Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 22.05.2002
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 1998 ГОДА) В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Л.И.КОЛТЫРИНОЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 03.07.2002, № 122
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 29.11.2002, № 11(2), ст. 2263


Об официальном разъяснении данного документа см. Определение Конституционного Суда РК от 01.09.2004.



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2002 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ
СТАТЬИ 6 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 1998 ГОДА) В СВЯЗИ
С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Л.И.КОЛТЫРИНОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.Д.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова,
с участием представителя Государственного Совета Республики Коми Т.Н.Голубевой - заместителя заведующего отделом Комитета Государственного Совета Республики Коми по социальной политике,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 90-93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части четвертой статьи 6 Закона Республики Коми "Об образовании" (в редакции от 27 февраля 1998 года).
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданки Л.И.Колтыриной на нарушение статьей 6 вышеназванного Закона конституционного права ее сына на свободу выбора языка обучения, гарантированного статьей 27 Конституции Республики Коми. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая норма Закона Республики Коми "Об образовании" Конституции Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Л.В.Батмановой, объяснения стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт, выступления приглашенных в судебное заседание: представителя Главы Республики Коми - начальника отдела анализа и нормативно - правового обеспечения Министерства образования и высшей школы Республики Коми А.В.Денисова, свидетеля - главного специалиста Министерства образования и высшей школы Республики Коми Т.Н.Габовой, специалиста - кандидата юридических наук Н.Т.Арапова; исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Заявительница Л.И.Колтырина полагает, что статьей 6 Закона Республики Коми "Об образовании" в части обязательного изучения коми языка в школах Республики Коми нарушаются конституционные права ее сына на свободу выбора языка обучения, и просит признать названное положение Закона не соответствующим статье 27 Конституции Республики Коми. Она обращалась к директору школы № 1 г. Емвы с просьбой освободить ее сына, ученика 3-го класса, от изучения коми языка, поскольку из-за недостатков в обеспечении образовательного процесса (отсутствие квалифицированных педагогов, соответствующих учебников) ребенок не желает изучать коми язык, а по этой причине и посещать школу, но получила отказ со ссылкой на статью 6 Закона Республики Коми "Об образовании". Обращения в районный отдел образования и Министерство образования и высшей школы Республики Коми остались без ответа.
Оспариваемая норма Закона Республики Коми "Об образовании" применена в конкретном деле заявительницы, затрагивает конституционные права ее сына и, следовательно, обращение в Конституционный Суд Республики Коми в соответствии со статьями 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" допустимо.
2. Статья 6 Закона Республики Коми "Об образовании" (в редакции от 27 февраля 1998 года) предусматривает, что общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и Законом Республики Коми "О государственных языках Республики Коми"; что Республика Коми создает условия для получения гражданами образования на русском и коми языках в пределах возможностей, предоставляемых системой образования; что во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение русского и коми языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с государственными стандартами.
Статья 27 Конституции Республики Коми определяет, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободу выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества (часть 2).
Как видно, заявительница подменяет понятия "право выбора языка обучения" и "изучение языка как предмета".
Конституционный Суд Республики Коми в соответствии со статьей 68 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" не связан доводами и основаниями, указанными в обращении, поэтому осуществляет проверку оспариваемой правовой нормы на соответствие и другим положениям Конституции Республики Коми.
Статья 44 (часть 5) Конституции Республики Коми устанавливает, что в Республике Коми действуют государственные образовательные стандарты, а статья 64 (подпункт "е" части 1) относит общие вопросы воспитания и образования к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми, что предполагает соответствие законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми федеральному законодательству.
Таким образом, оценка конституционности оспариваемой нормы требует выяснения конституционно - правового смысла, вытекающего из федерального законодательства.
3. Конституция Российской Федерации (статья 68, часть 2) и Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" (статья 3, пункт 2) предусматривают, что республики вправе устанавливать свои государственные языки.
В Республике Коми в соответствии с названным правомочием 28 мая 1992 года принят Закон Республики Коми "О государственных языках Республики Коми", который устанавливает государственные языки - коми и русский. Русский язык является государственным языком Российской Федерации и основным средством межнационального общения. Коми язык объявлен объектом особой заботы в Республике Коми, как единственной и исконной территории обитания и компактного проживания коми народа.
Язык - это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личного самосознания, и Республика Коми вправе в пределах своей компетенции в целях сохранения культурного наследия и развития творчества коми этноса проявлять особую заботу о коми языке, не ущемляя неотъемлемых прав граждан любой национальности на свободное развитие их родных языков и культур. Одним из направлений развития языка является его изучение, в том числе и в общеобразовательных школах.
4. Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации" в пункте 3 статьи 10 определяет, что преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством. Аналогично разрешен вопрос об изучении государственных языков республик и Федеральным законом "Об образовании" (пункт 6 статьи 6).
В Республике Коми соответственно этот вопрос регулируется Законом Республики Коми "Об образовании" (в редакции от 27 февраля 1998 года) и Целевой республиканской программой "Развитие образования в Республике Коми (III этап) на 2001-2005 годы", утвержденной Законом Республики Коми от 4 декабря 2000 года № 78-РЗ.
Частью четвертой статьи 6 Закона Республики Коми "Об образовании" установлено, что во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение русского и коми языков как государственных языков Республики Коми является обязательным в соответствии с государственными стандартами.
Российская Федерация согласно статье 43 (часть 5) Конституции Российской Федерации устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" государственные образовательные стандарты включают в себя федеральный и национально - региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов устанавливаются федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции. Установление национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов отнесено законодателем к компетенции субъектов Российской Федерации (статьи 7, 29).
Указанные положения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и Республики Коми, регулирующие процесс получения образования, применяемые в их единстве и взаимодополнении, а также смысл, цели и задачи национально - культурной политики Российской Федерации, позволяют Суду сделать вывод о том, что унификация требований к национально - региональным компонентам, в том числе языковым, противоречила бы этническим, гуманистическим, философско - этическим и литературно - языковым особенностям национальных культур. Изучение коми языка как предмета охватывается содержанием национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. По мнению Суда, учитывая, что до настоящего времени федеральный закон, устанавливающий стандарт, не принят, Республика Коми вправе самостоятельно регулировать процесс изучения коми языка в общеобразовательных школах.
Конституционный Суд Республики Коми не входит в обсуждение вопроса изучения коми языка за пределами образовательных программ основного общего образования, поскольку права и интересы ребенка заявительницы в настоящий момент и до принятия соответствующего федерального закона не выходят за пределы этого уровня образования.
Суд отмечает, что Республика Коми, осуществляя свое правомочие по установлению национально - регионального компонента образовательных программ основного общего образования, должна исходить из общих требований нагрузки без ущемления прав и интересов детей и ущерба другим предметам в пределах государственного образовательного стандарта.
5. Законом Республики Коми от 27 февраля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "Об образовании" предусмотрено поэтапное введение в действие части четвертой статьи 6 Закона Республики Коми "Об образовании" в течение 7 лет (статья 2, часть 2). Представляется, что это обусловлено необходимостью проведения значительной подготовки прежде, чем изучение коми языка в школах Республики Коми приобретет обязательный характер.
Целевая республиканская программа "Развитие образования в Республике Коми (III этап) на 2001-2005 годы", утвержденная в целях реализации Закона Республики Коми "Об образовании", предусматривает в числе прочих мероприятий совершенствование учебных программ и разработку учебников для начального, основного и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов (раздел 3.1.2), обеспечение нового содержания образования, организационных форм, методов и технологий обучения и воспитания в условиях внедрения федеральных и национально - региональных компонентов государственных образовательных стандартов (раздел II).
В этой связи следует отметить, что обязательное изучение коми языка в общеобразовательных школах должно вводиться при наличии соответствующих условий для качественного обучения, поскольку конституционно - правовой смысл обязательности изучения языка лежит прежде всего в обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить уровень преподавания, способствующий развитию личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, что вытекает из статьи 29 Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы России (статья 15, часть 4).
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) провозглашает, что образование должно быть направлено к полному развитию личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. К выполнению задач, поставленных Всеобщей декларацией прав человека, должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод (преамбула, пункт 2 статьи 26).
Вместе с тем, Конвенция о правах ребенка, признавая за родителями, а в соответствующих случаях и за законными опекунами, право руководить ребенком в осуществлении его прав и свобод, в том числе на образование, на свободу мысли, методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка, обязывает их нести ответственность за воспитание и развитие ребенка. При этом наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (статьи 5, 14, 21).
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года также провозглашает: "Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего на его родителях" (принцип 7).
Развитие полноценной личности невозможно в отрыве от окружающей среды, без познания исторических корней народа, его культурной самобытности, элементом которой является язык. Родители, не способствующие познавательному процессу ребенка в этой сфере или ограничивающие ребенка в познавательном процессе, ущемляют его интересы, которые могут возникнуть в будущем.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательных учреждений независимо от форм получения образования (статья 8 Закона Республики Коми "Об образовании", статьи 15 и 27 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Следовательно, неаттестация ученика по какому-либо предмету, установленному государственными образовательными стандартами, ограничивает возможности продолжения образования на более высоком уровне и противоречит его интересам.
В интересах ребенка родители должны способствовать получению образования в полном объеме образовательных программ, установленных государственными стандартами. При этом за ними признается право защиты интересов ребенка, если, по их мнению, качество преподавания тех или иных предметов не соответствует уровню стандартов либо действия работников образовательных учреждений нарушают законные права и интересы ребенка, которое они могут осуществить путем обращения в суд общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 80, 93, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Республики Коми положение части четвертой статьи 6 Закона Республики Коми "Об образовании" (в редакции от 27 февраля 1998 года) в части обязательности изучения коми языка как предмета во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях Республики Коми в соответствии с государственными стандартами.
2. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республике Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru