Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 11.09.2001 № 3-57-2001
<МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКОГО ПРАВОВОГО СРЕДСТВА, КАК РЕГИСТРАЦИЯ, НЕ ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ ЦЕЛЯМ, НЕ СОВМЕСТИМЫМ С ЦЕЛЯМИ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА, ПРЕДУСМОТРЕННЫМИ В СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 25 ИЮНЯ 1993 ГОДА № 5242-1, ПОСКОЛЬКУ ИНОЕ ПРИВОДИТ К ЧРЕЗМЕРНОМУ ОГРАНИЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 06.08.2002, № 144






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2001 г. № 3-57-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Сусловой Н.А.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 сентября 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента издания п. 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении системы расчетов по оплате жилищно - коммунальных услуг в Республике Коми" от 7 августа 1998 года № 288,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента издания п. 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении системы расчетов по оплате жилищно - коммунальных услуг в Республике Коми" от 7 августа 1998 года № 288 в части наделения центров жилищных расчетов и субсидий функциями по ведению регистрационного учета нанимателей и собственников жилья. В обоснование заявления указал, что оспариваемая правовая норма противоречит федеральному законодательству, определившему перечень органов регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Главы Республики Коми Логинова М.А. не согласна с заявлением прокурора. В обоснование своих возражений ссылалась на возложение в функции центров жилищных расчетов и субсидий ведение регистрационного учета нанимателей и собственников жилья, а не граждан по месту пребывания и жительства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора.
Указом Главы Республики Коми "Об упорядочении системы расчетов по оплате жилищно - коммунальных услуг в Республике Коми" от 7 августа 1998 года № 288 установлено, что, начиная с сентября 1998 года, сбор платежей с населения за жилищно - коммунальные услуги на территории Республики Коми должен осуществляться через единые центры жилищных расчетов и субсидий, создаваемые в форме некоммерческих организаций, с возложением на них функций, перечисленных в п. 1 данного Указа, в том числе функций по ведению регистрационного учета нанимателей и собственников жилья, в том числе второго и более.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года № 5242-1 (ст. 3) вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Таким образом, регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью так же, как представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.
Анализ оспариваемой нормы в ее взаимосвязи с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года № 5242-1 свидетельствует, что в Республике Коми установлен дополнительный регистрационный учет граждан, являющихся нанимателями и собственниками жилых помещений, функции по ведению которого возложены на единые центры жилищных расчетов и субсидий, создаваемых в форме некоммерческих организаций.
С таким правовым регулированием согласиться нельзя, поскольку оно противоречит действующему федеральному законодательству, изменяет правовой режим правил регистрационного учета, допуская ограничение прав и свобод граждан, выразившихся в возложении на граждан дополнительной обязанности по регистрации в единых центрах жилищных расчетов и субсидий. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с целями регистрационного учета, предусмотренными в ст. 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года № 5242-1, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года № 5242-1 регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, вводит систему регистрационного учета граждан. В соответствии со ст. 3 указанного Закона обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена на Правительство Российской Федерации. В ст. 4 вышеприведенного Закона предусмотрены органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, к которым отнесены органы внутренних дел и местная администрация. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих регистрационный учет граждан. К ним отнесены должностные лица:
- жилищно - эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;
- жилищно - строительных и жилищных кооперативов;
- гостиниц, кемпингов, санаториев и т.д.;
- акционерных обществ и других коммерческих организаций;
- других, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Таким образом, центры жилищных расчетов и субсидий не предусмотрены федеральным законодательством в качестве органа регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства.
Довод представителя Главы Республики Коми о том, что Указом Главы Республики Коми от 7 августа 1998 года предусмотрено осуществление регистрационного учета нанимателей и собственников жилья, а не граждан по месту пребывания и по месту жительства, не может быть признан обоснованным, поскольку данный Указ регулирует вопросы сбора платежей за жилищно - коммунальные услуги с населения и предусматривает ведение центрами жилищных расчетов и субсидий регистрационного учета нанимателей и собственников жилья, т.е. граждан, являющихся нанимателями и собственниками жилья, по месту их жительства.
Буквальное толкование оспариваемой правовой нормы свидетельствует о том, что в нарушение требований Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" единые центры жилищных расчетов и субсидий могут фактически осуществлять именно функции по ведению регистрационного учета граждан.
При таком положении п. 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении системы расчетов по оплате жилищно - коммунальных услуг в Республике Коми" от 7 августа 1998 года № 288 в части возложения на единые центры жилищных расчетов и субсидий функций по ведению регистрационного учета нанимателей и собственников жилья, в том числе второго и более, следует признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента издания.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий п. 1 в указанной части Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении системы расчетов по оплате жилищно - коммунальных услуг в Республике Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном вестнике органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента издания п. 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении системы расчетов по оплате жилищно - коммунальных услуг в Республике Коми" от 7 августа 1998 года № 288 в части возложения на единые центры жилищных расчетов и субсидий функций по ведению регистрационного учета нанимателей и собственников жилья, в том числе второго и более.
Решение о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента издания п. 1 Указа Главы Республики Коми "Об упорядочении системы расчетов по оплате жилищно - коммунальных услуг в Республике Коми" от 7 августа 1998 года № 288 в части возложения на единые центры жилищных расчетов и субсидий функций по ведению регистрационного учета нанимателей и собственников жилья, в том числе второго и более, подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
Н.А.СУСЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru