Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 25.06.2002
"РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СВОЕВРЕМЕННОМ ПОСТУПЛЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ, МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СВОЕВРЕМЕННОМ ПОСТУПЛЕНИИ
НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ, МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ
НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Государство не только вправе, но и обязано принимать меры по обеспечению взимания налогов в бюджеты всех уровней и в случае неисполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки принимать меры, направленные на компенсацию потерь бюджетов в результате уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов или несвоевременного внесения ими налогов в бюджеты различных уровней.
В настоящее время система взимаемых в Российской Федерации налогов и общие принципы налогообложения в Российской Федерации, а также порядок исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога в бюджеты различных уровней, меры, направленные на обеспечение своевременного исполнения указанной конституционной обязанности, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).
Необходимо отметить, что в процессе исполнения конституционного обязательства по уплате законно установленных налогов и сборов принимают участие, кроме налогоплательщика, кредитные учреждения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.10.1998 № 24-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" особо отметил, что в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на кредитные учреждения возложена публично - правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов и сборов определены статьей 60 части первой НК РФ, в соответствии с которой:
банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством;
поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ;
при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).
Кроме того, статьей 849 Гражданского кодекса Российской Федерации определена обязанность банка зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 02.12.1990 № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26.04.1995, с изменениями и дополнениями) общий срок безналичных расчетов (с момента списания средств с расчетного счета плательщика по момент зачисления средств получателю) не должен превышать 2 операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно Разъяснению Департамента методологии и организации расчетов Банка России от 17.02.1998 № 17-16-148 за изменение технологии проведения расчетных операций отделениями и филиалами кредитных организаций, приводящее к увеличению сроков зачисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней, несут ответственность кредитные организации. Кроме того, они должны применять технологии, обеспечивающие проведение расчетных операций в указанные сроки, и не вправе применять технологию, удлиняющую сроки расчетных операций.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных статьей 60 НК РФ, банки несут ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом.
В частности, ответственность за нарушение банком установленного статьей 60 НК РФ срока исполнения поручений налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора установлена статьей 133 НК РФ.
Статьей 133 НК РФ в качестве меры ответственности за совершение банком вышеуказанного правонарушения предусмотрено взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
При этом согласно пункту 4 статьи 60 НК РФ применение указанной меры ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени.
Неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налога, пени посредством неисполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о перечислении налога влечет применение ответственности, установленной пунктом 1 статьи 135 НК РФ, в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
Кроме того, статьей 135 НК РФ установлена ответственность за совершение банком действий по созданию ситуаций отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа в виде штрафа в размере 30% от не поступившей в результате таких действий суммы.
В случае неисполнения банком обязанности по перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) в установленный срок суммы налога и соответствующих пеней, начисленных налогоплательщику, к этому банку подлежат применению меры по взысканию не перечисленных сумм налога и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке.
При этом следует принимать во внимание, что неоднократное нарушение банком вышеуказанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 136 Налогового кодекса РФ пени, указанные в статьях 133 и 135, взыскиваются на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа на основании инкассового поручения в бесспорном порядке. Пеня является мерой ответственности банка, хотя в данном случае выступает как своеобразный способ изъятия у банка дохода, полученного им в результате неосновательного пользования чужими денежными средствами.
Однако необходимо учитывать, что Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 № 257-О "По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества "Коммерческий банк "Ланта - банк" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности банков за совершение одних и тех же неправомерных действий. Это, однако, не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки фактических обстоятельств конкретного дела.
Кроме того, необходимо учитывать, что нормы, гарантирующие своевременное исполнение банками платежных поручений на уплату налогов, предусмотрены также Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 304 этого Кодекса несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на соответствующие счета бюджетов, влечет наложение штрафа в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации пени в данном случае взыскиваются в бесспорном порядке.
Самостоятельное значение нормы статьи 304 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей взимание с банков пени как восстановительной меры, доказывает, что фактически в пункте 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации под пеней понимается штрафной процент; к тому же она взимается при неправомерном неисполнении банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога, а также пени. Причем для установления неправомерности действий (или бездействия) банка необходимо доказать факт правонарушения с его стороны. Таким образом, "пеня" в данном случае является штрафом, и следует признать, что данный штраф в случае несогласия банка с налоговыми органами не может быть взыскан в бесспорном порядке.
Следовательно, положение части второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что пени, указанные в статьях 133 и 135, взыскиваются в порядке, предусмотренном статьей 60 данного Кодекса, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
И в дополнение к вышесказанному необходимо обратить внимание на следующее.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. С учетом Постановления Конституционного Суда РФ № 24-П от 12.10.1998, Определения Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-О обязанность налогоплательщика по уплате налоговых платежей в условиях непоступления денежных средств в бюджет считается исполненной, если он действовал при проведении такой операции добросовестно и имел на банковском счете реальный и достаточный остаток денежных средств. В связи с этим, в определенных случаях, когда налогоплательщиком были использованы различные схемы зачисления денежных средств на расчетный счет в неплатежеспособном банке, с которого затем производится перечисление налоговых платежей, ответственность за непоступление налоговых платежей в бюджет лежит не только на коммерческом банке, но и на налогоплательщике.

Начальник отдела
налогообложения КФУ
Управления
МНС России
по Республике Коми -
советник
налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
Г.Л.МАКАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru