Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 15.05.2001 № 3-30-2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, НЕ ПОРОЖДАЮЩИМ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ С МОМЕНТА ИЗДАНИЯ АБЗАЦА 3 ПУНКТА 3 УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 13 ИЮЛЯ 1998 ГОДА № 252>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 10.01.2002, № 4






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2001 г. № 3-30-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Ватамановой Л.А.,
с участием прокурора Негуляй А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 мая 2001 года дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не подлежащим применению с момента издания абзаца 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года № 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не подлежащим применению с момента издания абзаца 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года № 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья. В обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства оспариваемый пункт Указа Главы Республики Коми не предусматривает выплату дотаций из местного бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда кондоминиумов и тем самым ставит в неравное положение граждан - членов товариществ собственников жилья с гражданами, проживающими в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Главы Республики Коми Логинова М.А., Новоселова Т.П. и Логвинова О.И. считали, что заявление прокурора не основано на законе и подлежит отклонению. Полагали, что правовое регулирование вопросов выплаты дотаций из местных бюджетов на капитальный ремонт жилищного фонда кондоминиумов в силу финансовой самостоятельности местного самоуправления может осуществляться только путем принятия нормативных правовых актов муниципальными образованиями Республики Коми.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 1, 2, 3, 7, 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации жилищное и бюджетное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ оспариваемого абзаца 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года № 252 применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что эта норма в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья, не соответствует действующему жилищному и бюджетному федеральному законодательству.
В частности, согласно положениям ст. ст. 15, 19 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года № 152-ФЗ, ст. 15 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" в редакции от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ в их совокупности с Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" в редакции от 27 мая 1997 года № 528, Концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 2 августа 1999 года № 887 объем и характер социальных гарантий и льгот, предоставляемых в период реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, в том числе и в виде государственных и муниципальных целевых бюджетных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты жилищного фонда, одинаков как для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищных фондах, так и для граждан - членов товариществ собственников жилья.
Применительно к настоящему делу это означает, что граждане - члены товариществ собственников жилья вправе претендовать на получение установленных дотаций из муниципальных (местных) бюджетов, включая дотации на финансирование капитального ремонта жилищного фонда кондоминиумов, и это право при условии осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в указанной области должно быть закреплено в принятых (изданных) ими нормативных правовых актах.
Сама же правовая природа таких дотаций основана не только на приведенных выше актах федерального жилищного законодательства, но и на нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 2, 8, 29, 84, 85, 86, 87), устанавливающих верховенство настоящего Кодекса по отношению к иным нормативным правовым актам, затрагивающим вопросы бюджета, компетенцию субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений, принцип единства бюджетной системы, а также характер взаимоотношений бюджетов разных уровней и порядок финансирования расходов, в том числе и расходов на целевое дотирование населения из местных (муниципальных) бюджетов.
Таким образом, предоставление целевых жилищных дотаций из местных (муниципальных) бюджетов для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищных фондах, а равно и для граждан - членов товариществ собственников жилья на финансирование капитального ремонта жилищного фонда прямо предусмотрено федеральным жилищным и бюджетным законодательством и не противоречит действующим нормативным правовым актам, регулирующим финансовые основы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах абзац 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года № 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья, не может считаться соответствующим основанному на положениях Конституции Российской Федерации и прописанному в федеральном законодательстве принципу равенства прав граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищных фондах, и граждан - членов товариществ собственников жилья в области предоставления им установленных социальных гарантий и льгот в период проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации и поэтому подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и по мотивам его неотносимости к Закону Республики Коми недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания приведенной части абзаца 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 13 июля 1998 года № 252 подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания абзац 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О создании товариществ собственников жилья" от 13 июля 1998 года № 252 в части выплаты дотаций из местного бюджета только на содержание и текущий ремонт жилищного фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья.
Решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания приведенной части абзаца 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 13 июля 1998 года № 252 подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru