уполномоченный принимает участие в заседании Правительства республики.
Особо необходимо отметить о взаимоотношениях Уполномоченного и его аппарата с прокуратурой республики. Сотрудники прокуратуры, лично прокурор В.Е.Ковалевский активно и плодотворно сотрудничают с Уполномоченным и его аппаратом по вопросам защиты прав человека. На все запросы и обращения Уполномоченный получал полные и исчерпывающие ответы о принятии соответствующих мер по восстановлению прав граждан. По обращениям Уполномоченного прокуратурой вносились представления о недопустимости нарушения закона, возбужден ряд уголовных дел, в том числе в отношении сотрудников милиции.
В тесном взаимодействии работает Уполномоченный по правам человека с Управлением исполнения наказаний. За этот период совместно было проверено соблюдение прав граждан в трех учреждениях органов принудительного содержания в городах Сыктывкаре и Ухте.
Совместно с Министерством образования проведен конкурс исследовательских работ учащихся "Права ребенка - в новом веке". В трех возрастных группах с 5 по 11 класс ребята в своих сочинениях попробовали порассуждать, показать собственное видение прав детей в современном обществе. Конкурс проводился в целях формирования активной гражданской позиции, получения знаний учащимися в области прав человека, формирования навыков их применения.
За время деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми возникли определенные контакты с администрациями муниципальных образований, органами местного самоуправления.
В становлении института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми неоценимую роль играют средства массовой информации. Тесное сотрудничество со СМИ позволяет расширить аудиторию общения, информированность населения о деятельности Уполномоченного, возможность защитить свои права, нацелить органы власти на предупреждение и устранение случаев некорректного отношения к правам гражданина. Большую помощь в этой работе оказывает Государственная телерадиокомпания "Коми гор" и особенно ее дирекция информационных программ, возглавляемая Ольгой Николаевной Савенко. Активно откликаются публикациями статей по проблемам защиты прав человека газеты "Республика", "Красное знамя", "Коми му", "Молодежь Севера", "Аргументы и факты в Коми". Неоднократно газетные материалы служили основанием для проведения проверок.
В становлении института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми эффективно помогает работа "круглых столов", рабочих встреч - совещаний Уполномоченных субъектов России, посвященных рассмотрению отдельных проблемных вопросов, которые организует и проводит Уполномоченный по правам человека Российской Федерации Олег Орестович Миронов.
Так, в марте 2002 года прошло заседание круглого стола Уполномоченных в г. Уфе, посвященное проблеме защиты прав материнства и детства. В сентябре в г. Екатеринбурге прошла встреча, где обсуждены вопросы защиты прав человека и гражданина в социальной сфере. В ходе заседаний изучался положительный опыт регионов в сфере защиты прав человека, местная законодательная база, наиболее острые и общие для всех Уполномоченных проблемы, намечались пути их решения. Очень много полезного, в плане взаимодействия института Уполномоченного и исполнительной власти, дало общение по обсуждаемой проблематике с президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым и губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем.
В результате заседаний круглых столов были выработаны рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, в частности, по вопросам пенсионной реформы, разрешения шахтерских проблем, налогового бремени для субъектов Федерации, что является тормозом в социально - экономическом развитии регионов.
В апреле 2002 года в г. Вильнюсе Уполномоченный по правам человека в Республике Коми принял участие в работе омбудсменов Европы. На данной встрече был принят итоговый документ, в котором предусмотрено сотрудничество и взаимодействие на многосторонней основе всех омбудсменов - уполномоченных по защите прав человека в правовом пространстве, которое протянулось от Рейкьявика до Владивостока.
Много полезного дали личные встречи Уполномоченного по правам человека в Республике Коми с Альваро Хиль - Роблесом - комиссаром Совета Европы по правам человека, Уполномоченными по правам человека Азербайджана, Молдовы, Украины. На этих встречах и беседах обсуждалось то общее, что присуще правам и свободам любого человека независимо от того, в какой стране он живет, те общие точки приложения усилий для обеспечения целостности правового поля защиты гражданина.

2. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

В республике признаются гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, международными нормами права и свободы человека. Ситуация в нашей республике с соблюдением политических и гражданских прав остается пока более благоприятной, чем во многих других субъектах Российской Федерации. Необходимо считать большим достижением общества, что о правах и свободах человека стали публично говорить, спорить, обсуждать в средствах массовой информации. Но одного понимания, одних слов недостаточно. Важно их уважать, соблюдать, защищать, а также восстанавливать нарушенные права.
Нарушение прав граждан впрямую зависит от социально - экономической ситуации в республике. А социально - экономическое положение в Республике Коми сложное. Основные итоги за прошедший год свидетельствуют о незначительном росте (на 0,7%) промышленного производства. Основным фактором, сдерживающим общепромышленный подъем, являлся глубокий спад в угольной отрасли на 32,4 процента по сравнению с 2001 годом. Отсюда и социальная напряженность в шахтерских коллективах, забастовки, как следствие нарушений трудовых, социальных прав шахтеров.
Не лучше положение в сельском хозяйстве, где объемы производства продукции сократились на 34 процента. На грани развала из-за отсутствия сбыта своей продукции находятся сельскохозяйственные предприятия Усть - Цилемского и Ижемского районов. Неслучайно, что в этих районах один из самых высоких процент безработных (5,1% и 6,7% соответственно).
Некогда мощнейшая лесозаготовительная отрасль с каждым годом сдает свои позиции. Предприятия этой отрасли были базовыми, градообразующими во многих районах республики. Сегодня Троицко - Печорский, Удорский, Усть - Куломский, Прилузский и другие лесные районы испытывают большие трудности в обеспечении социальных и экономических прав граждан.
В результате роста цен на жилье вот уже на протяжении нескольких лет многие наши граждане, даже со средними доходами, не могут улучшить свои жилищные условия.
Снижение инвестиций, увеличение издержек производства вследствие регулярного повышения цен и тарифов в отраслях естественных монополий обусловило ухудшение финансового положения предприятий и организаций республики. В республике так и не изжиты такие язвы общества, как задержка выплаты компенсаций, отпускных, заработной платы работникам.
Особенно нелегкой остается ситуация с защитой прав наиболее уязвимых слоев населения - малообеспеченных граждан, инвалидов, пенсионеров, а нищенские пенсии заставляют многих наших стариков заниматься сбором стеклотары и заглядывать в мусорные ящики.
Процесс расслоения общества должным образом не контролируется государством, не учитываются не только субъективные, но и объективные причины, по которым реализация прав одних граждан идет в ущерб правам и интересам других лиц. Это основные причины, которые только усугубили ситуацию в последнее время.
Нестабильность экономики оказывает негативное воздействие на вопросы материнства и детства, в целом на демографическую ситуацию. В 2002 году сложился самый высокий уровень смертности (13,6 промилле) за последние десять лет. Коэффициент естественной убыли населения в минувшем году возрос на 9% к 2001 году. Среди основных факторов, повлекших за собой смерть, преобладали заболевания системы кровообращения, новообразования, а также неестественные причины, в которых преобладали алкогольные отравления и суицид.
Но существует и ряд субъективных причин, в силу которых происходит нарушение прав человека на территории республики. Устранению именно этих причин и призван содействовать Уполномоченный по правам человека в Республике Коми.

2.1. Работа с обращениями граждан

Одной из основных функций деятельности Уполномоченного является работа с обращениями граждан. С момента начала деятельности рассмотрено 506 обращений. Из них в ходе личного приема - 195.
Выездные приемы проведены в семи муниципальных образованиях республики: г.г. Инте, Ухте, Сыктывдинском, Сысольском, Усть - Вымском, Корткеросском, Ижемском районах. Такая форма работы весьма результативна, она позволяет целый ряд вопросов решить на месте, а анализ обращений помогает выявить общие болевые точки, характерные для данного города или района, позволяющие Уполномоченному сделать более конкретные заключения и рекомендации по соблюдению прав и свобод человека.
В сентябре состоялась телефонная "прямая линия" Уполномоченного по правам человека с населением.
Основная часть обращений поступила в письменном виде лично от граждан практически со всех муниципальных образований нашей республики, а также из ряда других субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество обращений связано с проблемами в сфере жилищных правоотношений, предоставления коммунально - бытовых услуг, что составляет 32,1 процента от всех поступивших жалоб. С вопросами нарушения прав в области трудовых отношений и заработной платы обратилось 18,6% граждан. Много проблем высказано в письмах по пенсионному, социальному обеспечению старшего поколения, что составляет 12,2% от всех обращений. Более 20% жалоб от общего их количества имели положительный результат, то есть вмешательство Уполномоченного восстановило нарушенные права граждан. По большинству обращений давались исчерпывающие разъяснения и рекомендации, проверки с выездом на место.
Следует отметить, что, несмотря на значительное количество обращений граждан к Уполномоченному, это не отражает подлинных масштабов нарушений субъективных прав и свобод человека на территории республики со стороны должностных лиц и организаций. Высоким остается латентный слой никем не учтенных нарушений прав и свобод человека.
Вызывает особую озабоченность нежелание большинства жителей республики, особенно молодых, защищать свои права и законные интересы посредством правовых механизмов, в том числе с помощью Уполномоченного. Многие из них считают, что жаловаться - это признак слабости. Как показывает статистика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека, подавляющее большинство заявителей (71%) - это люди предпенсионного и пенсионного возраста.

2.2. Право на жилище и осуществление прав
граждан в коммунально - бытовой сфере

Конституции Российской Федерации, Республики Коми гарантируют право каждому на жилище. При этом устанавливается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. К сожалению, ситуация с осуществлением этих прав остается острой.
Обращения, поступающие Уполномоченному, свидетельствуют о том, что многие нормативные акты по жилищной отрасли как на федеральном, так и на республиканском уровне не работают должным образом. В городах и районах республики на протяжении последних трех - четырех лет практически не продвигаются очереди на получение жилищных субсидий. Например, на 2003 год в республиканском бюджете на получение гражданами жилищных субсидий предусмотрено всего 1,5 миллиона рублей. Вместе с тем, значительная часть населения, включая даже граждан со средними доходами, не располагают достаточными денежными средствами для приобретения или строительства жилья. Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья для очередников в связи с переходом к рыночным отношениям в этой сфере не обеспечивает конституционное право граждан на жилище и отягощает их социальные проблемы.
Низкий уровень доходов, высокие темпы роста цен на жилье делают недоступным его приобретение в первую очередь молодыми семьями. По данным проведенного опроса Госкомстатом Республики Коми, имеют свою квартиру или дом только 38% молодых семей. Каждая пятая молодая семья проживает в общежитии, коммунальной квартире или снимает жилье. В стесненных условиях (до 9 квадратных метров на человека) обитает четверть молодых семей с детьми. Таким образом, жилищная проблема трансформируется в другую проблему - семьи, материнства и детства.
В обращении гражданки Д. из с. Корткерос сообщается, что ее семья в составе 5 человек, где трое детей - инвалидов, причем, один из них тубинфицирован, проживает в бывшей кладовке общежития на площади в 12 квадратных метров. Через комнату проходит канализационный стояк, углы комнаты и сам стояк покрыты плесенью, потолок и верхняя часть стен в подтеках. Заключение - санитарно - гигиенические условия для проживания в комнате непригодны. Многократные обращения гражданки Д. в различные инстанции положительного результата не дали. Уполномоченный обратился к главе администрации МО "Корткеросский район" Н.Г.Ливсону с просьбой реально оценить сложившуюся ситуацию и решить проблему семьи Д. с точки зрения существующего законодательства и чисто человеческого фактора. К сожалению, Н.Г.Ливсон отделался формальной отпиской, причем исказив существующие факты, что выяснилось при выезде Уполномоченного и проверке жилищных условий проживания семьи Д. Данный факт довольно ярко высвечивает явное нежелание главы района изыскать возможность улучшить жилищные условия этой семьи, тем более, не все резервы района использованы. Точку в этой истории ставить рано, ибо из-за бездушного отношения чиновников хождения по мукам этой семьи пока не закончены, даже в вопросе о временном жилье.
Серьезную озабоченность у Уполномоченного вызывают жалобы сирот, которые после окончания государственных общеобразовательных учреждений, не имея родного угла, без родительской опеки занимаются поисками жилья. Например, по жалобе сироты К. на непредставление жилья из администрации МО "Город Сыктывкар" по требованию Уполномоченного пришел ответ следующего содержания: "...К сожалению, в 2002 году средства для строительства жилья для данной категории граждан в администрацию города не поступали...". Данный факт парадоксален еще тем, что Уполномоченный требовал по жалобе сироты К. выполнить решение федерального городского суда о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения. В ответ на это в администрации МО "Город Сыктывкар", как бы между прочим, заметили: "Сообщаем, что в отделе учета и распределения жилой площади администрации города на исполнении находится более 40 решений суда о внеочередном предоставлении жилья". Получается тупиковая ситуация.
Приведенные выше отдельные примеры свидетельствуют о социальной напряженности в сфере жилищных отношений. Безусловно, одной из главных причин является дефицит бюджетных средств, поскольку Республика Коми является донором федерального бюджета, направляя 60% налоговых поступлений, при этом лишившись по воле депутатов Государственной Думы налогов на прибыль от добычи ценных природных ресурсов.
Об этом шел разговор в ноябре 2002 года на встрече с Главой Республики Коми В.Торлоповым. Стороны согласились, что на данном сложном этапе отсутствуют механизмы долгосрочного кредитования граждан в целях приобретения и строительства жилья. Глава республики В.Торлопов высказал большую озабоченность по данной проблеме и в то же время выразил уверенность, что и в дальнейшем будут изыскиваться необходимые пути решения жилищной проблемы для граждан Республики Коми. В первую очередь с участием органов государственной власти, администраций муниципальных образований, негосударственных предприятий и организаций на базе консолидации финансовых средств из различных источников.
Еще один момент по жилищной проблематике.
Для жителей Крайнего Севера республики характерны вопросы, связанные с их переселением в южные регионы России. В целом следует констатировать, что бюджет Российской Федерации, Глава и Правительство Республики Коми, различные пилотные проекты оказывают определенную поддержку в этом направлении. Сегодня есть подвижки в переселении, например, представителей угольных отраслей из г.г. Воркуты и Инты, но вместе с тем, в решении этих вопросов есть и немалые проблемы. Сложно еще решается переселение работников нешахтерских профессий из других городов и районов республики, которые тоже относятся к районам Крайнего Севера. В последние годы федеральный бюджет финансировал программу переселения при ежегодной потребности в 320 миллионов рублей всего на 40 процентов.
В настоящее время в адрес Уполномоченного поступают обращения из многих северных городов и районов республики, в том числе из г.г. Воркуты и Инты, с просьбой оказать содействие в переселении в г. Сыктывкар и близлежащие районы. Например, только в г. Воркуте, включая и работников ОАО "Воркутауголь", 30 процентов очередников желают переселиться в г. Сыктывкар. Поскольку переезд в южные края России может отрицательно повлиять на состояние здоровья, вполне понятно желание людей, много лет проживших на Крайнем Севере, перебраться в более умеренную климатическую зону. Климатические условия г. Сыктывкара и южной части республики устраивают многих, а часть граждан просто желают вернуться на прежнее место жительства или рождения. Однако действующее законодательство не позволяет решить этот вопрос, так как г. Сыктывкар и прилегающие районы являются приравненными к районам Крайнего Севера и переселение туда не предусмотрено. Кроме того, большим барьером является высокая стоимость строительства одного квадратного метра жилья в столице республики. В результате многие граждане просто отказываются от получения жилья в других регионах России.
Сегодня необходимо форсировать назревшую проблему, поскольку реализуется право северян на переселение в выбранное ими место жительства, а город Сыктывкар и близлежащие районы получат дальнейшее развитие жилищного строительства. В первую очередь это зависит от целенаправленной работы Правительства Республики Коми с Правительством и законодателями Российской Федерации.
Очень остро стоит проблема осуществления прав граждан в коммунально - бытовой сфере.
В июне 2002 года к Уполномоченному по правам человека обратилась ветеран труда, пенсионерка С. из села Выльгорт Сыктывдинского района с просьбой оказать содействие по газификации частного дома. Газопровод проходит в нескольких десятках метров от ее дома, рядом стоящие панельные дома подключили бесплатно, а она осталась в стороне, хотя все необходимое оборудование и трубы закупила, отвод земли и проектно - сметная документация имеются. Обращения в адрес администрации муниципального образования, трижды - в Администрацию Главы Республики Коми положительного результата не дали. В своем обращении она пишет: "Я нахожу, что в этом вопросе меня ставят в неравные права с другими гражданами. Просто обидно и больно, что дожили и доработали до пенсии и никому мы не нужны, и права таких, как я, ущемляются". Уполномоченный обратился к руководителю "Сыктывкармежрайгаза" А.И.Добровольскому. Необходимо отметить, к чести данного предприятия и его руководителей, которые активно откликнулись и подвели газ к дому гражданки С. В своем благодарственном письме к Уполномоченному она пишет: "Сердечно благодарна Вам за оказанную Вами помощь. Для меня стал бесспорным факт, что есть организация, а в ней люди, к которым можно обратиться за защитой своих прав и которые могут бескорыстно защитить таких не защищенных в этой жизни, как я".
В сентябре 2002 года с коллективной жалобой к Уполномоченному по правам человека обратились жители дома № 48 по улице Серова г. Сыктывкара. Квартиросъемщики пишут, что проживают в данном доме с июня 1996 года, дом был сдан с большими недоделками и не принят на баланс муниципального образования. Отсутствуют отопление и горячее водоснабжение, жилищно - коммунальные службы не выдают справок на обмен паспортов и других документов, "...лишены избирательного права, даже для голосования по выборам Главы Республики Коми не были включены в списки избирателей. Все это время мы чувствуем себя ущемленными в гражданских правах". После обращения Уполномоченного к главе администрации МО "Город Сыктывкар" С.М.Катунину этот вопиющий случай нарушения прав граждан был исправлен. Постановлением главы администрации МО "Город Сыктывкар" дом № 48 по улице Серова принят в муниципальную собственность, теплоснабжение и водоснабжение восстановлены.
В почте Уполномоченного имеется целый ряд и других примеров по городам и районам республики на бездушное отношение коммунальных служб к квартиросъемщикам. Эти и многие другие вопросы можно и нужно было решать без вмешательства Уполномоченного. Однако необходимого внимания со стороны отдельных служб к соблюдению законных интересов граждан проявлено не было.
Вместе с тем, проблемы, связанные с реализацией конституционного права на жилище и коммунально - бытовое обслуживание, зачастую обусловлены экономическими причинами - хронической нехваткой средств в муниципальных бюджетах не только на строительство нового жилья, но и поддержание имеющегося.
Достаточно отметить, что из-за недофинансирования жилищно - коммунальной отрасли объем капитального ремонта жилья снижен в 40 раз по сравнению с нормативными, в результате объем ветхого и аварийного жилья в республике достиг 1,4 миллиона квадратных метров. Износ котлов и котельного оборудования в среднем по республике составляет 60%, тепловых сетей - более 50%, водопроводные и канализационные сооружения перегружены и требуют реконструкции.
Коммунальные проблемы напрямую отражаются на наших гражданах и порождают жалобы. Все это делает исключительно актуальным оперативность проведения Правительством Республики Коми рационального реформирования жилищно - коммунальной сферы, поскольку без этого невозможно реальное соблюдение прав граждан на жилище, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми.
По результатам рассмотрения жалоб этой отрасли права 16,8 процента из них были удовлетворены; 7,8 процента - признаны обоснованными и взяты на контроль; 22,2 процента отклонены; 53,2 процента заявителей даны исчерпывающие разъяснения.

2.3. О защите социальных прав граждан

Анализируя обращения граждан, следует отметить, что адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения помогает смягчить остроту неблагополучия, и в то же время эти минимальные гарантии государственной поддержки не решают все проблемы. Более того, приходится констатировать факт, что не исполняются существующие законы.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсионерам по старости и инвалидности предоставлено право бесплатного проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. Источником финансирования был определен Пенсионный фонд РФ. На протяжении 3-х лет, т.е. до 1996 года, Пенсионный фонд исправно компенсировал проезд пенсионерам. Но в 1996 году было прекращено финансирование, т.к. средства Пенсионного фонда являются строго целевыми и направляются на выплату пенсий. Вот с тех пор пенсионеры и мыкаются: на свою мизерную пенсию практически не могут выехать к родственникам, на родину, на отдых - лечение, на похороны и т.д.
В этой связи в июле 2002 года Уполномоченный в обращении в адрес Председателя Государственного Совета Республики Коми Е.Н.Борисова предложил как субъекту законодательной инициативы разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона, определяющего механизмы компенсации пенсионерам по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Государственный Совет дал согласие. Данный вопрос сейчас находится на контроле, причем есть уверенность, что будет все-таки результат.
Защита социальных прав граждан, а в частности граждан старшего поколения, проходит через пенсионное законодательство. В адрес Уполномоченного поступило большое количество жалоб от пенсионеров, общественных организаций пожилых людей, которые считают, что действующая пенсионная реформа с 1 января 2002 года (новый ФЗ № 173 вступил с 01.01.2002) не принесла пенсионерам улучшения их жизни из-за низких изначально размеров пенсий. С учетом районного и северного коэффициента в Республике Коми (это включая и жителей Крайнего Севера - городов Воркуты, Инты, Усинска) средний размер пенсий колеблется в пределах двух тысяч рублей. Вот вам и социальные гарантии северянам! Причем регулярная индексация пенсий на 100-150 рублей со стороны государства никаким образом не компенсирует удорожания стоимости лекарств, постоянно возрастающие тарифы на услуги ЖКХ, электроэнергии, рост цен на товары первой необходимости. Практически ничего не остается пенсионеру на питание, не говоря уже об одежде, после всех выплат.
Еще один момент - о шахтерских пенсиях как одной из важнейших социальных гарантий со стороны государства. Увеличение размера пенсий значится отдельным пунктом в требованиях шахтеров к государственным властям. Согласно Закону РФ № 173 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" размер пенсии шахтеров сравнялся с другими профессиями. В недалеком прошлом тяжелейший труд шахтера, вышедшего на заслуженный отдых, оценивался государством в 80-е годы в размере 160 рублей. В те времена такую же пенсию, которая именовалась персональной, получал и бывший высокопоставленный государственный чиновник. Но как жить шахтеру - северянину сегодня, когда максимальный размер его пенсии вместе с северным районным коэффициентом составляет 2268 рублей, а минимальный - 1562 рубля. При всем этом нельзя забывать, что практически каждый шахтер за время работы под землей не однажды получал травмы, у каждого второго профессиональное заболевание. Сейчас на эту пенсию трудно даже прокормиться, не говоря уже о каком-то серьезном лечении. Поэтому требования старшего поколения об увеличении размера пенсий вполне справедливы и оправданы правом гражданина на достойную жизнь в обществе.
В июле 2002 года в республике произошел очередной, уже четвертый с начала года скачок розничных цен на бензин на автозаправочных станциях ОАО "ЛУКОЙЛ - Нефтепродукт", которое является монополистом на нефтепродукты. Уполномоченный счел нужным вмешаться в этот процесс, ибо рост цен ведет к нарушению социальных прав граждан: перевозки, товары, продукты дорожают и потребительская корзина становится менее весомой. В своем обращении к заместителю Главы Республики Коми Ю.А.Колмакову и руководителю Коми территориального управления Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации Н.Я.Лавреге Уполномоченный потребовал дать разъяснения о причинах постоянного повышения цен на нефтепродукты, какие меры предпринимаются по предотвращению роста цен и почему в республике существует монополия на переработку и сбыт. В результате Уполномоченный был проинформирован, что Правительством республики принимаются меры по стабилизации ситуации с ценами на бензин и, что немаловажно, в целях создания в республике конкурентной среды направлены письма в российские нефтяные компании с предложением выйти на наш рынок нефтепродуктов. И самое главное - результатом предпринятых действий явилось снижение цены на бензин марки А-76 на 30 копеек.
Аналогичная ситуация была в сфере отношений других монополистов - энергетиков, которые в нескольких городах и районах за долги отключили подачу электроэнергии на радиотрансляционный передающий центр. Таким образом, без теле- и радиовещания остались более чем 200 тысяч граждан. Здесь также пришлось вмешаться Уполномоченному, т.к. было нарушено право граждан свободно получать информацию. Вместе с обращением Уполномоченного выступила и Прокуратура Республики Коми, которая внесла представление монополистам о нарушении прав человека и антимонопольного законодательства. Вскоре нарушение прав граждан было восстановлено.
В 2002 году в адрес Уполномоченного поступило более 20 обращений от инвалидов, а также ряд коллективных обращений организаций, в которых так или иначе затрагивались проблемы людей с ограниченными возможностями. Многие проблемы инвалидов были решены положительно совместно с администрациями городов и районов.
Сложные социальные проблемы возникают у граждан в связи с ликвидацией градообразующих предприятий или самих населенных пунктов.
В адрес Уполномоченного обратились жители поселка Мескашор Воркутинского района с просьбой об оказании помощи в решении вопроса о ликвидации поселка и переселении жителей за пределы Республики Коми. Суть проблемы: в связи с ликвидацией совхоза "Горняк" объединения "Воркутауголь" - градообразующего предприятия, все работники совхоза получили жилье за пределами республики. Оставшиеся жители, не работавшие в совхозе, и пенсионеры остались в поселке.
В настоящее время проблема остается открытой. В данной ситуации необходимо вмешательство Правительства Республики Коми, поскольку большинство оставшихся жителей желают переселиться за пределы Крайнего Севера.
В августе 2002 года с подобной проблемой в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Коми поступило обращение депутата Государственного Совета РК С.И.Егорова с просьбой об оказании содействия в принятии поселка Веселый Кут, расположенного на территории муниципального образования "Город Ухта", на баланс города.
Инфраструктура градообразующего предприятия была ликвидирована, жители поселка Веселый Кут были лишены водоснабжения, транспортного сообщения с населенными пунктами, имелись проблемы со связью. В результате встречи Уполномоченного и депутата Государственного Совета РК С.И.Егорова с заместителем главы администрации МО "Город Ухта" А.Е.Бусыревым и заместителем генерального директора "Ухтанефтегазгеология" В.И.Глотовым было налажено транспортное сообщение между поселком Веселый Кут и окружающими населенными пунктами. Вместе с тем, проблемы централизованного водоснабжения поселка остались.
Подобная ситуация на плохие условия проживания изложена в коллективном обращении жителей домов N№ 5, 8, 12, 13, 14 проезда Геологов г. Сыктывкара. С выездом на место Уполномоченным было установлено, что дома представляют собой одноэтажные неблагоустроенные сборно - щитовые строения, требующие, по причине большой изношенности, капитального ремонта или просто сноса.
В настоящее время согласно поступившей информации администрация МО "Город Сыктывкар" и ОАО "Полярноуралгеология" осуществляют мероприятия по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность, что в конечном итоге разрешит проблемы жителей проезда Геологов.

2.4. Трудовые права граждан

Большую часть обращений граждан (18,4% от общего числа) составляют жалобы и заявления граждан о защите их конституционных прав в сфере труда и занятости. Основное количество обращений связано с нарушением прав граждан по своевременной выплате заработной платы, невыплате компенсаций при увольнении, расторжением трудовых договоров, незаконным увольнением, большой задолженностью по зарплате в связи с проведением процедуры банкротства предприятий.
В июне 2002 года к Уполномоченному обратилась гражданка В. из г. Сыктывкара с жалобой, что в течение более трех лет, работая в СМУП "Жилфонд", заработную плату получает неполностью. В результате накопилась большая задолженность в виде депонированной заработной платы, к тому же СМУП "Жилфонд" реорганизован и бывшие работники приняты в другую организацию - СМУП "Жилремсервис". Уполномоченный обратился к главе администрации МО "Город Сыктывкар" С.М.Катунину принять незамедлительные меры по восстановлению конституционных прав гражданки В. в части трудовых отношений. К чести главы администрации, данная проблема за короткий срок была решена положительно: СМУП "Жилфонд" полностью рассчиталось с гражданкой В. по депонированной заработной плате.
В октябре 2002 г. к Уполномоченному обратилась гражданка З. из поселка Кебанъель Усть - Куломского района с просьбой восстановить права ее мужа, работающего в ООО "Технолес" с июля 2000 г. С этого периода постоянно по несколько месяцев задерживается выплата заработной платы, а отпускные выдаются, когда подходит уже следующий срок выхода в очередной отпуск. Неоднократные обращения к руководству ООО "Технолес" положительного результата не дали, более того, работникам предприятия не объясняются причины невыплат, не выдаются расчеты по начислению зарплаты. Уполномоченный обратился с просьбой проверить факты, изложенные в жалобе гражданки З. к главе администрации МО "Усть - Куломский район" А.П.Юдину. Проведенная в ноябре 2002 года проверка подтвердила обоснованность жалобы. Был сделан запрос в ООО "Технолес" представить Уполномоченному свои объяснения по данным обстоятельствам, установленным в ходе проверки. Объяснения директора ООО "Технолес" Ю.В.Дерягина были получены, все нарушения прав гражданина З. и других работников в части трудовых отношений устранены.
Из этого же населенного пункта в адрес Уполномоченного поступила коллективная жалоба за 16 подписями. Суть заключалась в том, что летом 2002 года подростки данного поселка работали в трудовом лагере, который был организован центром занятости населения и социальными службами Усть - Куломского района. Хорошее, доброе начинание. Дети трудились на сенокосе, окучивали, пололи овощи, занимались благоустройством, мелким ремонтом и планировали к концу каникул получить оплату за честно проделанную работу, но взрослые дяди и тети обманули их, не заплатили им.
Уполномоченный по правам человека вынужден был обратиться в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Коми. С выездом на место и в присутствии заявителей ведущим специалистом департамента была проведена проверка правильности начисления и своевременности оплаты центром занятости населения труда подростков. Факты подтвердились. Выплаты, обусловленные договором, были произведены в полном объеме.
Большую озабоченность у Уполномоченного вызывают обращения граждан, связанные с возбуждением процедуры банкротства их предприятий. Сотни людей, даже при наличии исполнительных листов, в течение длительного времени не могут получить заработную плату. Особенно беспокоят жалобы из лесных, шахтерских, сельскохозяйственных предприятий, поскольку в результате банкротств многие люди оказались на грани выживания. Такие обращения поступали из Корткеросского, Усть - Вымского, Усть - Цилемского, Княжпогостского, Сыктывдинского районов, городов Сыктывкара и Инты.
Результаты анализа жалоб граждан позволяют сделать вывод, что работники предприятий практически не имеют возможности оказывать какое-либо влияние на процесс банкротства и защищать свои законные права, поскольку они согласно Закону Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Сегодня совершенно очевидно, что действующее законодательство о банкротстве и правоприменительная практика не способствуют защите законных интересов граждан.
Многие положения требуют внесения изменений, но более всего необходима активная позиция государства, его органов на местах в вопросах предупреждения банкротства, контроля за деятельностью арбитражных управляющих, социальной защиты высвобождаемых работников. Хотелось бы обратиться в адрес нового состава депутатов Государственного Совета Республики Коми с настоятельной просьбой выйти с законодательной инициативой о пересмотре норм Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)", которые бы защищали не только работодателей, но и работников.
Серьезная проблема в сфере права на труд в молодежной среде. Согласно социологическому исследованию Госкомстата Республики Коми за чертой бедности находится более 40% опрошенной молодежи (а в сельской местности - две трети). Отсутствие работы серьезно отражается на социальном самочувствии 15% опрошенной молодежи разного возраста. Обеспокоены отсутствием работы 13 процентов студентов средних и высших учебных заведений.
Получение профессионального образования не гарантирует трудоустройства, каждый десятый, имеющий профессию, - безработный, а работает по специальности только половина. Возможности молодежи часто используются на неквалифицированной и непривлекательной работе. Случаи, когда молодые учителя, инженеры работают мелкими торговцами, охранниками и сторожами, не единичны. Каждого пятого, получившего диплом о высшем образовании и устроившегося на работу, можно отнести к категории рабочих или младшего обслуживающего персонала.
Трудовые отношения, будучи источником существования абсолютного большинства людей, требуют создания эффективной системы гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов наемных работников от неправомерных действий работодателей. По этой же причине необходимо более широкое и активное, чем в других сферах, вмешательство государства в отношения наемного труда. Работник заинтересован в том, чтобы органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства устраняли нарушения по собственной инициативе.
Новый Трудовой кодекс Российской Федерации должен стать основой для законодательной базы, которая позволит установить надежный правовой барьер на пути беззакония. Защита трудовых прав граждан, всемерное содействие в случаях их нарушения и впредь останутся в поле зрения Уполномоченного как одно из приоритетных направлений работы.

3. ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Защита прав детей входит в компетенцию Уполномоченного как составная часть защиты прав человека. Защита прав ребенка имеет свою специфику. Дети, как правило, не пишут жалоб и к ним неприменим подход как к взрослому, дееспособному человеку. Здесь недостаточно роли посредника. Нельзя ждать, когда ребенок скажет, что его право нарушено.
Важность и актуальность проблемы прав детей обуславливаются тем, что здоровье нации, безопасность государства и будущее общества находится в прямой зависимости от "качества" подрастающего поколения, а это зависит от условий, в которых растут и развиваются дети.
22 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, т.е. международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей. Это первый международный правовой документ, в котором были закреплены гарантии осуществления целого ряда прав ребенка.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, а не 22.11.1989.
   ------------------------------------------------------------------

В целом органы государственной власти республики целенаправленно проявляют заботу о детях, социальных сиротах. Безусловно, заслуживает внимания разработанная Правительством РК Программа "Дети Республики Коми" на 2003-2006 гг. Наряду с вышеизложенным, к сожалению, в республике имеют место нарушения Конвенции о правах ребенка, об этом свидетельствуют цифры и факты.
Так, в 2002 году 52 взрослых привлечены к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми (в 2001 году - 54). По данным городов и районов в 2002 году выявлено 558 фактов жестокого обращения с детьми. В образовательных учреждениях количество фактов жестокого обращения с детьми имеет устойчивую тенденцию к росту: 2000 г. - 15,3% (93 случая от общего числа выявленных фактов), 2001 г. - 17,5% (113 случаев), 2002 г. - 20,7% (116 случаев).
Весной 2002 года выявлено вопиющее нарушение прав и свобод воспитанников Пажгинской школы - интерната № 2 Сыктывдинского района.
В результате Уполномоченным данная ситуация была квалифицирована как нарушение администрацией школы - интерната № 2 норм Международных принципов Декларации прав ребенка 1959 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года (ст. 2, п. 1; ст. 16, п. 1; ст. 20, п. 1; ст. 23, п. 1; ст. 28, п. 2). Декларация и Конвенция запрещают применение жестокости и насилия к детям, тем более к тем, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения и имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства.
Уполномоченный по правам человека РК сделал официальное заключение по факту нарушения прав и свобод воспитанников Пажгинской школы - интерната № 2 и направил для принятия соответствующих мер министру образования и высшей школы Республики Коми А.Т.Изъянову, главе администрации муниципального образования "Сыктывдинский район" М.А.Бажукову и Руководителю Администрации Главы Республики Коми и Правительства Коми В.М.Осипову.
По рекомендации Уполномоченного директор, преподаватель школы - интерната № 2 были освобождены от занимаемой должности. Прокуратурой Сыктывдинского района в отношении данных лиц возбуждено уголовное дело. Вскоре состоялся суд и виновные понесли наказание.
События в Пажгинской школе - интернате вызвали резонанс не только в Республике Коми, но и далеко за ее пределами.
Следует отметить, что во всех школах - интернатах, в которых побывал Уполномоченный, слабая материальная база. Например, учебный корпус Усть - Вымской школы - интерната представляет собой старое, ветхое сооружение 1922 года постройки, его трудно назвать зданием, зимой в классах температура чуть выше пяти градусов тепла. Здесь же на питание детей необходимо 1 млн. 300 тысяч рублей на год, а на 2002 год выделено бюджетом 630 тысяч рублей. На обувь и одежду детям также выделяется из бюджета половина требуемой суммы. И в других школах такая же ситуация.
Так, в Интинском интернате дети обеспечиваются по статье, которая называется "мягкий инвентарь". Сюда входят одежда, обувь, подушки, наволочки, одеяла и т.д. На каждого ребенка в год получается 925 рублей при потребности 8-9 тысяч рублей в год.
Данные факты являются следствием того, что со стороны государства нет гарантированного адресного финансирования каждого ребенка в школах - интернатах по нормативам. Статьи бюджета по финансированию детей в этой части остаются незащищенными. Ограничение финансирования на питание и одежду - это прямое нарушение Конвенции о правах ребенка в части обеспечения нормальных условий жизни, необходимых для развития.
Немаловажное значение для общества имеет право подрастающего поколения на охрану здоровья.
По проверкам Центра государственного санэпиднадзора РК все школы республики пока не выходят за рамки "Санитарных правил", при этом все (даже, так называемые, коррекционные) работают на максимальном пределе. По правилам, независимо от продолжительности учебной недели, число уроков в день должно быть не более шести (для начальных классов - пяти). В реальности в любой школе - городской, сельской - в расписании обязательно найдете и семь, а в другой день и восемь (!) уроков, а перемены между уроками порой длятся пять - десять минут.
Республиканская статистика такова, что 16,2 процента старшеклассников имеют нарушения в осанке (для сравнения: в школу в первый класс приходят 2,9 процента детей с такими проблемами).
Детям дается всего два часа уроков физкультуры в неделю, да и то руководители некоторых школ умудряются заменить их дополнительными уроками типа риторики, истории религий и подобными.
Горячим питанием в среднем по республике охвачено 68 процентов учащихся. Но по конкретным школам цифры очень разнятся: в одной школе питаются 70 процентов детей, в другой - 20, да и то на компенсацию суммой в 1 рубль 20 копеек плюс районный коэффициент, хотя ценность горячего завтрака должна составлять около тысячи калорий. Число заболеваний, возникших из-за несбалансированного питания, сильно выросло среди школьников. Пять лет назад проблемами пищеварения страдали 58,9 процента детей, сегодня - 87,8; неполадки с эндокринной системой были у 10,1 процента, ныне - у 14,5 процента; костно - мышечные болезни фиксировались у 34,6 процента, в настоящее время - у 49,8 процента школьников. В 20 процентах современная школа влияет негативно на сохранение здоровья ребенка.
На сегодняшний день в Республике Коми сделано немало в плане законотворчества, принятия нормативных актов и программ, нацеленных на всестороннее развитие, активное участие детей в жизни общества, по пути признания прав детей и необходимости их защиты. Но одновременно с этим приходится отмечать незавершенность формирования механизмов государственной помощи детям. Предпринимаемые государством меры неадекватны масштабам и характеру проблем в сфере детства.
Уполномоченный полагает, что необходимо предпринять решительные действия по защите несовершеннолетних граждан. Любые действия должностных лиц по созданию условий для реализации прав подрастающего поколения должны поощряться. Республиканские законы должны приниматься с учетом наилучшего обеспечения интересов детей.
Дети должны быть защищены от всех форм дискриминации, эксплуатации, насилия, жестокости, вовлечения в противоправную деятельность, потребление алкоголя, наркотиков, табака.
В этих целях Уполномоченный считает целесообразным в общеобразовательных учреждениях республики создать на общественных началах институты уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, который бы формировал правовое сознание учащихся, способствовал защите законных интересов и прав непосредственно в стенах школы, лицея, колледжа. Подготовку правовой базы и организацию работы данных институтов Уполномоченный берет на себя. Подобный опыт имеет место в Саратовской области, Республике Марий-Эл и других регионах.
Представляется, что назрела необходимость создания Республиканского совета по проблемам детства и семьи, состоящего из представителей государственных органов и общественных организаций. Данный орган должен осуществлять функции формирования республиканской семейной политики, совершенствования республиканского законодательства в области обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, разработки целевых комплексных программ в области детства и семьи.

4. ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА.
ОЛЕНЕВОДСТВО

Оленеводство является древнейшим занятием коренного населения Севера - коми - ижемцев, ненцев, хантов и манси. Вся жизнедеятельность людей Большеземельской тундры неразрывно связана с традиционной отраслью хозяйствования - оленеводством. В Республике Коми в настоящее время имеется шесть оленеводческих предприятий, расположенных в северных районах бассейна реки Печоры, где насчитывается свыше 106 тысяч голов оленей. Работу отрасли обеспечивают 580 человек, в том числе 125 женщин - чумработниц. Сегодня очень важно сохранить и постоянно поддерживать хозяйственную деятельность оленеводства, ибо это ключ к жизнедеятельности, который дает средства существования нескольким тысячам коренных жителей республики, то есть речь идет о праве на жизнь. В данном направлении имеется много проблем, которые требуют вмешательства Правительства Республики Коми и кардинальных решений.
Огромное значение для развития оленеводства имеют наличие и состояние оленьих пастбищ. Маршруты кочевий оленьих стад устанавливались веками, но сегодня из года в год сокращаются площади пастбищ по причине непродуманной эксплуатации со стороны геологических, нефтяных, газовых, строительных и других организаций. Большие территории (например, в 2000 году к 1995 году пастбища сократились на 2,5 млн. гектара) ягельных и приозерных участков земель были изъяты из оборота. В то же время для оленеводческих хозяйств остаются нерешенными вопросы возмещения убытков и упущенной выгоды при отчуждении и порче пастбищных участков. По этой причине оленеводы лишены возможности восстанавливать и осваивать новые территории, создавать рабочие места.
Оленеводы республики не получают сведений об экологической обстановке, о возможности поэтапного использования рекультивируемых участков без ущерба для здоровья людей и оленей. В данном случае нарушаются права человека не только на получение информации, но и право на охрану здоровья.
Крайне неудовлетворительная сегодня и материальная база оленеводческих хозяйств. Ветшают и разрушаются промежуточные, постоянные и сезонные базы оленеводства - фактории, где сосредотачиваются необходимые грузы.
Сложное положение складывается со специальными загонами для оленей - коралями. В последние десять лет построен только один кораль. Ветхость и непригодность существующих станет препятствием в ближайшие годы для подсчета оленей, лечения, вакцинации против сибирской язвы.
Не выдерживает никакой критики радиосвязь оленеводческих бригад с основными базами оленеводства. При необходимости 50 радиостанций дальнего радиуса действия средств хватило на приобретение только 5. Отсутствие должной радиосвязи может стать угрозой для жизни оленеводов.
Настоящим бедствием для оленеводства стали хищные животные: волки, медведи, росомахи. Только на аренду авиации для борьбы с волками необходимо ежегодно два миллиона рублей. В то же время Минсельхоз и МВД Российской Федерации на протяжении шесть лет не могут утвердить для оленеводов "Табель норм положенности служебного оружия и боеприпасов к ним". Старое оружие, основное средство борьбы с хищниками, приходит в негодность, новое приобрести невозможно.
Вышеуказанные проблемы наряду с отсутствием глубокой переработки продукции, получаемой от оленей, негативно отражаются на доходах оленеводческих хозяйств. Поэтому оленеводство как отрасль не имеет возможности на данном этапе обеспечить свое нормальное существование.
Для стабильного развития оленеводческих хозяйств, а также частных оленеводов Правительству Республики Коми необходимо принять Целевую республиканскую программу на определенный период, вернуть часть средств, получаемых от нефтедобывающих предприятий, работающих на изъятых площадях оленьих пастбищ. Только при поддержке государства в перспективе оленеводческая отрасль может стать самоокупаемой и прибыльной, поможет становлению других производств и пополнению бюджета республики. Снизить себестоимость продукции оленеводства, по прогнозам специалистов, можно на основе строительства факторий и убойных пунктов, внедрения глубокой переработки, обеспечения хозяйств наземным вездеходным, экологически безвредным транспортом. Это позволит отказаться от дорогостоящего авиатранспорта.
Все эти меры будут способствовать разрешению социальных проблем оленеводов, защитят их право на достойный образ жизни, помогут сохраниться коренным народам Севера Республики Коми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный анализ направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми в 2002 году прежде всего свидетельствует о востребованности его работы среди населения за истекший период. При этом Уполномоченный считает необходимым подчеркнуть, что востребованность во многом является результатом совместной работы и возрастающего взаимопонимания между ним и органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными структурами в решении правозащитных задач.
Обобщая работу Уполномоченного и его аппарата в 2002 году, следует сказать, что далеко не все из намеченного удалось сделать. Не удалось, например, надлежащим образом проанализировать и развернуть работу по соблюдению прав граждан при применении процедур банкротства. Не дошел до должного завершения в деятельности вопрос соблюдения прав и свобод инвалидов и ветеранов. Первые шаги делает Уполномоченный по правовому просвещению населения и, в первую очередь, молодого поколения. В начале 2003 года необходимо завершить организационные мероприятия по формированию консультативно - экспертного совета при Уполномоченном по правам человека. Заключить соответствующие соглашения с Сыктывкарским государственным университетом, Управлением исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Республике Коми.
Большая территория Республики Коми, значительная удаленность районных центров от города Сыктывкара, недостаточная транспортная связь создали настоятельную необходимость учреждения в каждом городе и районе республики представителя - доверенного лица Уполномоченного по правам человека в Республике Коми.
Анализируя ситуацию по соблюдению прав и основных свобод в Республике Коми, Уполномоченный пришел к твердому убеждению, что в основе нарушений прав человека лежит правовой нигилизм. Отсюда встает первостепенная задача перед аппаратом Уполномоченного - всемерное правовое просвещение жителей республики. Каждый человек должен знать свои права и уметь их защищать.
Не все выполнено из намеченного, но первый шаг в первый год своего существования, а именно в становлении института Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, сделан. Теперь важно добиться поступательного движения вперед, тем более, что далеко не все имеющиеся ресурсы использованы. У нас есть резервы по усилению взаимодействия с государственными, правоохранительными органами, с общественными правозащитными организациями и движениями в вопросах защиты прав и законных интересов наших граждан.
Думается, что для усиления влияния Уполномоченного на ситуацию с правами человека в республике нужно внести ряд поправок в действующий Закон РК "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми". Речь идет, в первую очередь, о наделении Уполномоченного правом законодательной инициативы, а также о детальной регламентации участия Уполномоченного по правам человека в процессе принятия законов, затрагивающих права и свободы человека.
Особая надежда на средства массовой информации, которые оказывают неоценимую помощь Уполномоченному в его работе. Хотелось бы, чтобы наша совместная работа со СМИ носила более системный характер, чтобы передачи и публикации по правам человека для различных социальных и возрастных групп населения постоянно появлялись в телерадиоэфире, на страницах газет. Необходимо добиться широкой открытости и гласности в деятельности Уполномоченного, стремиться к тому, чтобы институт Уполномоченного был не авторитетом власти, а стал властью авторитета.
Глубоко убежден, что в дальнейшем эти шаги будут тверже и целеустремленнее, потому что нет большей ценности на Земле, чем человек, его права и свободы. Уважение к человеку, к его правам и свободам должно стать основой наших повседневных отношений.

Уполномоченный
по правам человека
в Республике Коми
Л.М.ВОКУЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru