Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26.04.2002 № 3-Г02-4
<ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РК ОТ 05.03.2002 № 3-10-2002>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 27.08.2002, № 158






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2002 г. № 3-Г02-4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.И.Нечаева,
судей Б.А.Горохова, В.П. Василевской,
рассмотрела в судебном заседании от 26 апреля 2002 г. кассационный протест прокурора Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 5 марта 2002 г. по делу о признании нормативного правового акта Главы Республики недействительным.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., заключение прокурора Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения с исключением из его мотивировочной части суждения о праве законодательного органа субъекта Российской Федерации на "регулирование вопросов взимания региональных сборов за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий, выдачу и переоформление лицензий... на розничную продажу алкогольной продукции...", Судебная коллегия

установила:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания пункта 2 Указа Главы Республики Коми "Об утверждении Положения о порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми" от 21 сентября 1999 года № 377 в редакции Указа Главы Республики Коми от 15 сентября 2000 года № 386 в связи с тем, что в данной норме незаконно предусмотрена уплата сборов за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий, за выдачу, переоформление лицензий и за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 5 марта 2002 г. заявление удовлетворено, оспариваемая законодательная норма признана противоречащей федеральному законодательству, недействительной и не порождающей правовых последствий с момента ее издания.
На данное решение прокурор Республики принес кассационный протест, в котором содержится просьба об отмене решения и направлении дела на новое судебное разбирательство ввиду неправильного применения судом норм материального права: "суд, удовлетворяя заявление прокурора, сделал неправомерный вывод о праве законодательного органа субъекта Российской Федерации на "регулирование вопросов взимания региональных сборов за рассмотрение заявлений о выдаче лицензии, за выдачу и переоформление лицензий и т.п. на розничную продажу алкогольной продукции", что противоречит федеральному законодательству.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы протеста, находит его подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора о незаконности пункта 2 Указа Главы Республики Коми "Об утверждении Положения о порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми" и признавая его недействительным, суд обоснованно пришел к выводу, что данная норма федеральному законодательству не соответствует, поскольку установление лицензионных сборов за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдачу таких лицензий и т.п. в компетенцию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к числу которых относится Глава Республики Коми, не входит.
Вместе с тем, последующее утверждение суда о праве на регулирование указанных вопросов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации является ошибочным.
Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации, Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 "По делу о проверке конституционных положений... Закона Российской Федерации" от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федеральному закону от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями по стоянию на период возникновения спорных правоотношений - 17.06.1999) общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; налоговые ставки, за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин, устанавливаются представительным органом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с настоящим законом, налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать не вправе.
Более того, федерального закона, предусматривающего взимание налоговых сборов в сфере лицензирования розничной алкогольной продукции, представительными органами власти Российской Федерации не принималось, а Федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" на правоотношения, связанные с розничной реализацией алкогольной продукции, не распространяется (ч. 3 ст. 1).
Следовательно, содержащийся в решении суда довод о праве законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации на установление указанных региональных сборов не основан на законе.
Однако в силу того, что допущенная судом ошибка на законность принятого решения о признании оспариваемого прокурором п. 2 нормативного правового акта не влияет, отмены решения и, тем более, дополнительного разбирательства (о чем содержится просьба в протесте) не требует, судебная коллегия считает возможным указанное ошибочное суждение суда из мотивировочной части решения исключить, оставив его в целом без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Республики Коми от 5 марта 2002 г. оставить без изменения, протест прокурора Республики Коми - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения суждение суда о том, что "регулируемые (п. 2 Указа Главы Республики) вопросы взимания сборов за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий, за выдачу, переоформление лицензий и за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, которые могут быть урегулированы только законом субъекта Российской Федерации, то есть правовым актом, принятым законодательным (представительным) органом этого субъекта".

Председательствующий
В.И.НЕЧАЕВ

Судьи:
Б.А.ГОРОХОВ
В.П.ВАСИЛЕВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru