Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Т.Казанцева, "Все для Вас", № 22, 2001 г.)]
"ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ ПО ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 06.06.2001, № 22






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ ПО ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ

Вопрос: Какие ставки земельного налога применяются в 2001 году?
Ответ: В соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются для всех категорий земель. Таким образом, повышающий коэффициент на текущий год не установлен.

Вопрос: Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Какие документы относятся к правоустанавливающим и каков порядок взимания земельного налога по предприятиям, не имеющим таких документов?
Ответ: В соответствии со статьей 15 Закона РФ "О плате за землю" основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Пунктом 11 Инструкции № 56 от 21 февраля 2000 года установлено, что до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
Налоговые органы в ходе выездных налоговых проверок правильности и своевременности исчисления земельного налога выявляют многочисленные факты использования земельных участков юридическими лицами без документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования на эти участки.
В таких случаях налоговые органы вправе произвести начисление и взыскание сумм земельного налога с юридических лиц - плательщиков земельного налога за земельные участки исходя из фактического их использования (по согласованию с райгоркомземами городов и районов), руководствуясь имеющимися документами на земельные участки - ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельные участки, решения соответствующих органов о предоставлении земель, материалы по обмеру земельных участков, градостроительная документация, планово - картографические материалы и другие материалы, имеющиеся в органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, бюро технической информации, архивах, комитетах по земельным ресурсам и землеустройству.
Учет налогоплательщиков и начисление платы за землю осуществляются на основании правоустанавливающих документов, к которым относятся:
- государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
- свидетельство о праве собственности на землю;
- договор аренды земельных участков;
- договор временного пользования землей.

Вопрос: Имеют ли право органы местного самоуправления устанавливать льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков?
Ответ: Статьей 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") установлено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Согласно пункту 5 статьи 1 НК РФ нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые льготы определенной категории налогоплательщиков, а не отдельным землепользователям.

Вопрос: Вправе ли арендодатели государственных и муниципальных земель в лице администрации города (района) устанавливать нулевую ставку арендной платы за землю?
Ответ: В соответствии со ст. 21 Закона РФ "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
В связи с этим администрация города имеет право устанавливать льготную ставку арендной платы (вплоть до нулевой). Данное положение должно быть отражено в постановлении администрации муниципального образования по установлению базовых (минимальных) размеров арендной платы за землю на подведомственной территории.

Вопрос: За какой период уплачивается земельный налог плательщиками, своевременно не привлеченными к уплате земельного налога?
Ответ: Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года № 1738-1, с изменениями и дополнениями).

Вопрос: Должна ли уплачивать земельный налог организация, освобожденная от уплаты земельного налога, в случае сдачи в аренду другому лицу зданий, строений и помещений?
Ответ: В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.
Данный порядок распространяется и при передаче другому лицу расположенных на этих земельных участках зданий, строений и сооружений.
Земельный налог уплачивается организацией, освобожденной от уплаты земельного налога, в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, с последующим возмещением налога с арендатора земельного участка или здания, строения, помещения.

Вопрос: Что является основанием для применения повышающего коэффициента при налогообложении земель, используемых не по целевому назначению или вообще не используемых землепользователями?
Ответ: Федеральным законом от 29.12.98 г. № 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" введена в действующий Закон Российской Федерации "О плате за землю" № 1738-1 норма о применении повышающего коэффициента к ставкам земельного налога на земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению.
Основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города.
Решения органов местного самоуправления должны направляться в налоговые органы в целях применения при налогообложении повышающего коэффициента 2 к земельным участкам, не используемым по назначению.
При этом основными признаками отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей могут быть осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных документами, удостоверяющими право собственности, владения и пользования на землю, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, деятельностью; неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель; неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства, в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством.

Вопрос: Должны ли уплачивать земельный налог организации, освобожденные от уплаты этого налога в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", за земельные участки, занятые общежитиями?
Ответ: В соответствии с Жилищным кодексом и Законом Российской Федерации от 24.12.1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" общежития относятся к жилищному фонду. Таким образом, организации, перечисленные в статье 12 Закона РФ "О плате за землю" и имеющие на своем балансе общежития, являются плательщиками земельного налога в порядке, установленном статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" № 1738-1 от 11 октября 1991 года.

Вопрос: В договоре аренды земли предусмотрено представление окончательного расчета арендной платы за отчетный год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. В установленный срок расчет не представлен. Какие меры ответственности применяются в данном случае к арендатору?
Ответ: Меры ответственности за непредставление и несвоевременное представление расчета арендной платы должны быть оговорены в договоре аренды земли.

Вопрос: Обязаны ли представлять налоговые декларации по земельному налогу организации, полностью освобожденные от его уплаты в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю"?
Ответ: При составлении налоговой декларации по земельному налогу по форме, установленной в Инструкции МНС России от 21 февраля 2000 года № 56, предусмотрено, что часть земельных участков или в целом весь земельный участок может подлежать льготному налогообложению. В этом случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган по месту землепользования документ, подтверждающий право на льготу. В расчете необходимо указать, на каком основании эти земли подлежат льготному налогообложению, перечислить льготируемые объекты, их местонахождение, площади, ставки и сумму налога по каждому льготируемому объекту.
Кроме того, напоминаем, что в соответствии со статьей 21 части первой Налогового кодекса РФ использование налоговых льгот при наличии оснований является не обязанностью налогоплательщика, а их правом. Таким образом, землепользователь обязан заявить право на льготу.

Вопрос: По каким нормативам распределяются суммы земельного налога и арендной платы за землю по уровням бюджетов в 2001 году?
Ответ: Статьей 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" № 150-ФЗ от 27.12.2000 года, статьей 3 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2001 год" от 29.12.2000 года № 81-РЗ установлено, что суммы земельного налога и арендной платы за землю распределяются в текущем году по следующим нормативам:
- за земли сельскохозяйственного назначения - 10% в республиканский бюджет, 90% - в местный бюджет;
- за земли несельскохозяйственного назначения, расположенные вне населенных пунктов, кроме земель лесного фонда - 50% в республиканский бюджет, 50% - в местный бюджет;
- за земли городов и поселков - 20% в республиканский бюджет, 50% - в местный бюджет; 30% - федеральный бюджет;
- за земли лесного фонда - 100% в местный бюджет.

Главный
госналогинспектор
отдела
контрольно - методической
работы по платежам
за природные ресурсы
Управления
МНС России
по Республике Коми -
советник
налоговой службы
3 ранга
Т.А.КАЗАНЦЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru