Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 16.11.2001 № 3-72-2001
<ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 06.08.2002, № 144






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2001 г. № 3-72-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Добровольской Н.В.,
с участием прокурора Коровченко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 ноября 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий соответственно с момента издания и утверждения пункта 4 Указа Главы Республики Коми "О государственной службе медико - социальной экспертизы в Республике Коми" от 20 марта 1997 года № 65 и абзаца 3 пункта 11 в части слов "местных бюджетов"; абзаца 2 пункта 14; пункта 19 в части отсутствия контрольных функций главного бюро за деятельностью бюро; абзаца 1 пункта 22; абзацы 3 и 4 пункта 23 Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий соответственно с момента издания и утверждения пункта 4 Указа Главы Республики Коми "О государственной службе медико - социальной экспертизы в Республике Коми" от 20 марта 1997 года № 65 и абзаца 3 пункта 11 в части слов "местных бюджетов"; абзаца 2 пункта 14; пункта 19 в части отсутствия контрольных функций главного бюро за деятельностью бюро; абзаца 1 пункта 22; абзацы 3 и 4 пункта 23 Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65. В обоснование заявления указал, что приведенные нормы Указа и Положения неосновательно ограничивают имущественные и бюджетные права местного самоуправления, предоставляют органам местного самоуправления не предусмотренные федеральным законодательством полномочия в области правового регулирования вопросов медико - социальной экспертизы и ограничивают права несовершеннолетних на обращение в учреждения медико - социальной экспертизы специализированного профиля.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представитель Главы Республики Коми Абрамова Т.А. требования прокурора Республики Коми признала частично.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми, процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт "ж" в части 2 статьи 72 Конституции РФ отсутствует. Имеется в виду пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с положениями п. "ж" ч. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. 3, 4, 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями общие вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ оспариваемых прокурором: пункта 4 Указа Главы Республики Коми "О государственной службе медико - социальной экспертизы в Республике Коми" от 20 марта 1997 года № 65 и абзаца 3 пункта 11; абзаца 2 пункта 14; пункта 19; абзаца 1 пункта 22; абзацев 3 и 4 пункта 23 Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65 свидетельствует, что данные нормы Указа и Положения не соответствуют федеральному законодательству.
Так, из их содержания следует, что главы администраций городов и районов Республики Коми обязаны принимать меры по обеспечению учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы помещениями, оборудованием и инвентарем. Расходы на содержание учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы должны предусматриваться, в том числе, и в местных бюджетах и при этом управлениям по социальным вопросам администраций городов и районов предоставлены полномочия по назначению руководителей учреждений медико - социальной экспертизы, а также по утверждению штатных расписаний и системы оплаты труда работников указанных учреждений. Специализированные же бюро медико - социальной экспертизы могут образовываться только для освидетельствования лиц в возрасте до 16 лет, а главные бюро не обладают полномочиями по осуществлению контроля в отношении территориальных бюро медико - социальной экспертизы.
Однако согласно положениям преамбулы, ст. 4, 7, 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями установление общих принципов организации и осуществление медико - социальной экспертизы отнесено к ведению Российской Федерации и реализовано ей путем создания единой государственной службы медико - социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. При этом установлено, что порядок организации и деятельности Государственной службы медико - социальной экспертизы может быть определен исключительно Правительством Российской Федерации.
В соответствии с предписаниями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 13 августа 1996 года № 965 об утверждении Примерного положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы и впоследствии внесены в него изменения и дополнения. В данном нормативном акте прямо прописано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать свои положения об учреждениях медико - социальной экспертизы только на основании Примерного положения, согласно которому учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходы же на содержание учреждений производятся только за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а руководители учреждений назначаются на должность и освобождаются от должности исключительно органами социальной защиты субъектов Российской Федерации и в период своей деятельности обладают собственными полномочиями по утверждению штатных расписаний учреждений, установлению системы оплаты труда. Специализированные бюро медико - социальной экспертизы могут образовываться для проведения освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет, а главные бюро медико - социальной экспертизы помимо реализации предоставленных им Примерным положением полномочий обязаны также осуществлять и контроль за деятельностью территориальных бюро.
Таким образом, федеральным законодательством об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы установлены основанные на положениях Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ, "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и, как следствие, обязательные для всех субъектов Российской Федерации правила организации деятельности учреждений медико - социальной экспертизы и управления этими учреждениями, которые в силу единства системы и статуса государственной службы медико - социальной экспертизы Российской Федерации не могут быть изменены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому предусмотренные в Положении об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы в Республике Коми ограничения прав несовершеннолетних на освидетельствование в бюро медико - социальной экспертизы специализированного профиля, прав руководителей учреждений медико - социальной экспертизы в области как назначения их на должность, так и управления учреждением не могут быть признаны правомерными и соответствующими федеральному законодательству. Прописанный в Указе Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65 и Положении порядок материально - технического обеспечения учреждений и их финансирования также противоречит установленным на федеральном уровне и изложенным выше правилам, а кроме того, неосновательно затрагивает предусмотренную Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями и Бюджетным кодексом Российской Федерации имущественную и финансовую самостоятельность местного самоуправления. Нельзя признать соответствующим федеральному законодательству и отсутствие в Положении упоминания о контрольных функциях главного бюро медико - социальной экспертизы по отношению к территориальным бюро.
При таких обстоятельствах, пункт 4 Указа Главы Республики Коми "О государственной службе медико - социальной экспертизы в Республике Коми" от 20 марта 1997 года № 65 и абзац 3 пункта 11 в части слов "местных бюджетов"; абзац 2 пункта 14; пункт 19 в части отсутствия контрольных функций главного бюро за деятельностью бюро; абзац 1 пункта 22; абзацы 3 и 4 пункта 23 Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65, подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий соответственно с момента издания и утверждения, а пункт 19 с 26 октября 2000 года.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента издания, утверждения приведенных норм Указа Главы Республики Коми "О государственной службе медико - социальной экспертизы в Республике Коми" от 20 марта 1997 года № 65 и Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65, подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий: пункт 4 Указа Главы Республики Коми "О государственной службе медико - социальной экспертизы в Республике Коми" от 20 марта 1997 года № 65 и абзац 3 пункта 11 в части слов "местных бюджетов"; абзац 2 пункта 14 соответственно с момента их издания и утверждения; пункт 19 в части отсутствия контрольных функций главного бюро за деятельностью бюро с 26 октября 2000 года; абзац 1 пункта 22; абзацы 3 и 4 пункта 23 соответственно с момента утверждения Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий приведенных норм Указа Главы Республики Коми от 20 марта 1997 года № 65 и Положения об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru