ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 29.10.2002
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ДЕПУТАТА СОВЕТА МО "ГОРОД УХТА" КУПРИЯНОВА ДМИТРИЯ НИКОЛАЕВИЧА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЙ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОД УХТА" № 545-Р ОТ 13 ОКТЯБРЯ 1999 ГОДА И № 178-ЛС ОТ 16 МАЯ 2002 ГОДА"
Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 28.01.2003, № 18
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 25.08.2003, № 8, ст. 2658
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2002 года
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ДЕПУТАТА
СОВЕТА МО "ГОРОД УХТА" КУПРИЯНОВА ДМИТРИЯ НИКОЛАЕВИЧА
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЙ ГЛАВЫ
АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОД УХТА" № 545-Р ОТ 13 ОКТЯБРЯ
1999 ГОДА И № 178-ЛС ОТ 16 МАЯ 2002 ГОДА
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, С.Г.Толстова,
заслушав в заседании заключение судьи Т.А.Кырнышевой, проводившей на основании части второй статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение обращения депутата Совета МО "Город Ухта" Д.Н.Куприянова,
установил:
1. Депутат Совета МО "Город Ухта" обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит признать не соответствующими Конституции Республики Коми распоряжений главы администрации МО "Город Ухта" № 545-р от 13 октября 1999 года и № 178-лс от 16 мая 2002 года о назначении глав администраций соответственно поселков Шудаяг и Водный МО "Город Ухта" без согласия на назначения Совета МО "Город Ухта".
Как утверждается в жалобе, гарантиями избирательных прав граждан муниципальных образований, их непосредственного участия в решении вопросов местного значения являются предусмотренные в уставах муниципальных образований формы и порядок прямого волеизъявления населения, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Устава МО "Город Ухта" глава администрации МО "Город Ухта" назначает руководителей территориальных структур администрации по согласованию с Советом города.
2. Обращения в Конституционный Суд Республики Коми должны отвечать требованиям Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" по форме, содержанию и исходить от надлежащего заявителя. Проверка на соответствие нормативных правовых актов Конституции Республики Коми осуществляется на основании обращения в форме запроса, правом на который обладают Глава Республики Коми, Государственный Совет Республики Коми, одна десятая часть депутатов Государственного Совета Республики Коми, Верховный Суд Республики Коми, Арбитражный Суд Республики Коми, Прокурор Республики Коми, представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Заявитель Д.Н.Куприянов обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о признании противоречащим Конституции Республики Коми распоряжений главы МО "Город Ухта" № 545-р от 13 октября 1999 года и № 178-лс от 16 мая 2002 года как депутат и председатель постоянной комиссии по законодательству и депутатской этике Совета МО "Город Ухта". Следовательно, обращение исходит от ненадлежащего заявителя.
3. В соответствии с частями второй и третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктами 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" к компетенции Конституционного Суда Республики Коми относится разрешение дел о соответствии Конституции Республики Коми нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Республики Коми и совместному ведению органов государственной власти Республики Коми и органов государственной власти Российской Федерации, а также по вопросам, относящимся к ведению представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Таким образом, Конституционный Суд Республики Коми разрешает дела о соответствии Конституции Республики Коми только нормативных правовых актов, в том числе принятых органами местного самоуправления. По делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шамсиева Вакила Шафигулловича на нарушение его конституционных прав распоряжением Главы Республики Коми от 12 апреля 2000 года № 477-р Конституционный Суд Республики указал, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Оспариваемые распоряжения главы администрации МО "Город Ухта" приняты в отношении конкретных лиц, носят индивидуальный характер, в них не содержатся нормы права. При определении подведомственности по данному вопросу применяется правовая позиция Конституционного Суда Республики Коми по вышеназванному делу, и поэтому распоряжения главы администрации МО "Город Ухта" о назначении глав администраций поселков Шудаяг и Водный, которые в силу статьи 47 Устава МО "Город Ухта", как самостоятельные территориальные подразделения входят в структуру администрации города Ухты, не являются нормативными правовыми актами. Разрешение вопросов, поставленных в обращении, в силу их неподведомственности не может быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Коми. Спор о правомочности главы администрации МО "Город Ухта" в назначении конкретных руководителей территориальных структур администрации подведомствен судам общей юрисдикции.
4. Заявитель Д.Н.Куприянов свое обращение в Конституционный Суд Республики Коми оплатил государственной пошлиной. В соответствии с изменениями и дополнениями от 4 апреля 2000 года в Закон Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" статья 35 вышеназванного Закона исключена, и поэтому уплаченная государственная пошлина в размере 100 рублей по квитанции от 18 сентября 2002 года должна быть возвращена Д.Н.Куприянову.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом "б" части второй, частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, подпунктом "б" пункта 1, пунктом 2 части первой статьи 3, пунктом 1 части первой статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми
определил:
1. В принятии к рассмотрению жалобы депутата Совета МО "Город Ухта" Д.Н.Куприянова о проверке конституционности распоряжений главы администрации МО "Город Ухта" № 545-р от 13 октября 1999 года и № 178-лс от 16 мая 2002 года отказать как не подведомственной Конституционному Суду Республики Коми.
2. Возвратить государственную пошлину в сумме 100 рублей гражданину Д.Н.Куприянову, уплаченную по квитанции от 18 сентября 2002 года.
3. Определение Конституционного Суда Республики Коми по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".