Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 06.02.2003
"ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА (СТАТЬЯ 77 НК РФ)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ
ПО УПЛАТЕ НАЛОГА (СТАТЬЯ 77 НК РФ)

Арест имущества как способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов - новация налогового законодательства и впервые стал применяться налоговыми и таможенными органами с момента вступления в силу Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Формы обеспечения обязанности по уплате налога (сбора) регулируются Главой 11 НК РФ, порядок наложения ареста имущества налогоплательщика определен в статье 77 НК РФ.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества (п. 1 статьи 77 НК РФ).
Правила статьи 77 НК РФ применяются также в отношении ареста имущества налогового агента - организации и плательщика сбора - организации.
Указанный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога не применяется в отношении предпринимателей и физических лиц.
Арест имущества налогоплательщика в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:
- неисполнение налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога;
- имеются достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
В связи с этим, является неправомерным заблаговременное (до наступления срока уплаты налога, определяемого в соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации) ограничение права собственника по распоряжению имуществом, а также наложение ареста в отсутствие доказательств у налогового либо таможенного органа о намерениях либо действиях налогоплательщика скрыть свое имущество.
Статья 77 НК РФ не предусматривает четкий перечень оснований, которые послужили бы основанием для наложения ареста на имущество налогоплательщика налоговым или таможенным органом. Оценка их наличия и достаточности для применения способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога производится налоговым (таможенным) органом самостоятельно при условии санкционирования действий прокурором.
Примерный перечень оснований, свидетельствующих о том, что налогоплательщик предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество, рекомендован для использования в Методических рекомендациях по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденных Приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404 и согласованных с Генеральной Прокуратурой РФ.
К ним относятся:
- наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;
- наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;
- размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
- получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, налоговой полиции, внутренних дел, ФСФО России и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента - организации скрыться;
- анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от явки в налоговый орган, организацией налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на счетах других юридических лиц;
- иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:
- неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки;
- получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога;
- получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета;
- несовпадение местонахождения имущества организации должника с его юридическим адресом;
- руководитель организации должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации;
- юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода, и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.
В практике налоговых органов возникали различные ситуации, когда налоговым органом действия налогоплательщика расценивались как направленные на уклонение от уплаты налоговых обязательств. При этом акты налогового органа были предметом рассмотрения судебных дел.
Так, Федеральным Арбитражным Судом Волго - Вятского округа отказано в удовлетворении кассационной жалобы акционерного общества, т.к. суд посчитал достаточными основаниями для наложения ареста выявленные налоговым органом факты реализации должником основных средств, использование выручки преимущественно на выплату заработной платы, на выдачу под отчет, на расчеты с поставщиками и подрядчиками (Постановление от 30.07.2002 № А43-8442/00-11-316).
Постановлением указанного суда от 30.06.2002 по делу № А29-8234/01А признаны правомерными действия налогового органа, т.к. налогоплательщик принимал меры по сокрытию имущества, что подтверждено актом приема - передачи имущества вновь созданному юридическому лицу, кроме того, в средствах массовой информации была опубликована статья о планируемом реформировании агропромышленного комплекса, в том числе организации - налогоплательщика.
Арест имущества может быть полным и частичным (п. 2 ст. 77 НК РФ).
При полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, при частичном - распоряжение допускается только с разрешения и под контролем налогового органа. Владение и распоряжение имуществом в обоих случаях допускается только с разрешения и под контролем налогового органа.
Налоговым кодексом РФ установлен механизм, обеспечивающий соблюдение ограничений, предусмотренных в п. 2 ст. 77 НК РФ. Так, отчуждение, растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, является основанием для наложения налоговой санкции, предусмотренной в статье 125 НК РФ (в частности, подтверждена правомерность применения налоговой санкции к открытому акционерному обществу, реализовавшему арестованный спирт другому юридическому лицу - Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 09.11.2000 по делу № А72-2288/00-А187).
Арест имущества является способом исполнения решения о взыскании налога. Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога (п. 5 ст. 77 НК РФ).
Необходимость и достаточность имущества определяется путем сопоставления суммы задолженности налогоплательщика и стоимостью принадлежащего ему имущества.
Вышеуказанными Методическими рекомендациями налоговым органам предложено использовать балансовую стоимость имущества, которая должна быть равна указанной в постановлении налогового органа сумме неуплаченного налога. При невозможности определения балансовой стоимости стоимость может быть определена должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации (п. 10 Методических рекомендаций).
Аресту подлежит имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности. Следовательно, при проведении ареста налоговым органом должен устанавливаться правовой статус и принадлежность имущества должнику, в частности, определяться момент перехода права исходя из норм действующего законодательства.
В частности, не является собственностью налогоплательщика и не подлежит аресту имущество, переданное им в качестве вклада в уставный капитал дочернего общества. Согласно пункту 3 статьи 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (Постановление Федерального Арбитражного Суда Волго - Вятского округа от 26.04.2001 по делу № 1636/59/5).
Арест в порядке ст. 77 НК РФ может быть наложен на дебиторскую задолженность должника. При этом судом указывается, что термин "имущество", определение которого содержится в ст. 38 НК РФ применяется исключительно при определении объекта налогообложения, то есть экономического основания, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (Постановление Федерального Арбитражного Суда Волго - Вятского округа от 08.05.2002 по делу № А43-8929/01-30-256).
Статьей 77 НК РФ предусмотрен порядок документального оформления действий налогового органа по аресту имущества и процедура его проведения.
Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем налогового органа либо его заместителем в форме соответствующего постановления.
Пунктом 7 Методических рекомендаций определены требования к оформлению постановления.
В частности, в обязательном порядке оно должно содержать:
- фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;
- дату вынесения и номер постановления;
- наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
- ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;
- сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;
- вид ареста (полный или частичный);
- перечень имущества, подлежащего аресту;
- основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.
На основании постановления налоговым органом оформляется протокол об аресте имущества в порядке ст. 77 НК РФ. В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется или описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.
Арест имущества производится при участии понятых (п. 7 ст. 77 НК РФ).
Постановление налогового органа может быть реализовано только после санкционирования ареста органом прокуратуры.
Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового при прекращении обязанности по уплате налога (п. 13 ст. 77 НК РФ).
Основаниями для отмены решения об аресте имущества являются:
- решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;
- решение вышестоящего налогового органа;
- решение суда.
Налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.

Заместитель начальника
юридического отдела
Управления
МНС России
по Республике Коми
Е.Г.ШКОДНИК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru