[СТАТЬЯ (В.Бычков, "Все для Вас", № 7, 2003 г.)]
"ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ В ДОЛЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 19.02.2003, № 7
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА
ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ В ДОЛЕ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Начиная с 1 января 2002 года законодательство, регулирующее вопросы налогообложения единым социальным налогом, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации, претерпело значительные изменения, связанные с осуществлением в России общей реформы пенсионной системы.
Провозглашенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Заявлении Правительства Российской Федерации идеи реформирования пенсионного обеспечения реализовались как в виде правовых предписаний Федеральных законов от 15.12.01 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17.12.01 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и отдельных положений Федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Новацией стали нормы статьи 241, пункта 2 статьи 243 главы 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 31.12.01 № 198-ФЗ), в соответствии с которыми в таблице ставок единого социального налога отчисления в Пенсионный фонд заменены отчислениями в федеральный бюджет, а сумма единого социального налога (авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Установление законодательством права налогоплательщиков на налоговый вычет с суммы единого социального налога (авансовых платежей по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, во - первых, позволило избежать увеличения общей налоговой нагрузки (ставка единого социального налога в федеральный бюджет вместе с тарифом страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование как и прежде не превышает 28 процентов налоговой базы), а во-вторых, произвести разделение общей суммы предназначенных для пенсионного обеспечения (страхования) платежей на отчисления в федеральный бюджет на выплату базовой части трудовых пенсий (пенсий по государственному пенсионному обеспечению) и отчисления в виде страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию для формирования страховой и накопительной частей трудовых пенсий.
Специфика налогового вычета с суммы платежей по единому социальному налогу заключается в том, что налогоплательщик не вправе решать, применять ему такой вычет либо нет, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ он обязан в качестве страховщика своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд, выполнять другие обязанности, предусмотренные названным актом законодательства.
Так как объектом обложения страховыми взносами и базой для исчисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог", тариф страховых взносов составляет половину от ставок единого социального налога, размер налогового вычета должен быть равен сумме налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, начисленной за тот же период.
Однако в некоторых случаях размер налогового вычета может быть не равен сумме налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. В случае, если организацией производятся выплаты в пользу физических лиц, освобождаемых от налогообложения единым социальным налогом в соответствии с п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, база для начисления страховых взносов и, соответственно, размер начисленных страховых взносов на эти взносы будет больше, поскольку льготы, установленные пунктом 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ, на страховые взносы не распространяются. Если в организации имеются работники, чья налоговая база нарастающим итогом с начала года превышает 600000 рублей, сумма исчисленного единого социального налога по таким работникам будет превышать сумму страховых взносов по причине разных ставок налогообложения и тарифов страховых взносов, а применяемый организацией вычет соответственно будет меньше суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
В связи с тем, что вопросы исчисления и уплаты в федеральный бюджет единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ строго взаимоувязаны, законодателем в пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации внесена специальная норма, цель которой - обеспечить уплату организацией налога в соответствии с исчисленными суммами, а страховых взносов - в соответствии с примененным налоговым вычетом.
Так, в случае, если по итогам каждого месяца 2002 года сумма, на которую организацией уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Поскольку специальный срок уплаты такой разницы на 2002 год законодателем не установлен сумма занижения единого социального налога определяется налоговым органом по итогам налогового периода.
Дополнительно организациям следует иметь ввиду, что невыполнение обязанностей по исчислению и уплате страховых взносов влечет невозможность для страхователя уменьшать сумму единого социального налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, лишение права на обязательное пенсионное страхование для застрахованных лиц - работников организации (п. 2 ст. 7 Закона № 167-ФЗ), а для самой организации - последствия в виде взыскания органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам и пеней, а также взыскания штрафа (ст. ст. 25 и 27 Закона № 167-ФЗ).
Реализация полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по принудительному взысканию неуплаченных страховых взносов, начисленных сумм пеней и штрафов осуществляется на основании результатов контроля налоговыми органами за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которое осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Для получения налогового вычета страхователь в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 167-ФЗ обязан не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года), представить в налоговый орган Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, форма и порядок заполнения которого утверждена Приказом МНС России от 28.03.02 № БГ-3-05/153, а также один экземпляр указанного Расчета в орган Пенсионного фонда с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Одновременно эта же сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) за отчетный период отражается налогоплательщиком в строке 0500 Расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу, форма которого утверждена Приказом МНС России от 01.02.02 № БГ-3-05/49.
Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарный год), страхователи обязаны представить в налоговый орган декларацию по страховым взносам по форме, утверждаемой МНС России по согласованию с ПФР (форма декларации и порядок ее заполнения находятся в стадии разработки).
Налоговый орган в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ полномочиями проводит камеральную проверку на основе представленных организацией расчетов (деклараций) по единому социальному налогу и расчетов (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, служащих основанием для исчисления налога и взносов, а также иных документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налога и взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный законодательством срок ежемесячных авансовых платежей по налогу и взносам, а также сумм налога и взносов, подлежащих уплате по итогам налогового (расчетного) периода на основании деклараций, организация в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона № 167-ФЗ обязана уплатить сумму соответствующих пеней. Пени начисляются налоговым органом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты налога и взносов.
Сумма пеней, начисленных налоговым органом на сумму недоимки по страховым взносам и не уплаченных организацией, передается органам Пенсионного фонда для ее принудительного взыскания в судебном порядке.
Начальник
отдела
единого социального
налога
Управления
МНС России по
Республике Коми
В.Б.БЫЧКОВ