Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
(ред. от 15.11.2002)
(Зарегистрировано в Минэкономразвития РК 04.07.2002 № 6-2002-С)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.



Утратил силу с 31 декабря 2004 года (пункт 1.7 данного документа).



Зарегистрировано
в Министерстве
экономического развития
Республики Коми
4 июля 2002 года
Регистрационный № 6-2002-С
Министр
И.СТУКАЛОВ

ОТРАСЛЕВОЕ
ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ

(в ред. письма Минархстройэнерго РК от 15.11.2002 № 03-15/1678)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству в Республике Коми (далее именуется Соглашение) заключено в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Законом Республики Коми "О социальном партнерстве" и направлено на согласование интересов органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, работодателей и работников жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении эффективного функционирования отрасли, в удовлетворении потребностей населения и предприятий в коммунальных услугах и создании социально-экономических условий для производственной и экономической деятельности предприятий и социальной защиты работников, в установлении норм оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников жилищно-коммунального хозяйства в Республике Коми.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
Работники в лице их представителя - Коми республиканского комитета профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства;
Работодатели в лице их представителей - органов местного самоуправления и Ассоциации муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
Органы исполнительной власти Республики Коми в лице их представителей - Министра архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми, осуществляющего отраслевую координацию по вопросам государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, и Министра экономического развития Республики Коми, осуществляющего реализацию государственной социально-экономической политики.
1.3. Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (именуемых в дальнейшем Предприятие) независимо от их организационно-правовых форм собственности, органы исполнительной власти Республики Коми и органы местного самоуправления, которые уполномочили участников Соглашения заключить его от их имени, в пределах взятых ими на себя обязательств.
1.4. В течение срока действия Соглашения ни одна из сторон не может в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств, но вправе, по взаимному согласию, вносить дополнения и изменения в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Внесенные изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения работников и работодателей.
1.5. Соглашение является обязательным к применению при заключении на предприятиях коллективных договоров между работниками и работодателями в лице их представителей. В случае отсутствия на предприятии коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.
Условия коллективных договоров, ухудшающие положение работников, по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, Соглашением признаются недействительными.
1.6. Соглашение открыто для присоединения к нему работников и работодателей, изъявивших свое согласие на присоединение к Соглашению в период срока его действия.
Присоединение к Соглашению оформляется соответствующим письмом (договором) работодателя и соответствующего органа профсоюза.
1.7. Соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31 декабря 2004 года.
1.8. Стороны, по вине которых нарушаются и не выполняются обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением, несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Обязательства сторон Соглашения

2.1. Стороны, заключившие Соглашение, содействуют стабилизации работы и укреплению материально-технической базы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

2.2. Органы исполнительной власти Республики Коми

2.2. Министерство архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми и Министерство экономического развития Республики Коми.

2.2.1. Обеспечивают дальнейший перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально-ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения Республики Коми необходимым качеством жилищно-коммунальных услуг, исходя из решения следующих задач:
снижение стоимости и повышение качества оказываемых услуг;
укрепление материально-технической базы посредством совершенствования механизма финансирования отрасли;
усиление социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение государственного контроля за состоянием жилищно-коммунального комплекса.
2.2.2. Участвуют в разработке нормативных правовых актов по вопросам бюджетной, налоговой, кредитно-финансовой, тарифной социальной политики в жилищно-коммунальной сфере.
2.2.3. Участвуют в разработке и содействуют реализации государственных программ и проектов социально-экономического развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, привлечению инвестиций в эту сферу, укреплению ее материально-технической базы.
2.2.4. Содействуют в решении вопросов по обеспечению своевременного финансирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
2.2.5. Оказывают государственную поддержку отрасли в части финансирования из средств республиканского бюджета содержания, обслуживания и подготовки к работе в зимних условиях жилищно-коммунального комплекса.
2.2.6. Не допускают передачи не обеспеченных нормативным объемом финансирования объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность.
2.2.7. Содействуют в осуществлении реструктуризации и ликвидации задолженности республиканского бюджета Республики Коми и бюджетных учреждений Республики Коми перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, а также содействуют решению вопроса по своевременному возмещению предприятиям жилищно-коммунального хозяйства расходов, возникающих в результате предоставления в соответствии с действующим законодательством льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
2.2.8. Предоставляют, при необходимости, сторонам достоверную, объективную и полную информацию о финансово-экономическом положении отрасли.
2.2.9. Способствуют реализации государственной политики в области охраны труда на территории Республики Коми.
2.2.10. Содействуют организации профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для предприятий отрасли.

2.3. Работники:
Коми республиканский комитет профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства:
2.3.1. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнением условий настоящего Соглашения и коллективных договоров.
2.3.2. Представляет во всех необходимых случаях, отстаивает и защищает интересы трудовых коллективов и их первичных профсоюзных организаций.
2.3.3. Содействует повышению эффективности производства и качества оказываемых населению услуг и производимых работ, соблюдению установленных законодательством режимов труда и отдыха, разъяснению действующих систем оплаты труда.
2.3.4. Участвуют в решении вопросов социальной защиты работников отрасли в случае ликвидации предприятия.
2.3.5. Принимает участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на создание новых рабочих мест.
2.3.6. Не организовывает и не поддерживает забастовки и иные акции коллективов при условии выполнения обязательств настоящего Соглашения.

2.4. Работодатели:
2. 4.1. Органы местного самоуправления
- Формируют муниципальный заказ на оказание жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования и обеспечивают его размещение на договорной и конкурсной основе.
- Своевременно и в полном объеме обеспечивают финансирование на основе утвержденных для предприятий тарифов на жилищно-коммунальные услуги работ и услуг, выполненных в соответствии с заключенными договорами.
- Принимают меры по реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций муниципального уровня перед предприятиями отрасли.
2.4.2. Ассоциация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, в лице руководителей предприятий:
- признает право профсоюзной организации на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров на Предприятиях;
- осуществляет социально-трудовые отношения с работниками предприятий на основе коллективных договоров, заключаемых на основе данного Соглашения;
- способствует созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим общие интересы укрепления трудовой дисциплины, внедрения новых методов управления и хозяйственной деятельности;
- осуществляет хозяйственную деятельность предприятий на основе выделенных бюджетных средств, договорных обязательств с потребителями жилищно-коммунальных услуг, прямых договоров;
- применяет цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемые в установленном порядке;
- организовывает обучение и подготовку кадров для предприятий ЖКХ;
- рассматривает и выполняет реальные требования работников и трудовых коллективов, касающиеся непосредственно производственных и трудовых отношений;
- совместно с профсоюзом не допускает экономически и социально необоснованного сокращения рабочих мест;
- перечисляет ежемесячно денежные средства в размере 0,35% от фонда оплаты труда работников в соответствии с заключенными договорами на Уставную деятельность профсоюза.

3. Рабочее время и время отдыха

3.1. Нормальная продолжительность рабочего времени работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства не может превышать 40 часов в неделю для мужчин и 36 часов в неделю для женщин.
3.2. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех работников предоставляется продолжительностью 28 календарных дней.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные законодательством, суммируются к основному отпуску.
3.4. Работодатели обязуются один раз в два года производить оплату стоимости проезда к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно и провоза багажа, работника и неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей) независимо от времени использования отпуска в соответствии с законодательством.
3.5. Оплата отпуска работнику производится не позднее чем за три дня до его начала.
3.6. Третье воскресенье марта отмечается профессиональный праздник "День работников жилищно-коммунального хозяйства".

4. Оплата труда

Стороны договорились о том, что с 1 июня 2002 года на территории Республики Коми устанавливается минимальная тарифная месячная ставка работника I разряда при работе в нормальных условиях в размере 800,0 рублей при условии полной отработки нормы рабочего времени.
Индексация тарифной ставки осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Конкретный размер минимальной месячной тарифной ставки работников I разряда и порядок ее индексации устанавливается по взаимному согласию органов местного самоуправления, профсоюза и работодателей, исходя из экономического положения предприятий и с учетом индекса-дефлятора, предусмотренного в местном бюджете на текущий финансовый год.
Результат согласования оформляется соответствующим Соглашением по оплате труда работников жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципального образования.
4.2. Система оплаты труда работников определяется коллективными договорами с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Установленный в согласованном порядке размер минимальной месячной тарифной ставки работника I разряда является основой для дифференциации размеров тарифных ставок и должностных окладов работников.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат, в том числе за выслугу лет, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала, устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа Предприятия.
4.3. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязательства, не может быть ниже прожиточного минимума, утвержденного Главой Республики Коми.
4.4. Условия оплаты труда руководителей предприятий отрасли определяются положениями контрактов, заключаемых в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 27 февраля 2001 года № 92.
4.5. При формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги установить размер средств, направляемых на текущее премирование работников при выполнении основных технико-экономических показателей, в размере 40% от расчетного фонда оплаты труда работников.
(п. 4.5 в ред. письма Минархстройэнерго РК от 15.11.2002 № 03-15/1678)
4.6. Заработная плата выплачивается в соответствии со сроками, определенными коллективными договорами. В случае задержки ее выплаты в установленные сроки работодатель несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
На предприятии, где задержка выплаты заработной платы составляет более одного месяца, с участием профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по ее ликвидации.

5. Социальные льготы, гарантии, компенсации

5.1. Работникам предоставляются государственные социальные гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные законодательством. Все работники подлежат обязательному государственному медицинскому страхованию.
Расходы, связанные с их выплатой, включаются в цены и тарифы на работы и услуги (себестоимость) в порядке, соответствующем законодательству Российской Федерации и Республики Коми.
5.2. Для повышения уровня социальной защищенности работников работодателем могут устанавливаться дополнительные льготы, гарантии и компенсации, фиксируемые в коллективных договорах и реализуемые за счет прибыли предприятия.

6. Охрана труда и медицинского обслуживания

6.1. Работодатель:
- разрабатывает и реализует комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, согласовав с профсоюзным комитетом предприятия;
- обеспечивает строгое соблюдение на каждом рабочем месте требований законодательства об охране труда;
- создает на предприятии службу охраны труда;
- своевременно проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
- организует обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременное проведение всех видов инструктажей и проверку знаний ими требований правил, норм и инструкций по охране труда в соответствии с требованиями безопасности;
- обеспечивает периодическое обучение и проверку знаний специалистов в области охраны труда, а также повышение их квалификации;
- предоставляет работникам льготы и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает своевременную выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и действующими нормами;
- обеспечивает работников, работающих с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами;
- организует надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
- организует проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- оплачивает услуги медицинских учреждений по обязательному медицинскому осмотру работников;
6.2. Работодатель в установленном порядке в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещает ущерб в соответствии с "Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей".
6.3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
6.4. Профсоюзные комитеты:
- принимают практические меры по осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда в организации и соблюдением работодателями законодательства о труде и охране труда;
- осуществляют защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей;
- принимают участие в расследованиях (обстоятельств и причин) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разрабатывают рекомендации, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- участвуют в разработке и пересмотре норм, правил и инструкций по охране труда.

7. В области обеспечения занятости

7.1. Стороны настоящего Соглашения осуществляют комплекс мер, направленных на смягчение отрицательных социальных последствий экономических реформ и структурных преобразований, исходя из государственной политики в области трудовых ресурсов: обеспечения занятости, формирования рынка рабочей силы, создания новых рабочих мест, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, в том числе руководящего состава к работе в условиях рынка.
7.2. Стороны Соглашения принимают меры для сохранения необходимого количества рабочих мест в отрасли, разрабатывают целевые комплексные программы по обеспечению занятости работников.
7.3. Массовое высвобождение работников отрасли осуществляется лишь с предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и служб занятости населения города, района.

8. Обеспечение социальной защиты работников при банкротстве предприятий

8.1. Стороны договорились, что с целью смягчения социальных последствий банкротства при наличии конкурсной массы после удовлетворения требований кредиторов, предусмотренных ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, будут направлять часть средств на:
- организацию профессионального обучения, подготовку и переподготовку кадров, профессиональное консультирование высвобождаемых работников;
- компенсацию работникам предпенсионного и пенсионного возраста, оставшимся без работы в результате банкротства предприятия;
- создание новых рабочих мест.

9. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза

9.1. Ассоциация обязуется осуществлять взаимодействие с профсоюзом в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
9.2. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в следующей пропорции:
- 65% от собранной суммы взносов на расчетный счет профсоюзной организации предприятия (согласно п. 5.3.3 Устава);
- 35% от собранной суммы взносов на расчетный счет республиканского комитета профсоюза работников ЖКХ РК.
Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
9.3. Предоставлять работникам, избранным в состав профсоюзных органов, уполномоченным профсоюза по охране труда, представителям профсоюза в создаваемых на предприятиях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, социального страхования и не освобожденным от основной работы свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, краткосрочной профсоюзной учебы, участия в работе профорганов.
На выборных штатных профсоюзных работников, с согласия трудового коллектива, распространяются все социальные льготы и гарантии, предусмотренные данным Соглашением и коллективным договором предприятия.
9.4. Работодатель предоставляет профсоюзным органам по их запросу информацию по социально-трудовым вопросам, затрагивающим интересы работников Предприятия.
9.5. Работодатель, должностные лица обязаны соблюдать права профсоюза, лица, виновные в нарушении прав профсоюза или препятствующие их законной деятельности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
9.6. Представления профсоюзных органов о нарушении работодателем законодательства о труде, соглашения и коллективного договора подлежат безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению выявленных нарушений.
9.7. Все решения, касающиеся установления условий труда, принимаются по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.
9.8. Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации.
В организации с численностью свыше 100 человек - оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.
9.9. Работодатель перечисляет на основании статьи 377 ТК РФ профсоюзным организациям денежные средства на культурно-массовую физкультурную работу в размере до 0,15% от балансовой прибыли предприятия, при условии включения данного положения в коллективный договор.

10. Механизм реализации Соглашения и контроль за ходом его выполнения

10.1. Любая из Сторон, подписавших настоящее Соглашение, обязуется неукоснительно соблюдать его положения, вправе вносить в период его действия предложения об изменении и дополнении отдельных положений по взаимному согласию.
10.2. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения производится трехсторонней комиссией, сформированной сторонами на приоритетной основе. Контрольные функции за ходом выполнения Соглашения осуществляют также комитеты профсоюза и работодатели, которые вправе обратиться по существу вопроса в адрес комиссии или непосредственно к сторонам, подписавшим Соглашение.
10.3. При выявлении нарушений по выполнению Соглашения комиссия действует согласно ст. 26 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и Закону Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". В случае возникновения спора (конфликта), связанного с реализацией Соглашения, стороны решают его путем переговоров и примирительных процедур.
10.4. Подписав Соглашение, установив права и взаимные обязанности, стороны подтвердили ответственность исполнителей за выполнение его положений. Неисполнение норм Соглашения влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
10.5. В случае признания Предприятия банкротом и осуществления мероприятий по его ликвидации (реорганизации) настоящее Соглашение сохраняет свою деятельность на весь период проведения этих мероприятий до момента полного расчета всех работников в соответствии с действующим законодательством и Соглашением.

11. Порядок внесения изменений и дополнений в Соглашение

11.1. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимной договоренности сторон и оформляются в виде дополнения к настоящему Соглашению.
11.2. Решение об отмене или изменении положений Соглашения, принятое в одностороннем порядке без согласования с другой стороной, считается недействительным.

Подписи сторон:

Министр
архитектуры, строительства,
коммунального хозяйства и
энергетики Республики Коми
В.С.БИБИКОВ
26 июня 2002 года

Министр
экономического развития
Республики Коми
И.Е.СТУКАЛОВ
26 июня 2002 года

Председатель
Коми рескома
профсоюза работников
жилищно-коммунального
хозяйства Республики Коми
В.Л.ТОЛМАЧЕВ
25 июня 2002 года

Председатель
Совета Ассоциации
муниципальных предприятий
жилищно-коммунального
хозяйства Республики Коми
Н.А.СОСНОВСКИЙ
25 июня 2002 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru