Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 16.01.2002
"НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ (ПО АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ
(ПО АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ)

Одним из основных средств борьбы государства с таким явлением, как уклонение от уплаты налогов, является применение репрессивного механизма в виде наложения санкций вплоть до уголовной ответственности.
Главой 15 Налогового кодекса РФ сформулированы главные и определяющие условия привлечения лица к ответственности. Несмотря на общий характер тех или иных положений этой главы, ее конкретное содержание имеет большое значение для правоприменительной практики.
Так, данная глава содержит один из принципов привлечения лица к налоговой ответственности - принцип индивидуализации, который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность. Следует отметить, что если по отношению к физическим лицам смягчающие ответственность обстоятельства определены, то в отношении юридических лиц в ст. 112 Кодекса они четко не обозначены. Практика рассмотрения дел в арбитражных судах показывает, что многие налогоплательщики - юридические лица, в качестве смягчающих вину обстоятельств, указывают на тяжелое финансовое положение предприятия. Однако, не все обстоятельства, связанные с деятельностью юридических лиц и заслуживающие положительной оценки, можно отнести к числу смягчающих. Ими можно признать только те, что существовали на момент совершения налогового нарушения и под воздействием которых оно было совершено.
Помимо этого, судебная практика подтверждает, что доводы налогоплательщиков на обстоятельства, что налоговая инспекция не сообщила предприятию об его обязанностях, на командировку руководителя или главного бухгалтера, на незнание требований закона не являются смягчающими. Так, по одному из дел по иску налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций по ст. 118 Налогового кодекса РФ арбитражный суд указал, что незнание директором юридического лица установленной законом (ст. 23 НК РФ) обязанности налогоплательщика сообщить в 10-дневный срок налоговому органу об открытии счета в банке не свидетельствует об отсутствии вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 118 НК РФ. В силу своего должностного положения и учитывая общедоступность текста Закона, директор предприятия должен был и мог знать об обязанностях налогоплательщика.
Необходимо отметить, что состав этого правонарушения носит формальный характер и ответственность применяется независимо от возникших последствий.
Как налоговое правонарушение рассматривается уклонение от представления документов, сведений или иной информации, необходимой для осуществления налогового контроля. Ответственность за такие противоправные деяния предусмотрена рядом статей Налогового кодекса РФ, в частности, непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговой декларации подпадает под действие ст. 119 НК, а нарушение требований закона банками - ст. 135 НК, большинство других подобных правонарушений "поглощает" ст. 126.
Статья 120 Кодекса предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что является одним из самых типичных и распространенных правонарушений налогоплательщика, выявляемых в процессе налогового контроля.
Пункты 1 и 2 ст. 120 НК РФ предусматривают разные налоговые санкции в зависимости от того, как долго совершалось грубое нарушение: в течение одного налогового периода или в течение более длительного срока. Следует отметить, что ответственность, установленная этими пунктами, Налоговым кодексом введена впервые. Ранее данные нарушения не были наказуемы. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не устанавливает санкций за нарушение правил бухгалтерского учета. Таким образом, это упущение перекрывает ст. 120 НК РФ.
Статья 122 Налогового кодекса РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога. Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена как ст. 57 Конституции РФ, так и п/п. 1 ст. 23 НК РФ.
Как показывает правоприменительная практика, правонарушение, предусмотренное в п. 1 ст. 122 НК РФ, является наиболее распространенным среди налогоплательщиков. Данный факт объясняется спецификой налоговых отношений, а также тем, что налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в бюджет. Таким образом, наличие недоимки у налогоплательщика само по себе свидетельствует о нарушении им обязанности. Основополагающим условием привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату или неполную уплату налога является сам факт неуплаты налога.
Исходя из субъективной оценки работников налоговых органов, привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности можно предположить какие угодно возможности по погашению недоимки (вплоть до того, что налогоплательщик имел возможности уплатить любые суммы задолженности по обязательным платежам, реализовав свое имущество, получив кредиты и т.д.).
До введения в действие части первой Налогового кодекса РФ налоговые агенты не несли ответственности за неисполнение или недобросовестное исполнение ими обязанностей по удержанию из доходов налогоплательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов, за исключением организаций, выплачивающих доходы физическим лицам. Для данных лиц ответственность была предусмотрена ст. 22 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
Статья 123 существенно изменила правовое положение налоговых агентов и теперь предусматривает такую ответственность по всем налогам, где в процессе их уплаты могут появится указанные лица. При этом, налоговые санкции применяются независимо от того, были или не были удержаны эти налоги при выплате денежных средств налогоплательщикам.
Анализ судебно - арбитражной практики показывает, что количество налоговых споров, поступающих в арбитражные суды, постоянно увеличивается. Если на первых порах большинство споров было связанно с применением ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и ст. 5 Налогового кодекса РФ к так называемым "переходным" правоотношениям сторон, то в настоящее время преобладают споры по поводу наложения налоговых санкций.
Увеличение количества налоговых споров, поступающих в суды объясняется так же и тем, что арбитражные суды стали признавать право налоговых органов взыскивать налоговые санкции за правонарушения, выявленные в результате проверки налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также за правонарушения, которые выявляются вне налоговой проверки. Но основным фактором, который отражается на увеличении количества рассматриваемых дел в арбитражном суде, является то, что законодателем в главу 16 Налогового кодекса РФ были введены новые составы налоговых правонарушений и установлены меры ответственности за их совершение.
В течение девяти месяцев 2001 года из общего количества дел, направленных налоговыми органами в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, рассмотрено 1268 исковых заявлений о взыскании налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, из них удовлетворено 1112 на общую сумму 25846,2 тыс. руб. Кроме того обанкрочено и ликвидировано 2342 предприятия и организации.
Эффективное построение взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками на четкой правовой основе и применении норм права является залогом благополучия налоговой системы. Ведь от них непосредственно зависят объемы поступлений в соответствующие бюджеты и, следовательно, финансовая стабильность общества в целом. Значение данных взаимоотношений возрастает еще больше, если принять во внимание желание граждан и организаций исполнять свою обязанность - уплачивать законно установленные налоги.
При нарушении законодательства о налогах и сборах, каждый налогоплательщик, будь то юридическое или физическое лицо, должен понести за него ответственность. Наказание, в данном случае, является следствием налоговой ответственности и одной из важнейших мер по борьбе с налоговыми правонарушениями. Каждый случай совершения правонарушения не может не влечь государственного реагирования в лице налоговых органов и суда.

Специалист
1 категории
юридического отдела
Управления
МНС России
по Республике Коми
Е.А.ГУЛАГА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru