ПРИКАЗ Министерства РК по социальным вопросам от 17.09.2001 № 610
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРОНАЖА КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТРАСЛИ"
(вместе с "ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАТРОНАЖА КЛИЕНТОВ УПРАВЛЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИЙ МО И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ", "ПРИМЕРНЫМ ПЕРЕЧНЕМ КАТЕГОРИЙ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (СЕМЕЙ, ОТДЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН), ПОДЛЕЖАЩИХ СОЦИАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ПРИКАЗ
от 17 сентября 2001 г. № 610
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРОНАЖА КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТРАСЛИ
В целях упорядочения форм и содержания патронажа социально не защищенных и иных категорий населения, введения единых требований к организации этой работы приказываю:
1. Утвердить примерное положение о порядке осуществления патронажа клиентов социальной службы в учреждениях Управлений по социальным вопросам администраций МО согласно приложению № 1.
2. Утвердить примерный перечень категорий клиентов социальной службы (семей, отдельных граждан), подлежащих социальному контролю муниципальными учреждениями системы социальной защиты населения согласно приложению № 2.
3. Рекомендовать начальникам управлений по социальным вопросам муниципальных образований:
- организовать изучение специалистами учреждений системы утвержденных положений;
- внести в срок до 15.10.2001 соответствующие дополнения в должностные инструкции специалистов, осуществляющих функции социального контроля над определенными категориями населения;
- обеспечить системный анализ по вопросам планирования и организации работы по полноценному охвату всеми формами социального контроля закрепленных за ними категорий семей и отдельных лиц.
2. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя министра Н.Д.Дубову.
Министр
Л.ЖУКОВА
Приложение № 1
к Приказу
от 17 сентября 2001 г. № 610
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАТРОНАЖА КЛИЕНТОВ
УПРАВЛЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИЙ МО
И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Патронаж - вид социального обслуживания индивидуальных клиентов, отдельных категорий семей, в том числе относящихся к группам риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой и иной социальной помощи.
Патронаж осуществляется в следующих видах:
1) в виде надомного социального обслуживания;
2) в виде социального контроля.
Надомное социальное обслуживание - это оказание помощи пожилым людям и инвалидам, семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и не способных или мало способных к передвижению и самообслуживанию, нуждающихся в социальной поддержке.
Порядок и содержание, периодичность и объемы надомного социального обслуживания пенсионеров и инвалидов регламентируются Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151 "О федеральном перечне гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", от 24.06.96 № 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами".
Социальный контроль - это одна из важнейших функций социальной работы, заключающаяся в изучении социального состояния и поведения отдельных семей, клиентов путем осуществления приема, обследования жилища, проведения бесед, организации наблюдения за ними: отклонение в параметрах состояния или поведения семьи клиента могут стать причиной вмешательства для проведения каких-либо коррекционных действий, принятия мер экономической, организационной, юридической, психологической, медицинской и т.п. помощи.
Основные противоречия социальной ситуации в данной семье, с данным клиентом социальный работник должен доводить до органов, способных принимать соответствующие решения, чтобы обеспечить тем самым адекватность управления.
Патронаж в виде социального контроля осуществляется всеми муниципальными учреждениями системы социальной защиты населения.
Перечень категорий семей, отдельных лиц, подлежащих социальному контролю, его периодичность и объемы утверждаются настоящим Положением (приложение № 2).
В рамках стандартов профессиональной деятельности специалист по социальной работе осуществляет социальный контроль в следующих формах деятельности:
1) Деятельность по выявлению категорий и групп населения, нуждающихся в социальных услугах, и определению объема социальных услуг клиентам:
- выявляет и учитывает на территории обслуживания типы семей (многодетные, неполные, несовершеннолетних родителей, имеющие детей с ограниченными возможностями и т.д.) и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, одиноких и одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и патронаже; принимает активное участие в работе отделений первичного приема граждан, обобщает полученную информацию, осуществляет ее анализ и прогнозирование;
- устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы;
- определяет характер и объем необходимых для клиентов социальных услуг.
2) Деятельность по осуществлению социальной поддержки клиентов социальной службы:
- содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного клиента, семьи;
- координирует деятельность специалистов социальной службы и других учреждений, оказывающих социальную помощь клиенту;
- способствует улучшению взаимоотношений между отдельными клиентами и их окружением, дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты населения, помогает в оформлении документов для обслуживания клиентов (постоянное или временное обслуживание);
- осуществляет патронаж семей, отдельных лиц, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;
- осуществляет надзор за дезадаптированными детьми, склонными к асоциальным поступкам и противоправному поведению;
- содействует в помещении нуждающихся клиентов в стационарные, полустационарные учреждения социального обслуживания;
- вносит предложения о постановке клиента (клиентов) на социальное обслуживание или снятие клиента (клиентов) с учета социальной службы (прекращение социального обслуживания);
- предоставляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении опеки или попечительства и т.д.
3) Непосредственная работа с клиентами:
- проводит индивидуальную работу с детьми, подростками, молодежью, инвалидами, пожилыми гражданами по предупреждению и избавлению от вредных привычек, девиаций в поведении, работу по подготовке к созданию семьи и воспитанию детей;
- содействует клиентам в налаживании быта, лечении, обучении, профессиональной подготовке и переподготовке;
- оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении конфликтных ситуаций в семье;
- оказывает помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- обеспечивает общественную защиту несовершеннолетних и престарелых клиентов, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.
4) Координационная деятельность:
- координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи клиентам социальной службы;
- принимает участие в работе неправительственных организаций, занимающихся благотворительной деятельностью и оказанием социальных услуг;
- вносит предложения руководству по формированию и совершенствованию социальной помощи, развитию социального обслуживания;
- разрабатывает рекомендации для социальных служб, отдельных работников, способствующие объединению их усилий в области социального обслуживания населения, профилактики негативных явлений в обществе.
Специалисты по социальной работе муниципальных учреждений обязаны ежемесячно в планах работы адресно планировать организацию социального контроля закрепленных за ними категорий семей, отдельных граждан; в течение 2-х дней фиксировать результаты встречи с клиентом, семьей в социально-патронажной карте или социальной карте семьи, клиента; при необходимости экстренного вмешательства и принятия мер сообщить об этом в письменной форме руководителю муниципального учреждения с приложением соответствующего акта обследования.
Учреждения социального обслуживания и социальной помощи имеют право самостоятельно принимать решение о расширении перечня категорий семей и клиентов, принимаемых на патронажное обслуживание в виде социального контроля, определении набора услуг для них, условий оказания им помощи.
Социальный контроль осуществляется регулярно, его результаты отражаются в социальной карте семьи или социально-патронажной карте.
При положительном результате социальной работы семья, клиент снимается руководителем муниципального учреждения, центра социального обслуживания и социальной помощи семье и детям с регулярного социального контроля, но остаются под надзором центра в течение года. Окончательное решение о снятии с контроля или его возобновлении принимается консилиумом специалистов центра под руководством директора центра.
Анализ эффективности социального патронажа, определение его приоритетных направлений обсуждаются на производственных совещаниях учреждений социального обслуживания населения.
Информирование Управления по социальным вопросам и отчетность по вопросам организации патронажа предоставляется учреждениями ежеквартально до 10 числа в установленном порядке.
Приложение № 2
к Приказу
от 17 сентября 2001 г. № 610
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
КАТЕГОРИЙ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
(СЕМЕЙ, ОТДЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН), ПОДЛЕЖАЩИХ СОЦИАЛЬНОМУ
КОНТРОЛЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Примечание. Расчетные нормативы взяты в соответствии с приказом Министерства РК по социальным вопросам от 7 марта 2000 года № 140 "О нормативной численности специалистов, занимающихся оказанием государственной социальной помощи населению".
Минимум на 1 человека (семью) в минутах
------------------------------------------------------------T----¬
¦Проверка достоверности данных, сведений о составе семьи и¦60,0¦
¦ее материальном положении (посещение на дому) ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+----+
¦Первичный прием клиента в центре ¦22,0¦
+-----------------------------------------------------------+----+
¦Повторный прием клиента в центре ¦13,2¦
+-----------------------------------------------------------+----+
¦Другие операции: составление акта проверки, иных письменных¦21,0¦
¦материалов ¦ ¦
L-----------------------------------------------------------+-----
Баланс рабочего времени в неделю:
Женщин - 36 час. 36 час. х 60 мин. = 2160 мин. - на 1 специалиста.
Мужчин - 40 час. 40 час. х 60 мин. = 2400 мин. - на 1 специалиста.
Специалист по социальной работе обязан 50% рабочего времени отводить на социальный контроль обслуживаемых категорий, что составит:
для женщин - 1080 минут в неделю, или посещение в неделю не менее 13 семей (чел.), (1080 : 81);
для мужчин - 1200 минут в неделю, или посещение в неделю не менее 15 семей (чел.); (1200 : 81).
Данные нормативы применяются временно, до принятия соответствующих нормативов на федеральном уровне управления.
Специалист по социальной работе дополнительно к плану своей работы составляет расчет-график организации социального контроля обслуживаемых категорий населения на год, квартал, месяц, причем расчет-график на месяц должен носить персонифицированный характер с указанием Ф.И.О., адреса семьи (клиента) и целей посещения на дому.
Все графики утверждаются и контролируются директором структурного подразделения, итоги их исполнения учитываются при решении вопросов о премировании специалистов.