Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 10.12.2002 № 3-43-2002
<ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ И КОНКРЕТНЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ИСПОЛНИТЕЛЕМ) И ЗАКЛЮЧАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ КОНТРАКТОМ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ МЕЖДУ ЭТИМ ПОСТАВЩИКОМ (ИСПОЛНИТЕЛЕМ) И ПОКУПАТЕЛЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 15.07.2003, № 136-137






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2002 г. № 3-43-2002

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 декабря 2002 года дело по заявлению (жалобе) ОАО "Хлебокомбинат" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении ценообразования на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" от 26 сентября 1996 года № 250 в редакции Указа Главы Республики Коми от 4 июня 2001 года № 236,

установил:

ОАО "Хлебокомбинат" г. Усинска Республики Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с заявлением (жалобой) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении ценообразования на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" от 26 сентября 1996 года № 250 в редакции Указа Главы Республики Коми от 4 июня 2001 года № 236. В обоснование заявления (жалобы) сослалось на то, что нормы Указа Главы Республики Коми неосновательно ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов в области ценообразования на производимую ими продукцию и тем самым ущемляют их право на свободное осуществление экономической деятельности.
В судебном заседании представители ОАО "Хлебокомбинат" Быкадоров С.Ю. и Вуккерт Ж.Б. настаивали на удовлетворении заявления и дали соответствующие ему пояснения.
Представитель Главы Республики Коми Мелихова Н.А. считала, что заявление ОАО "Хлебокомбинат" не основано на законе и подлежит отклонению. Полагала, что Указ Главы Республики Коми "Об упорядочении ценообразования на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" полностью соответствует действующему федеральному законодательству и поэтому не может быть признан недействующим.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление (жалоба) ОАО "Хлебокомбинат" подлежит частичному удовлетворению.
Так, в соответствии с положениями п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы ценовой политики находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа их невмешательства в указанную компетенцию Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено федеральными законами.
Анализ содержания Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении ценообразования на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" применительно к приведенному выше конституционному правилу свидетельствует, что данный нормативный правовой акт за исключением слов: "для всех предприятий независимо от организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности, суточный объем выпуска хлеба и хлебобулочных изделий которых составляет 300 кг и более" соответствует действующему федеральному законодательству, поскольку регулирует узкоспециальный вопрос ценообразования, непосредственно отнесенный ст. 6 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994 года № 53-ФЗ к ведению субъектов Российской Федерации.
В частности, указанная выше норма Федерального закона с целью защиты потребителя (покупателя) наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поступающие в региональные фонды, путем установления нормативного соотношения между стоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из него готовой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на эту продукцию.
Таким образом, сам факт наличия у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации данных полномочий не дает оснований считать Указ Главы Республики Коми противоречащим федеральному законодательству, т.к. в основном его нормы согласуются со всеми положениями Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и сами по себе не ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов при осуществлении ими всей совокупности гражданских прав.
Однако установление в абзаце 2 пункта 1 Указа Главы Республики Коми предельных нормативных коэффициентов соотношения между стоимостью готовой продукции, поставляемой по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и стоимостью закупаемого на его выработку сырья и материалов непосредственно для всех предприятий независимо от их организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности следует расценивать как фактическое и изначально неправомерное вмешательство органов исполнительной власти Республики Коми в экономическую деятельность неопределенного круга хозяйствующих субъектов, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" в их взаимосвязи с параграфами 3, 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта между государственным заказчиком и конкретным поставщиком (исполнителем) и заключаемых в соответствии с этим контрактом договоров поставки товаров между этим поставщиком (исполнителем) и покупателем. При этом заключение как государственного контракта, так и договоров поставки производится с соблюдением предусмотренного главами 27 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка совершения сделок, устанавливающего принцип определенности субъектного состава возникших гражданских правоотношений и не допускающего какого-либо ограничения свободы договора.
При таких обстоятельствах, абзац 2 пункта 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении ценообразования на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" от 26 сентября 1996 года № 250 в редакции Указа Главы Республики Коми от 4 июня 2001 года № 236 в части слов: "для всех предприятий независимо от организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности, суточный объем выпуска хлеба и хлебобулочных изделий которых составляет 300 кг и более" подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и в силу ст. 239-8 ГПК РСФСР недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений абзаца 2 пункта 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении ценообразования на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление (жалобу) ОАО "Хлебокомбинат" удовлетворить частично и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении ценообразования на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых по государственному заказу и в республиканский фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" от 26 сентября 1996 года № 250 в редакции Указа Главы Республики Коми от 4 июня 2001 года № 236 в части слов: "для всех предприятий независимо от организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности, суточный объем выпуска хлеба и хлебобулочных изделий которых составляет 300 кг и более".
Решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 1 Указа Главы Республики Коми от 26 сентября 1996 года № 250 в редакции Указа Главы Республики Коми от 4 июня 2001 года № 236 в его приведенной выше части подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявления (жалобы) ОАО "Хлебокомбинат" отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru