Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 05.09.2001 № 3-56-2001
<МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ПОД СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ, В ЧАСТНОСТИ, ЧЕРЕЗ СВОИ, НЕ ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 09.07.2002, № 126






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2001 г. № 3-56-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Сажина А.В.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 5 сентября 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению преамбулы, абзацев 4, 8, 19 ст. 1, абзаца 1 ст. 2, абзаца 2 ст. 14, абзаца 2 ст. 16, абзацев 1 и 2 ст. 17, абзаца 2 п. 2 и п. 3 ст. 18, п.п. 1 и 3 ст. 20, п. 1, абзаца 3 п. 3, п. 5 ст. 21, п.п. 4, 5 и 7 ст. 22, п. 1, абзаца 1 п. 2 и п. 6 ст. 24, п. 2 ст. 28 Закона Республики Коми от 25 января 1995 г. "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми",

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению преамбулы, абзацев 4, 8, 19 ст. 1; абзаца 1 ст. 2, абзаца 2 ст. 14, абзаца 2 ст. 16, абзацев 1 и 2 ст. 17, абзаца 2 п. 2 и п. 3 ст. 18, п.п. 1 и 3 ст. 20, п. 1, абзаца 3 п. 3, п. 5 ст. 21, п.п. 4, 5 и 7 ст. 22, п. 1, абзаца 1 п. 2 и п. 6 ст. 24, п. 2 ст. 28 Закона Республики Коми от 25 января 1995 г. № 5-РЗ "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми", указав, что оспариваемые нормы незаконно ограничивают права органов местного самоуправления в сфере бюджетного процесса, не соответствуют положениям федерального законодательства, не предусматривающего органов власти административно - территориальных образований, неосновательно устанавливают нормы, регламентирующие деятельность банков в части предоставления кредитов органам исполнительной власти, нарушают принципы бюджетного законодательства.
Представитель Главы Республики Коми в суд не явился. Из имеющегося в деле сообщения следует, что Глава РК не возражает против рассмотрения дела в отсутствие его представителя и согласен с требованиями прокурора.
Представители Государственного Совета Республики Коми Закидальский Е.М. и Смирнов А.Г. заявленные требования признали частично, ссылаясь на то, что оспариваемые правовые нормы, содержащиеся в ч. 2 ст. 17 и п. 2 ст. 28 названного Закона Республики Коми, не противоречат федеральному законодательству, признав, что закон субъекта Российской Федерации распространяет свое действие на органы местного самоуправления.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, Верховный Суд Республики Коми находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт "а" в части 2 статьи 72 Конституции РФ отсутствует. Имеется в виду пункт "а" части 1 статьи 72 Конституции РФ.
   ------------------------------------------------------------------

Согласно п. "а" ч. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения соответствия конституций, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Органы власти административно - территориальных образований, осуществлявшие ранее исполнительную власть на местах, в настоящее время упразднены. В соответствии с основанными на положениях ст. ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 14, 15, 17, 18) местное самоуправление есть самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои, не входящие в систему органов государственной власти, органы вопросов местного значения.
Согласно ст. 9 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
С учетом изложенного, преамбула, абзацы 4, 8, 19 ст. 1, ч. 1 ст. 2, абзац 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, абзац 2 п. 2 и п. 3 ст. 18, п.п. 1 и 3 ст. 20, п. 1, п.п. 3 п. 3, п. 5 ст. 21, п.п. 5 и 7 ст. 22, п. 1, п.п. 1 п. 2 и п. 6 ст. 24, п. 2 ст. 28 Закона Республики Коми от 25 января 1995 г. № 5-РЗ "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми" в части, устанавливающей права и обязанности районов, городов республиканского подчинения, районов в городах в лице их представительных и исполнительных органов власти, административно - территориальных образований, глав администраций и Советов районов, городов республиканского подчинения, районов в городах, местных представительных органов власти, глав местных администраций, противоречит федеральному законодательству.
Содержащиеся в ст. 1 Закона Республики Коми понятия "бюджетного процесса", "дотации" и "субвенции" существенно противоречат соответствующим терминам, данным законодателем в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем должны быть признаны недействующими и не подлежащими применению.
Согласно положениям ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое, кредитное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации. Из этого следует, что вопросы банковской деятельности, финансового регулирования разрешаются на основе федеральных законов и иных нормативных актов федерального значения, что обеспечивает принцип единства банковской системы Российской Федерации, установленный в Федеральных законах "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности". Именно в соответствии с приведенными законами, а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации должна осуществляться банковская деятельность на всей территории Российской Федерации и во всех ее правовых проявлениях. Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в сфере банковской деятельности и не могут издавать по этому поводу акты нормативного характера, хотя бы даже эти акты и дублировали положения федерального законодательства. Из материалов дела следует, что ч. 2 ст. 17 Закона Республики Коми от 25 января 1995 г. № 5-РЗ "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми" в нарушение требований Конституции Российской Федерации и федеральных законов устанавливает право исполнительных органов получать краткосрочные кредиты коммерческих банков в порядке и на условиях, определяемых законом Республики Коми.
По смыслу п. 4 ст. 22 названного Закона Республики Коми органы исполнительной власти вправе в случае неутверждения бюджета производить финансирование расходов в пределах поступивших доходов в порядке, определенном решением соответствующего представительного органа власти, то есть в неограниченном размере и без указания целей расходования. Между тем в силу п. 1 ст. 190 Бюджетного кодекса РФ, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой - в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации. При таком положении указанная правовая норма субъекта Российской Федерации противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и не оспаривал законность п. 2 ст. 28 Закона Республики Коми в части, наделяющей Главу Республики Коми правом представлять методические материалы по составлению бюджета на планируемый год.
Суд находит неосновательными доводы прокурора о незаконности положений п. 1 и п.п. 3 п. 3 ст. 21 Закона Республики Коми от 25 января 1995 г. № 5-РЗ "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми" в части, устанавливающей право Государственного Совета Республики Коми по осуществлению контроля за исполнением бюджетов и обязанности субъектов бюджетных отношений представлять сведения об исполнении бюджетов в финансовый орган и Государственный комитет по статистике Республики Коми. Приведенные нормы в указанной части не противоречат Бюджетному кодексу РФ и согласуются с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 25.09.97 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающего право органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. Муниципальные образования должны представлять в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет Российской Федерации по статистике (п. 6 ст. 11).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Коми

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично, признав противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу преамбулу, абзацы 4, 8, 19 ст. 1, ч. 1 ст. 2, абзац 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, п.п. 2 п. 2 и п. 3 ст. 18, п.п. 1 и 3 ст. 20, п. 1, п.п. 3 п. 3, п. 5 ст. 21, пункты 5 и 7 ст. 22, п. 1, п.п. 1 п. 2 и п. 6 ст. 24, п. 2 ст. 28 в части, определяющей понятия "бюджетный процесс", "дотация", "субвенция" и устанавливающей права и обязанности районов, городов республиканского подчинения, районов в городах в лице их представительных и исполнительных органов власти, административно - территориальных образований, глав администраций и Советов районов, городов республиканского подчинения, районов в городах, местных представительных органов власти, глав местных администраций, а также ч. 2 ст. 17, п. 4 ст. 22 Закона Республики Коми от 25 января 1995 г. № 5-РЗ "О бюджетных правах и правах по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов власти Республики Коми".
Решение по делу или сообщение в нем должно быть опубликовано в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором Республики Коми требований отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено в совещательной комнате 7 сентября 2001 г.

Председательствующий
А.В.САЖИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru