Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Г.Бронникова, "Все для Вас", № 25, 2001 г.)]
"ОБЗОР НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ СОВЕРШЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 27.06.2001, № 25






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОБЗОР НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ СОВЕРШЕНИИ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Налоговыми органами Республики Коми проводится работа по контролю за соблюдением налогового законодательства организациями, осуществляющими операции с ценными бумагами, в том числе с государственными ценными бумагами.
Вопрос соблюдения налогового законодательства при проведении сделок с ценными бумагами (в том числе с государственными ценными бумагами) и отражения их в бухгалтерском учете рассматривается в ходе выездных налоговых проверок (повторных проверок), а также при камеральной проверке расчетов, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
Согласно имеющихся сведений, деятельность на рынке ценных бумаг на территории Республики Коми осуществляют как профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление указанной деятельности, так и иные организации. В ходе выездных налоговых проверок организаций, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в 2000 году выявлено 24 организации, не осуществившие регистрацию выпуска ценных бумаг, то есть нарушивших статью 17 Федерального закона от 22.04.96 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Наиболее существенные, установленные выездными налоговыми проверками, примеры нарушений налогового законодательства организациями, не являющимися профессиональными участниками ценных бумаг при осуществлении операций с ценными бумагами, следующие.
Имеет место не включения предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в сумму совокупного дохода для исчисления единого налога, сумм, полученных от реализации векселей. Так, при проверке одной из организаций г. Печоры установлено, что организацией в совокупный доход не был включен доход от реализации векселя в сумме 250 тыс. руб.
В ходе проведенной Инспекцией МНС России по Эжвинскому р-ну г. Сыктывкара совместно с органами налоговой полиции проверки одного из муниципальных унитарных предприятий установлено, что организацией в нарушение п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль" (с учетом изменений и дополнений) не была увеличена налогооблагаемая прибыль на сумму безвозмездно полученного от организации простого векселя Минфина РФ номинальной стоимостью 450 тыс. руб. В результате этого размер дополнительно исчисленного по результатам проверки налога на прибыль составил 134 тыс. руб.
Инспекцией МНС России по г. Сосногорску в ходе выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту такие организации будут поименованы ООО) установлено, что организация в счет будущих поставок продукции получила в качестве авансового платежа вексель, который был погашен в банке до отгрузки продукции. Организацией сумма поступившего аванса не была включена в облагаемый НДС оборот; доначислено по указанной причине 34,2 тыс. руб.
В ходе проверки ООО установлено, что предприятие в оплату за реализованную продукцию получало векселя, которые в дальнейшем передавало за приобретаемые товарно - материальные ценности своим поставщикам. По результатам проверки не принят к зачету из бюджета НДС по ТМЦ, оплаченным данными векселями. По указанному нарушению доначислено 527,6 тыс. руб.
Также в результате выездных налоговых проверок устанавливается, что не всегда предприятия при вторичной эмиссии ценных бумаг исчисляют налог на операции с ценными бумагами, и, соответственно, не предоставляют расчетов.
В ходе выездных налоговых проверок некоторых организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг установлено отсутствие предусмотренной приказом Минфина РФ от 15.01.97 г. № 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" Книги учета ценных бумаг.
Все указанные выше нарушения были установлены в ходе проведения выездных налоговых проверок инспекциями, где состоят на учете проверяемые предприятия.
В целях контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса РФ вышестоящим налоговым органом проводятся повторные выездные налоговые проверки. Ввиду того, что повторные проверки проводятся, как правило, по более узкому спектру вопросов, результативность таких проверок является более высокой.
При проведении повторных выездных налоговых проверок сотрудниками отдела контрольно - методической работы по налогообложению кредитно - финансовых учреждений и операций с ценными бумагами Управления МНС России по Республике Коми установлен ряд нарушений налогового законодательства при осуществлении организациями операций с ценными бумагами.
Так, при повторной проверке одного из предприятий установлено, что организацией в нарушение п. 2.4 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 г. № 37 "О порядке исчисления налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция № 37) в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль путем отнесения в Дебет счета 80 "Прибыли и убытки", относились суммы комиссий дилеру и бирже, уплачиваемых при реализации государственных ценных бумаг. Прибыль же от реализации ценных бумаг должна определяться как разница между продажной ценой и их первоначальной стоимостью, которая представляет собой финансовые вложения в ценные бумаги в сумме фактических затрат для инвестора. Кроме того, комиссия дилеру и бирже, уплачиваемая при приобретении ценных бумаг, относилась на финансовые результаты в момент предъявления, тогда как в соответствии с приказом МФ РФ от 15.01.97 г. № 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами" эти расходы должны были увеличивать стоимость принимаемых на учет ценных бумаг и участвовать при определении прибыли (убытка), при их реализации.
Также при проверке установлено, что предприятие в нарушение п. 2.4 Инструкции № 37 относило на финансовые результаты убыток от реализации ОГСЗ РФ (Облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации) при отсутствии дохода по данной категории ценных бумаг.
Указанные выше нарушения налогового законодательства предприятиями допускались при определении финансового результата деятельности предприятия, то есть прибыли, но также нарушения были установлены и при исчислении налога с дохода в виде процентов по государственным ценным бумагам.
Так, в частности, предприятие в 1997 году необоснованно уменьшает налогооблагаемую базу на сумму убытков от реализации ГКО (государственных краткосрочных бескупонных облигаций) и, напротив, не увеличивает ее на сумму положительной переоценки, являющейся доходом, предусмотренным эмитентом.
В нарушение подпункта "а" пункта 1 статьи 9 Закона от 27.12.91 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон № 2116-01) предприятие уменьшало сумму дохода, подлежащего обложению налогом с доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам на сумму комиссии дилеру и бирже, на выплаченные суммы вознаграждений по агентским договорам и сумму оказанных услуг депозитария.
Кроме того, имеет место неверное определение результата от реализации ГКО, полученных при новации, так как предприятие определило этот результат как разницу между ценой реализации и стоимостью нового портфеля в части этих ГКО.
Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 2116-1 при реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией, а также дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) исключаются часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), приходящиеся на одну ценную бумагу, полученную в результате реструктуризации (новации). В результате этого произошло занижение налоговой базы по налогу на доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам.
Представленную в статье информацию организациям, осуществляющим деятельность на рынке ценных бумаг, следует учесть в дальнейшей работе.

Зам. начальника
отдела
контрольно - методической
работы
по налогообложению
кредитно - финансовых
учреждений и операций
с ценными бумагами
Г.В.БРОННИКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru