Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (И.Сакланова, "Все для Вас", № 4, 2002 г.)]
"ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 30.01.2002, № 4






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ
НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ
В ДЕЙСТВИЕ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом от 06.08.01 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НКРФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" с 1 января 2002 года вводится в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
С вступлением в силу данного нормативного документа коренным образом меняется порядок налогообложения прибыли организаций. Ставка налога снизится до 24 процентов, при этом отменяются все налоговые льготы. По мнению экспертов, это самое революционное изменение в налоговой сфере за последнее время. По масштабу воздействия на экономику страны оно сравнимо только со снижением подоходного налога до 13 процентов. По новому порядку налогообложения прибыли Россия получает одну из самых низких в мире ставок налога на прибыль.
Налогоплательщикам следует уже сегодня приступить к изучению нового порядка налогообложения прибыли и обратить внимание на следующие аспекты:
1. В законе уточняется понятие объекта налогообложения: объектом налогообложения является прибыль, при этом прибылью для российских организаций признается полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с данной главой.
2. Предусматриваются открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
3. Исчисление налоговой базы будет осуществляться налогоплательщиками по методу начисления, за исключением тех, у которых среднеквартальная выручка за предыдущие четыре квартала не превысит 1 млн. рублей (кассовый метод).
4. Вводится новое понятие "налоговый учет", которое предполагает ведение учета расходов и доходов отдельно от бухгалтерского учета. Терминология "налогового учета" отлична от принятой в бухгалтерском учете и не соответствует понятиям, изложенным на сегодняшний день в положениях по бухгалтерскому учету. Предопределено, что аналитические регистры налогового учета должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.
5. Ставка налога устанавливается в размере 24 процентов, из них: ФБ - 7,5; бюджет субъекта - 14,5; местный бюджет - 2 процента. Впервые на федеральном уровне закреплен размер налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет. Вводится понятие нулевой ставки. По доходам, полученным по долговым обязательствам, по доходам, полученным в виде дивидендов, доходам иностранных юридических лиц установлены иные ставки и налог зачисляется полностью в федеральный бюджет. Субъектам Российской Федерации разрешено категориям налогоплательщиков понижать налоговую ставку в пределах сумм налога, поступающего в бюджет субъекта, но не ниже 10,5 процентов.
6. В законе заложена отмена налоговых льгот, при этом, льготы, уже предоставленные малым предприятиям в виде освобождения от уплаты налога первые два года работы и в виде понижения налоговых ставок последующие третий и четвертый год работы, продолжают действовать до истечения срока, на который они предоставлены. Дополнительные льготы, предоставленные до 1 июля 2001 года на уровне субъекта Российской Федерации налогоплательщикам, реализующим инвестиционные проекты, действуют до истечения срока, на который были предоставлены, но не более трех лет.
7. Порядок и сроки представления налоговых деклараций практически не изменились. При этом вводятся ежеквартальные авансовые взносы от фактически полученной прибыли или ежемесячные авансовые платежи от фактически полученной прибыли (30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом или месяцем), авансовые ежемесячные платежи (15 числа каждого месяца) в размере одной трети фактически уплаченного авансового квартального платежа за предшествующий квартал. Плательщики, у которых среднеквартальная выручка за предыдущие 4 квартала не превышала 3 млн. рублей, бюджетные учреждения, иностранные организации, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации, участники простых товариществ в соответствии со ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивают только квартальные авансовые платежи от фактически полученной прибыли. По итогам налогового периода (год) расчет представляется 31 марта года, следующего за отчетным. Налоговые декларации обязаны будут представлять все налогоплательщики, в том числе и не имеющие прибыли или дохода (общественные организации, бюджетные и т.п.), для таких случаев предусмотрена упрощенная форма декларации. Срок уплаты налога приравнен к сроку представления декларации. Формы налоговых деклараций в настоящее время разрабатываются на уровне Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
8. Уточнен порядок переноса убытков на будущее, так переносимая сумма убытка не может превышать 30 процентов налоговой базы. Убыток переносится полностью либо по частям в течение 10 лет. Если убытки образовались в течение нескольких налоговых периодов, они не суммируются, а переносятся по очереди в порядке образования.
9. Вводится для налогообложения порядок начисления амортизации, отличный от принятого в бухгалтерском учете. Основные средства подразделяются на десять групп в зависимости от срока службы. Амортизацию предлагается исчислять одним из двух методов: линейным либо нелинейным.
10. Положительным обстоятельством является порядок включения в налоговую базу расходов на ремонт. Так промышленные предприятия, лесного хозяйства, связи и агропромышленного комплекса, строительные, геологоразведочные и т.п. расходы на ремонт включают в налоговую базу расходы в размере фактически понесенных затрат, а все остальные в размере, не превышающем 10 процентов восстановительной стоимости амортизируемых основных средств. Расходы на освоение природных ресурсов включаются в состав прочих расходов в течение пяти лет.
11. В статье 10 указанного Закона описан порядок перехода на исчисление налога на прибыль в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики обязаны при переходе на метод начисления оценку остатков по счетам по состоянию на 1 января 2002 года произвести с учетом требований данной главы, это означает, что в целях обеспечения перехода на новый порядок необходимо данные о выручке и себестоимости продукции 2001 года исчислить в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не распространяется действие данной главы на результаты деятельности предприятий от реализации ими произведенной сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа. Налогообложение данного вида деятельности будет осуществляться в соответствии с ныне действующим порядком, до введения специального режима налогообложения. Исчисление облагаемой прибыли при исполнении соглашений о разделе продукции до введения в действие специальной главы Налогового кодекса РФ осуществляется так же в соответствии с действующим в настоящее время порядком.
Правительству РФ поручено до 15 января 2002 года разработать классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, привести правовые акты в соответствие с данным законом.

Начальник
отдела
методологии
бухгалтерского учета
и налогообложения
юридических лиц
И.В.САКЛАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru