Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Отдел КМР по налогообложению физических лиц, "Все для Вас", № 23, 2001 г.)]
<ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ>

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 13.06.2001, № 23






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Вопрос: Слышала, что предприниматели могут получить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость. Каким образом можно получить такое освобождение?
Ответ: Да, статьей 145 части второй Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее по тексту - налогоплательщика).
Такое освобождение предоставляется в том случае, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности один миллион рублей.
Данное положение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, а также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Для того, чтобы получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика необходимо не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет получить такое освобождение, представить в налоговую инспекцию по месту учета письменное заявление и документы, подтверждающие право на освобождение.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении указанного срока налогоплательщик должен представить в налоговый орган письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.
Если в течение периода, в котором организация или предприниматель были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысила ограничения, то начиная с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение, и до окончания периода освобождения данный предприниматель утрачивает право на освобождение и уплачивает налог на добавленную стоимость на общих основаниях.
В случае непредставления документов, подтверждающих, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей (либо предоставления документов, содержащих недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика сумм налоговых санкций и пени.

Вопрос: Являются ли предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога на добавленную стоимость и единого социального налога?
Ответ: Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
В соответствии со статьями 143 и 235 части второй Налогового кодекса индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и единого социального налога (взноса).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 № 118-ФЗ вторая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 2001 года.
Таким образом, применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не освобождает их от уплаты с 1 января 2001 года налога на добавленную стоимость и единого социального налога.

Вопрос: Какой порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями?
Ответ: Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость определен статьей 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок представления налоговой декларации также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговый период в соответствии со статьей 163 Налогового кодекса установлен как календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период установлен как квартал.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, вправе уплачивать налог и представлять налоговую декларацию за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Вопрос: Являясь индивидуальным предпринимателем, я осуществляю розничную торговлю через магазин, плачу единый налог на вмененный доход. В чем состоит отличие розничной торговли от оптовой?
Ответ: Согласно пункту 6 статьи 3 Закона Республики Коми от 30.09.98 № 34-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", с учетом внесенных изменений и дополнений, под оптовой торговлей понимается торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, единственным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является цель дальнейшего использования приобретенного покупателем товара, которая не зависит от того, через расчетный счет производится оплата товара или нет.
Вместе с тем следует учитывать, что ряд товаров, реализуемых через розничную торговую сеть, из числа выставленных на обозрение и классифицированных в подразделение 52 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности предназначается не только для личного потребления или домашнего использования населением, но и для хозяйственных нужд субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения их функционирования (канцелярские, хозяйственные товары и т.п.).
Следовательно, к розничной торговле могут быть отнесены работы и услуги по продаже юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям товаров, предназначенных для целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а к оптовой торговле - работы и услуги по продаже товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с последующей их перепродажей и профессионального использования, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и извлечением прибыли.

Вопрос: Являются ли плательщиками единого налога на вмененный доход предприниматели, сдающие товар на реализацию?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Коми от 30.09.98 № 34-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с учетом изменений и дополнений) плательщиками единого налога на вмененный доход являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность на территории Республики Коми в определенных данной статьей сферах, в том числе и в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Как видно из упомянутой выше нормы, законодатель связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате единого налога не только с видом осуществляемой деятельности, но и с некоторыми другими условиями, указанными в данной статье закона. В частности, в сфере розничной торговли таким условием является осуществление деятельности в торговых структурах, указанных в вышеназванной статье закона.
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации Р51303-99 "Торговля. Термины и определения" к стационарной торговой сети относится торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и сооружениях. К нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли, в том числе палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.
Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов от сдачи товара на реализацию, не подпадает под действие республиканского закона о едином налоге на вмененный доход. Доходы, извлекаемые предпринимателем от осуществления данного вида деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Вопрос: Осуществляю предпринимательскую деятельность в области общественного питания. Кроме того, в кафе производится розничная торговля табачными изделиями, напитками (в том числе спиртными), кондитерскими изделиями и т.п. Являюсь ли я плательщиком единого налога на вмененный доход? Как определить сумму единого налога на вмененный доход?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Коми от 30.09.98 № 34-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с учетом изменений и дополнений) предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, являются плательщиками единого налога на вмененный доход. По доходам, полученным предпринимателями в сфере общественного питания, уплата единого налога на вмененный доход им не предусмотрена.
Пунктом 4 статьи 4 вышеназванного закона предусмотрено ведение раздельного бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, если налогоплательщик осуществляет наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход иную предпринимательскую деятельность.

Начальник
отдела
контрольно - методической
работы по налогообложению
физических лиц
М.В.КОСТИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru