Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 26.12.2001 № 3-103-2001
<ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ МОГУТ ЗАТРАГИВАТЬ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 13.08.2002, № 149






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2001 г. № 3-103-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 декабря 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению ч. 4, 5 ст. 1; ч. 3 ст. 2; абзацев 6, 7, 9 ст. 6; ст. 10; ст. 13; ст. 14; ст. 15; ст. 17; ст. 18; ст. 19; ст. 20; ст. 21; ст. 22; ст. 23; ст. 24; ст. 25; ст. 26; ст. 27; ст. 28; ст. 29; ст. 30; ст. 31; абзаца 3 ч. 2 ст. 42; ст. 84; ст. 85; ст. 86; ст. 87; ст. 88; ст. 89; ч. 1 ст. 90; ч. 1 ст. 91; ст. 101; ст. 102; ст. 103; ст. 104 Закона Республики Коми "Жилищный кодекс Республики Коми" от 10 июня 1997 года № 30-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 21-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению ч. 4, 5 ст. 1; ч. 3 ст. 2; абзацев 6, 7, 9 ст. 6; ст. 10; ст. 13; ст. 14; ст. 15; ст. 17; ст. 18; ст. 19; ст. 20; ст. 21; ст. 22; ст. 23; ст. 24; ст. 25; ст. 26; ст. 27; ст. 28; ст. 29; ст. 30; ст. 31; абзаца 3 ч. 2 ст. 42; ст. 84; ст. 85; ст. 86; ст. 87; ст. 88; ст. 89; ч. 1 ст. 90; ч. 1 ст. 91; ст. 101; ст. 102; ст. 103; ст. 104 Закона Республики Коми "Жилищный кодекс Республики Коми" от 10 июня 1997 года № 30-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 21-РЗ. В обоснование заявления указал, что приведенные выше нормы Жилищного кодекса Республики Коми незаконно регулируют правовые вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации и местного самоуправления в Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. При этом представил в суд письменный отзыв, в котором заявление прокурора Республики Коми признал частично. Глава Республики Коми был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд своего представителя не направил.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями п. "о" ст. 71; п. "к", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, а вопросы жилищного права и установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципов невмешательства в предметы ведения Российской Федерации и непротиворечия принятых ими по предметам совместного ведения законов и иных нормативных правовых актов федеральным законам.
Анализ ч. 4, 5 ст. 1; ст. 10; ст. 13; ст. 14; ст. 15; ст. 17; ст. 18; ст. 19; ст. 20; ст. 21; ст. 22; ст. 23; ст. 24; ст. 25; ст. 26; ст. 27; ст. 28; ст. 29; ст. 30; ст. 31; ст. 84; ст. 85; ст. 86; ст. 87; ст. 88; ст. 89; ч. 1 ст. 91; ст. 101; ст. 102; ст. 103; ст. 104 Закона Республики Коми "Жилищный кодекс Республики Коми" от 10 июня 1997 года № 30-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 21-РЗ (далее - Жилищный кодекс Республики Коми) применительно к указанному выше конституционному принципу свидетельствует, что эти нормы не соответствуют федеральному законодательству, поскольку непосредственно затрагивают вопросы, которые могут быть урегулированы только в нормативных правовых актах федерального уровня.
Так, в приведенных нормах Жилищного кодекса Республики Коми прописаны понятия и существо договоров найма, поднайма и аренды жилых помещений, а также урегулированы правовые вопросы жилищно - строительной и жилищной кооперации, государственной регистрации жилых помещений и сделок с ними, вопросы приобретения гражданами жилья в собственность, прекращения права собственности и пожизненного пользования жилыми помещениями.
Однако все перечисленные понятия есть понятия гражданского права, которые в силу ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ могут содержаться только в федеральных законах.
Поскольку Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ исключили возможность осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в области гражданского законодательства и установили прямой запрет на включение в принимаемые ими законы и иные правовые акты норм, содержащих положения гражданского права, то с учетом изложенного ч. 4, 5 ст. 1; ст. 10; ст. 13; ст. 14; ст. 15; ст. 17; ст. 18; ст. 19; ст. 20; ст. 21; ст. 22; ст. 23; ст. 24; ст. 25; ст. 26; ст. 27; ст. 28; ст. 29; ст. 30; ст. 31; ст. 84; ст. 85; ст. 86; ст. 87; ст. 88; ст. 89; ч. 1 ст. 91; ст. 101; ст. 102; ст. 103; ст. 104 Жилищного кодекса Республики Коми не могут быть признаны соответствующими федеральному законодательству.
Не согласуются с федеральным законодательством и принятый в пределах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации абзац 3 ч. 2 ст. 42 Жилищного кодекса Республики Коми в части, устанавливающей, что предоставление жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществляется по решению главы местной администрации, т.к. в силу ст. 6, 8, 14, 16, 17, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями структура и порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а равно наименование должностных лиц местного самоуправления, их статус и компетенция указываются непосредственно в уставах муниципальных образований, разрабатываемых и принимаемых муниципальными образованиями самостоятельно. При этом в уставах муниципальных образований данные органы и должностные лица могут быть как предусмотрены, так и не предусмотрены, т.к. эти образования могут иметь и иные, не указанные в Законе исполнительные органы местного самоуправления.
В связи с тем, что местное самоуправление в пределах указанных полномочий самостоятельно и реализует эти полномочия независимо от органов государственной власти, субъекты Российской Федерации в силу Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 5, 7) не вправе принимать нормативные правовые акты, нормы которых фактически предписывают муниципальным образованиям формировать именно те исполнительные органы местного самоуправления и предусматривать в уставах наличие именно тех должностных лиц, которые указаны в этих актах.
При таких обстоятельствах, ч. 4, 5 ст. 1; ст. 10; ст. 13; ст. 14; ст. 15; ст. 17; ст. 18; ст. 19; ст. 20; ст. 21; ст. 22; ст. 23; ст. 24; ст. 25; ст. 26; ст. 27; ст. 28; ст. 29; ст. 30; ст. 31; абзац 3 ч. 2 ст. 42 в части, устанавливающей, что предоставление жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществляется по решению главы местной администрации; ст. 84; ст. 85; ст. 86; ст. 87; ст. 88; ст. 89; ч. 1 ст. 91; ст. 101; ст. 102; ст. 103; ст. 104 Закона Республики Коми "Жилищный кодекс Республики Коми" от 10 июня 1997 года № 30-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 21-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Письменные доводы Государственного Совета Республики Коми о том, что часть оспариваемых прокурором Республики Коми норм Жилищного кодекса Республики Коми (ч. 4, 5 ст. 1; ст. 10; ст. 12 - 17; ст. 19-31; ст. 84; ст. 86-88) уже являлись предметом судебного разбирательства и вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 1998 года были признаны соответствующими федеральному законодательству, не могут быть приняты во внимание, поскольку по первому делу прокурором Республики Коми заявлялись требования о признании указанных выше положений Жилищного кодекса Республики Коми противоречащими федеральному законодательству и недействительными с момента их принятия, а по настоящему делу ставится вопрос о признании этих же норм противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу (ст. 239-8 ГПК РСФСР).
Таким образом, требования прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу, в частности, ч. 4, 5 ст. 1; ст. 10; ст. 12-17; ст. 19-31; ст. 84; ст. 86-88 Жилищного кодекса Республики Коми хотя и касаются того же предмета, но заявлены по другим основаниям и поэтому не попадают под действие п. 3 ст. 219 ГПК РСФСР.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных норм Закона Республики Коми "Жилищный кодекс Республики Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем, нет оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению ч. 3 ст. 2; абзацев 6, 7, 9 ст. 6; абзаца 3 ч. 2 ст. 42 в части предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями, утвержденными в муниципальных организациях, учреждениях, если жилищный фонд находится в их хозяйственном ведении или оперативном управлении; ч. 1 ст. 90 Жилищного кодекса Республики Коми в части употребления термина "местные органы власти".
Так, анализ данных норм Жилищного кодекса Республики Коми применительно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 1, 3, 7 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года № 4218-1, ст. 1, 5, 6, 14, 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями свидетельствует, что Республика Коми как субъект Российской Федерации, обладающий полномочиями по осуществлению собственного правового регулирования в области жилищных отношений, имела право на включение в свой Жилищный кодекс в целом соответствующих федеральному законодательству норм о видах жилищного фонда Республики Коми, поскольку виды жилищного фонда, имеющиеся на территории субъекта Российской Федерации, относятся к понятиям жилищного права и сами по себе не затрагивают правовые вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации.
В соответствии с приведенными выше конституционными полномочиями Республики Коми в области жилищных отношений, а также силу норм федерального жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении в Жилищный кодекс Республики Коми правомерно включены положения о местных представительных и исполнительных органах власти как субъектах нормотворчества и органах, содействующих в пределах своих полномочий созданию и деятельности жилищно - строительной и жилищной кооперации, и положения, устанавливающие в том числе и для муниципальных организаций, учреждений, порядок предоставления жилых помещений. При этом употребление в Жилищном кодексе Республики Коми термина "местные органы власти (представительные и исполнительные)" является вполне допустимым и не противоречит федеральному законодательству о местном самоуправлении, поскольку данный термин по своей сути и содержанию аналогичен термину "органы местного самоуправления", и поэтому с учетом его фактического применения в нормах Жилищного кодекса Республики Коми он не может считаться незаконным и нарушающим права местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов по организации системы его органов.
Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу ч. 4, 5 ст. 1; ст. 10; ст. 13; ст. 14; ст. 15; ст. 17; ст. 18; ст. 19; ст. 20; ст. 21; ст. 22; ст. 23; ст. 24; ст. 25; ст. 26; ст. 27; ст. 28; ст. 29; ст. 30; ст. 31; абзац 3 ч. 2 ст. 42 в части, устанавливающей, что предоставление жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществляется по решению главы местной администрации; ст. 84; ст. 85; ст. 86; ст. 87; ст. 88; ст. 89; ч. 1 ст. 91; ст. 101; ст. 102; ст. 103; ст. 104 Закона Республики Коми "Жилищный кодекс Республики Коми" от 10 июня 1997 года № 30-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 21-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных норм Закона Республики Коми "Жилищный кодекс Республики Коми" от 10 июня 1997 года № 30-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 21-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru