Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 29.03.2001 № 141
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ, БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2001-2005 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 05.06.2001, № 102






ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 29 марта 2001 г. № 141

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ,
БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 2001-2005 ГОДЫ

В целях определения основных направлений развития торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов в Республике Коми постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов в Республике Коми на 2001-2005 годы (далее именуется - Концепция) согласно приложению.
2. Поручить министру торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми Колесникову Б.А. в течение 2001 года разработать и представить на рассмотрение Главе Республики Коми предложения по реализации Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ





Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 29 марта 2001 г. № 141
(приложение)

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ, БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ,
ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОМЫСЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2001-2005 ГОДЫ

I. Состояние, основные проблемы развития
торговли, бытового обслуживания населения,
легкой промышленности и народных художественных
промыслов в Республике Коми

1. Торговля и общественное питание

Переход от централизованной планово - экономической системы, формирование рыночного хозяйства, проведение экономических реформ привели к существенным преобразованиям в отрасли торговли и общественного питания, коренным образом изменившим ее инфраструктуру, формы управления и товарную насыщенность.
До 1992 года население Республики Коми обеспечивалось потребительскими товарами через сеть крупных государственных торгующих систем и предприятий системы потребкооперации, функционировали крупные республиканские оптовые торговые предприятия.
Общественное питание в Республике Коми было представлено широкой сетью предприятий, особенно широкое развитие получили ведомственные предприятия общественного питания, почти каждое промышленное предприятие имело столовую, кулинарный магазин или отдел.
В каждом городе функционировали базовые школьные столовые или специализированные комбинаты питания, внедрялись индустриальные методы приготовления пищи. Доля общественного питания в общем товарообороте до 1992 года составляла около 11 процентов.
Переход экономики на рыночные отношения, развитие высокими темпами негосударственных форм собственности в торговле, увеличение объемов неорганизованного завоза и продажи потребительских товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, а также рост цен на товары и услуги и снижение покупательной способности значительной части населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота.
Сегодня торговля, являясь одним из крупнейших источников поступления денежных средств в местные бюджеты и республиканский бюджет Республики Коми, выполняя социальные задачи, формирует основы стабильности экономики Республики Коми. Это также важная сфера занятости населения в условиях рынка.
В настоящее время в Республике Коми сформировалось два основных канала реализации потребительских товаров - это предприятия розничной торговли и общественного питания, а также рынки (вещевые, продовольственные и смешанные).
По состоянию на 1 октября 2000 г. в Республике Коми насчитывалось 4690 предприятий торговли и общественного питания (24,7 процента от общего числа предприятий), 1740 субъектов малого предпринимательства, 85 рынков (включая мини - рынки). Доля государственных и муниципальных предприятий торговли и общественного питания в объеме розничного товарооборота значительно сократилась, что связано с их приватизацией, и по итогам 9 месяцев 2000 года составляет 23,1 процента.
Заметно снижается активность стихийных форм торговли. С одной стороны, это связано с падением покупательной способности населения, а с другой, - происходит рост организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрупнения предприятий.
Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью. Товарного дефицита фактически нет, на 1 октября 2000 г. товарные запасы в розничной торговле составили 538,2 млн. рублей, что обеспечивает оборот розничной торговли в течение 58 дней.
Наряду с изменениями в распределении товарооборота по предприятиям различных организационно - правовых форм под влиянием различных социально - экономических условий, в том числе падения реальной покупательной способности населения, меняется и макроструктура розничного товарооборота. Из-за роста потребительских цен население большую часть денежных доходов направляет на покупку продуктов питания, что приводит к значительному увеличению доли продовольственных товаров в общем объеме товарооборота. По итогам 9 месяцев 2000 года доля продовольственных товаров в розничном товарообороте составила 54,4 процента (в январе - сентябре 1999 г. - 62,0 процента). В целом оборот розничной торговли составил 11,8 млрд. рублей, что на 3,8 процента больше (в товарной массе), чем за аналогичный период 1999 года, оборот общественного питания за тот же период составил 340,3 млн. рублей.
Развитие деятельности предприятий розничной торговли и общественного питания сдерживается действием следующих неблагоприятных факторов: недостаток собственных оборотных средств, высокий уровень налогов, невысокая платежеспособность населения, недоступность кредитных ресурсов, высокая арендная плата, недостаточный ассортимент отечественных товаров и высокие закупочные цены. Все это сказывается на понижении эффективности финансово - хозяйственной деятельности торговых предприятий. В отрасли более 52 процентов предприятий убыточны. Низкой остается платежеспособность предприятий.
Время выработки новой государственной политики по отношению к отрасли выбрано не случайно. Недостаточное внимание уделялось в последние годы решению проблем развития потребительского рынка, прежде всего, формированию его инфраструктуры. Отсутствие четкой государственной политики и оперативного информационного обеспечения сдерживает развитие конкуренции, необходимой для установления реальных и обоснованных цен на товары и услуги. Произошел разрыв хозяйственных связей, изменились пропорции между оптовой и розничной торговлей. В существующей системе торговли ослаблена роль оптового звена, нарушены технологические связи товароснабжения, ликвидированы столовые в сельских районах и леспромхозах, базовые школьные столовые, недооцениваются государственные методы регулирования торговой деятельности, возникло большое количество посредников, что приводит к повышению цен из-за многократных надбавок, замедлению товародвижения в результате отсутствия прямых связей розничной торговли с предприятиями - производителями. В розничной торговле значительное место занимают неорганизованные формы торговли, свыше 40 процентов товарооборота занимает "теневой" сектор экономики, не отработана система торгового обслуживания социально не защищенных слоев населения.
На потребительском рынке сложилась в целом достаточно сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров и услуг, которая даже при росте ее активности не способствует, тем не менее, коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых на рынке товаров.
Значительно отстает от современных требований постановка в Республике Коми информационно - консультативного обслуживания, отсутствует целостная система изучения и прогнозирования конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка республики. Не используются механизмы финансовой поддержки продвижения товаров местных товаропроизводителей на внешние рынки.

2. Бытовое обслуживание

В период перехода к рыночным отношениям отрасль бытового обслуживания населения одна из первых подверглась реформированию. Эта сфера традиционно несет большую социальную нагрузку и непосредственно зависит от уровня доходов населения. Объективно сложившийся в начале экономических реформ низкий спрос, прекращение государственных дотаций привели к невостребованности многих видов бытовых услуг, что вызвало резкое сокращение объемов оказываемых бытовых услуг. В результате значительно сократилась загруженность предприятий отрасли, резко снизилась экономическая эффективность их работы, что, в свою очередь, привело к перепрофилированию и закрытию ряда предприятий. В ходе реформ была разрушена система взаимосвязи городских специализированных предприятий бытового обслуживания и сельской службы быта. За период реформирования объем бытовых услуг сократился более чем в 3 раза.
Таким образом, прошедший период явился для отрасли периодом поиска оптимальных путей деятельности предприятий бытового обслуживания населения в изменившихся экономических условиях. После снижения объемов всех видов оказываемых бытовых услуг и сокращения сети предприятий отрасли в республике началось постепенное возрождение рынка бытовых услуг. За 1999 год оказано бытовых услуг на сумму 347,6 млн. рублей. В I полугодии 2000 г. наблюдался определенный рост объемов предоставляемых бытовых услуг населению (103,7 процента к соответствующему периоду прошлого года).
Все более значительной на рынке услуг становится роль негосударственного сектора - 80,6 процента в 1 полугодии 2000 г. (в 1999 году - 77,2 процента). Более 50 процентов общего объема бытовых услуг приходится на долю индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем, формирование рыночных отношений привело к тому, что на потребительском рынке бытовых услуг появилось большое количество работников предприятий бытового обслуживания и индивидуальных предпринимателей, не имеющих профессиональной подготовки, сертификатов, что влияет на качество обслуживания потребителей, ведет к нарушению их законных прав и интересов.
Наибольшую озабоченность вызывает состояние бытового обслуживания населения в сельской местности. Из-за низкой платежеспособности населения предприятия сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечет за собой убытки. Государственная поддержка в виде предоставления льгот по налогу на имущество позволяет поддерживать предприятия бытового обслуживания населения в сельской местности, однако является недостаточной. Поддержку предприятий бытового обслуживания населения сельских районов следует оказывать с учетом их специфики, ассортимента оказываемых услуг, местных особенностей.
Бытовое обслуживание на селе все в большей степени приобретает социальную направленность, так как основные виды бытовых услуг становятся недоступны сельским жителям.
Бытовое обслуживание населения не стало в республике приоритетной отраслью и, вследствие этого, привлекательной для предпринимательства. Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить необходимое развитие всех видов бытовых услуг.
Существенной проблемой для действующих предприятий является морально и физически устаревшее оборудование, отсутствие средств на его замену и модернизацию. Сегодня назрела необходимость в создании государственной программы поддержки и оздоровления отрасли. Средства на финансирование программы должны быть предусмотрены Республиканской программой развития и поддержки малого предпринимательства.
Положение в сфере бытовых услуг усугубляется недобросовестной конкуренцией между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, незаконно осуществляющими предпринимательскую деятельность. Проблема, в частности, состоит в легализации их деятельности. Задача Министерства торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми и органов местного самоуправления состоит в совместной работе по реформированию предприятий бытового обслуживания населения, переводу части работников этих предприятий в сферу частного предпринимательства.
Значительным тормозом в развитии бытового обслуживания населения является отсутствие развитой инфраструктуры: оптовых предприятий по обеспечению сырьем, материалами; системы сбора и доставки заказов на городские специализированные предприятия; механизма предоставления оборудования по лизинговой схеме.
Наиболее дорогим видом услуг является крупный ремонт телерадиоаппаратуры и сложной бытовой техники. Населению с низким уровнем доходов (ветеранам, инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным гражданам), особенно в сельской местности, недоступен такой вид услуг. Данную проблему возможно решить путем государственной поддержки за счет выделения дополнительных целевых финансовых средств через социальную программу "Забота" на компенсацию населению с низким уровнем дохода стоимости дорогостоящих запасных частей для осуществления крупного ремонта телерадиоаппаратуры и сложной бытовой техники.
Развитие бытового обслуживания населения в немалой степени зависит от наличия компетентных руководителей, умеющих управлять в условиях рыночной экономики. В настоящее время целесообразно переходить к единой системе подготовки и переподготовки управленческого и инженерно - технического персонала предприятий с учетом потребности в кадрах различных сфер бытового обслуживания. Органам государственного управления Республики Коми необходимо совместно с органами местного самоуправления решить вопрос о подготовке профессиональных кадров для муниципальных предприятий с целью формирования государственного заказа Республики Коми.

3. Легкая промышленность

Предприятия легкой промышленности Республики Коми создавались для обеспечения занятости женского населения и увеличения производства товаров народного потребления повседневного спроса.
В условиях кризисного развития экономики легкая промышленность Республики Коми, как и в целом по России, оказалась в тяжелом положении. Объемы продукции легкой промышленности в республике уменьшились за период экономических реформ в 6 раз. Доля продукции легкой промышленности в общем объеме промышленного производства Республики Коми снизилась к 1999 году до 1,5 процента.
Инфляция, отсутствие оборотных средств, повышение налоговых платежей, недостаточная поддержка со стороны государства привели к тому, что предприятия легкой промышленности стремились получить крупные заказы от министерств, ведомств и предприятий угольной, нефтяной и газовой промышленности. Позиция местных товаропроизводителей на потребительском рынке Республики Коми ослаблялась также завозом аналогичных импортных товаров. В Республике Коми перестала выпускаться кожаная и текстильная обувь, в 15 раз упало производство швейных изделий. В 1999 году в розничную торговую сеть поставлено менее 7 процентов продукции, произведенной предприятиями легкой промышленности Республики Коми, остальная продукция поставлялась другим предприятиям согласно заключенным договорам (в том числе и по госзаказу). Решающими факторами, повлиявшими на производство потребительских товаров предприятиями легкой промышленности, оказались также низкий покупательский спрос населения, низкая конкурентоспособность товаров, выпускаемых местными товаропроизводителями. Практически все предприятия легкой промышленности (кроме МУП "Усть - Цилемский кожевенный завод") работают на привозном сырье, в себестоимости изделий значительную долю занимают районные коэффициенты и северные надбавки к заработной плате, цены на потребляемые в производстве тепло-, электроэнергию и коммунальные услуги выше среднероссийских, товарообменные и взаимозачетные схемы расчетов между производителями и покупателями также дают удорожание готовой продукции. Вследствие этого цены на продукцию местных товаропроизводителей оказываются выше стоимости товаров, произведенных в других регионах. Загрузить производственные мощности предприятий республиканским государственным заказом на продукцию легкой промышленности не удалось из-за малых объемов востребованной продукции и неудовлетворительного финансирования.
Численность промышленно - производственного персонала сократилась с 1991 года почти в 3 раза, а по предприятиям швейной и кожевенно - обувной отраслей - более чем в 5 раз. В результате проведенной приватизации почти все предприятия легкой промышленности республики имеют негосударственную форму собственности.
В течение 1991-2000 годов не была проведена структурная перестройка легкой промышленности. Внешние инвестиции привлечь не удается из-за малой привлекательности отрасли по сравнению с предприятиями других сфер деятельности. Собственники предприятий заняли выжидательную позицию и не вкладывают достаточных средств в переоснащение производства. Новых предприятий легкой промышленности, способных заменить существующие производства, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями не образовано.
Начиная с 1999 года, производство продукции легкой промышленности стабилизируется, рост объема производства за 9 месяцев 2000 года в швейной промышленности составил 19 процентов, в кожевенно - обувной увеличился в 3 раза. В этот же период выпущено продукции на 72,3 млн. рублей.
В чрезвычайно тяжелом положении оказались предприятия народных художественных промыслов. С 1991 года численность работающих сократилась с 320 до 50 человек, то есть более чем в 6 раз. Промышленное производство изделий народных художественных промыслов в Республике Коми представлено двумя специализированными предприятиями в городах Инте и Сыктывкаре. Выпускаются изделия из сырья, имеющегося на территории Республики Коми: оленьего меха, камуса, кожи и замши, вырабатываемых из оленьих шкур, бересты, дерева, капа, лозы, отходов мехового производства (меха песца, лисы), шерстяной пряжи. Одним из поставщиков сырья является МУП "Усть - Цилемский кожевенный завод".
Объем производства изделий художественных промыслов по промышленным предприятиям составил в 2000 году 836 млн. рублей. Рост объемов производства сдерживается низким покупательским спросом на продукцию народных художественных промыслов, сбыт которой осуществляется преимущественно на территории Республики Коми.
Для сохранения народных художественных промыслов, стабилизации объемов производства оказывается государственная поддержка в виде налоговых льгот, частичной компенсации энергетических и транспортных расходов. Однако народные художественные промыслы остаются малорентабельными и убыточными, их упадок наносит ущерб национальной культуре, может привести к утрате народных национальных традиций.
Основными проблемами развития предприятий легкой промышленности и народных художественных промыслов являются: опережающий рост цен и тарифов на топливно - энергетические ресурсы, транспортные услуги и сырье, сокращение оборотных средств, вызванное инфляционными процессами, и невозможность увеличения их в связи с высокими процентными ставками банковских кредитов; несоответствие производственных мощностей современным требованиям рынка и отсутствие возможности произвести техническое перевооружение производства; высокая налоговая нагрузка; задолженность предприятий в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды; отсутствие спроса на производимую продукцию легкой промышленности и народных художественных промыслов и, как следствие, низкая загрузка производственных мощностей; низкий уровень менеджмента и маркетинга.

II. Основные цели Концепции
и политика в сфере торговли, бытового обслуживания
населения, легкой промышленности и народных
художественных промыслов в Республике Коми

Основной целью Концепции является разработка организационно - правового механизма продвижения товаров и услуг до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие потребительского рынка в целом, стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов в Республике Коми для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения, укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке, государственная поддержка предприятий, оказывающих социально значимые торговые, бытовые услуги и услуги общественного питания, обеспечение защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Для достижения этой цели в Концепции предусматривается решение следующих задач:
создание благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для дальнейшего развития сферы торговли и услуг;
комплексное развитие инфраструктуры потребительского рынка;
восстановление финансового контроля над товарооборотом;
обеспечение прав потребителей на безопасность и качество товаров и услуг;
обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка товаров и услуг в цивилизованных формах его организации;
обеспечение своевременной и в необходимых объемах доставки жизненно важных товаров в районы с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения в период весенне - осеннего бездорожья;
восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;
увеличение объема товаров отечественного производства и обеспечение оптимального соотношения отечественных и импортных товаров;
оказание содействия в развитии новых видов торговли и бытовых услуг населению, услуг системы общественного питания;
поддержка развития общественного питания и бытового обслуживания населения в сельской местности;
поддержка и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке бытовых услуг и услуг общественного питания;
осуществление активного поиска республиканских, российских и зарубежных инвесторов;
стимулирование развития отраслей перерабатывающей промышленности, ликвидация убыточных производств в результате их перепрофилирования и диверсификации;
реконструкция и техническое перевооружение предприятий легкой промышленности для переработки отечественного сырья с высокой эффективностью и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции;
сохранение и развитие уникальных производств народных художественных промыслов.
Стратегия развития отраслей торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов должна быть направлена на устранение неблагоприятных факторов и создание оптимальных условий для их деятельности.
Разработка конкретной структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

1. Торговля и общественное питание

Развитие оптовой сети должно исходить из того, что потребности рынка товаров народного потребления республики будут удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
крупными оптовыми республиканскими предприятиями;
оптовыми муниципальными предприятиями.
Оптовые республиканские предприятия при формировании собственной коммерческой стратегии достаточно точно определяют зону своего влияния на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Данные республиканские предприятия должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.
В рамках этих требований будет развиваться и товарный ассортимент оптовых предприятий, который должен формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для республиканских нужд (госрезерв, снабжение детских, лечебных учреждений, спецконтингента), обеспечения основными продовольственными и непродовольственными товарами населения районов с ограниченными сроками завоза грузов.
Закупая товары непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и за его пределами, они доставляют их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.
Кроме республиканских и муниципальных оптовых предприятий, оптовая сеть республики формируется также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий.
Структура оптовой сети должна развиваться на основе выделения в ее составе:
специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно - сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому предприятию;
посреднических оптовых предприятий, не использующих перехода к ним права собственности на товар (предприятия - брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.д.);
организаторов оптового оборота, оказывающих услуги только по организации оптового оборота товаров (ярмарки, оптовые рынки).
Основным предметом деятельности посреднических оптовых предприятий должно стать информационное обеспечение.
Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, выставки - ярмарки, оптовые продовольственные рынки.
Самостоятельным организационным элементом деятельности, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки. Они должны обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия.
Одним из направлений выставочно - ярмарочной деятельности является создание республиканского постоянно действующего ярмарочно - выставочного центра, при котором целесообразно организовать маркетинговую, информационную базу.
В целях осуществления комплекса мер по обеспечению населения республики качественной алкогольной продукцией и усилению борьбы с ее незаконным оборотом предполагается создание с участием Республики Коми крупной региональной оптовой структуры по торговле алкогольной продукцией с разветвленной сетью по городам и районам республики.
Таким образом, в Республике Коми для стабилизации рынка нужны крупные оптовые предприятия различных организационно - правовых форм.
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Общими принципами развития розничной торговой сети должны стать:
универсализация продовольственной торговли;
формирование крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.
Инфраструктура розничной торговли должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно - функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.
Торговое обслуживание должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено:
магазинами с традиционными формами обслуживания (через прилавок);
магазинами самообслуживания;
магазинами салонной торговли;
магазинами посылочной торговли;
магазинами - складами.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно - функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
негосударственных розничных торговых предприятий;
розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям;
розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям;
муниципальных розничных торговых предприятий.
Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональное расположение магазинов по городам и районам республики, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.
Перспективой развития вещевых рынков должна стать их ориентация на сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла.
Существенное развитие должна получить посылочная торговля. При этом решающим фактором, стимулирующим ее развитие, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.
Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения.
Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно - телекоммуникационных технологий. В России уже сегодня имеются некоторые предпосылки для развития электронной торговли. Основными из них являются прогрессирующее распространение Интернета, а также достаточно высокая подготовленность многих корпоративных пользователей к применению информационно - телекоммуникационных технологий в коммерции.
Преодоление негативных последствий реформирования системы общественного питания возможно на основе выработки четкой региональной политики восстановления многообразия предприятий общественного питания, отвечающего особенностям современного переходного периода и последующей стабилизации рыночных отношений.
Основными направлениями такой политики в масштабах республики должны стать:
приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого быстрого питания, ориентированной на различные группы потребителей;
восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;
стимулирование развития сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис, организацию или учреждение);
развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, аэропортах и вокзалах.
Общедоступная сеть должна быть представлена различными по типу и классу предприятиями (ресторанами, барами, кафе, закусочными, столовыми), отличающимися по комфортности, качеству торгового обслуживания, набору предлагаемых услуг и ассортименту продукции. Большее внимание необходимо уделить открытию специализированных предприятий.
Для развития столовых в общеобразовательных учреждениях в первую очередь требуется обновление материально - технической базы. Организация питания учащихся и воспитанников дошкольных учреждений должна осуществляться путем создания специализированных производственных комплексов школьного и дошкольного питания и на основе внедрения индустриальных методов приготовления пищи.
Развитие объектов питания в учебных заведениях рассматривается только в комплексе с развитием учебного заведения. Все вопросы улучшения питания по месту учебы решаются администрацией учебного заведения.
Развитие столовых на предприятиях и в учреждениях возможно на разных условиях. Организация питания рабочих и служащих по месту их работы может регулироваться соглашениями работодателя, соответствующего профсоюза и администрации муниципального образования. Должны быть приняты решения о предоставлении лечебно - профилактического питания на предприятиях с вредными условиями производства.
Развитие объектов массового питания в различных социальных учреждениях (больницах, домах инвалидов, интернатах и т.п.) рассматривается в совокупности с развитием самого учреждения. При этом, независимо от схемы структурных взаимоотношений с самим учреждением, возможно решение вопроса о поддержке объекта общественного питания органами местного самоуправления.
В настоящее время наметилась тенденция к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.
Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам потребительский спрос, обострение проблемы реализации товаров, многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры товарных рынков.
Интеграционные процессы в торговле будут проходить в форме образования таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово - розничные цепи.
Сущность цепных торговых организаций состоит в том, что крупное торговое предприятие заключает договор с малыми и средними торговыми предприятиями, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия. Данная торговая марка широко известна потребителям, поэтому воспринимается ими как своеобразная гарантия качества.
Сущность кооперативных объединений торговых предприятий состоит в том, что группа малых и средних торговых предприятий будет стремиться обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы, способной к жесткой конкуренции на потребительском рынке.
Добровольные оптово - розничные цепи или объединения контрактного типа будут формироваться как альтернатива усилению позиций цепных торговых структур и объединений ассоциативного типа. Объединения данного вида призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной юридической и финансовой независимости каждого члена объединения. При этом розничные предприятия, входящие в цепь, как правило, должны будут иметь единое фирменное название, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовую политику.
Вместе с тем, рассмотренные варианты интегрирования торговых структур не исчерпывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они лишь несколько смягчают действие таких разрушающих потребительский рынок факторов, как неплатежи и обусловленная этим широко распространенная практика предоплаты за товары, неэффективная система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.
Кардинальное решение проблемы возможно лишь на путях еще более глубокой и широкой интеграции - объединении торговых предприятий с товаропроизводителями и финансовыми организациями.
Создание единых хозяйственных комплексов - торгово - финансово - промышленных групп - является выгодным для всех участников, как для предпринимателей, получающих возможность консолидированной защиты своих прав, так и для государства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и для профсоюзных органов, защищающих интересы наемных работников в торговле, поднимает процесс структурной перестройки торговли на качественно новый уровень.
Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность лишь тогда, когда объединение торговых предприятий на коммерческой основе будет дополняться их объединением в различные формы некоммерческих организаций в соответствии с Законом Российской Федерации "О некоммерческих организациях".
Обеспечение территориальной и ценовой доступности товаров и услуг ориентировано на гармонизацию спроса и предложения на потребительском рынке, исходя из потребностей различных категорий жителей, и предусматривает:
открытие новых предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
создание придорожных сервисных центров;
развитие сети по льготному обслуживанию граждан;
упорядочение и совершенствование мелкорозничной торговли;
организацию выставочно - ярмарочной деятельности;
развитие сети комплексных приемных пунктов;
создание центральной диспетчерской службы;
расширение сети предприятий бытового обслуживания населения в целях развития конкуренции и снижения цен на услуги;
развитие сети социально значимых видов услуг.
Частный сектор внес существенные изменения в отраслевую структуру потребительского рынка и размещение сети предприятий. Возникла достаточно острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. Данные экономического анализа свидетельствуют о наличии в обществе четко идентифицируемых доходных групп, потребительские предпочтения которых, спрос и фактический уровень потребления товаров и услуг имеют качественные различия. В особо сложном положении оказались граждане, относящиеся к малообеспеченным группам населения. Для низко- и среднедоходных групп определяющим фактором поведения на потребительском рынке является цена товара и услуги; для населения, доходы которого находятся ниже величины прожиточного минимума, проблема ценовой доступности не может быть решена без адресной социальной помощи. Обеспечение территориальной и ценовой доступности торговых услуг предполагается решить путем совершенствования размещения, улучшения материально - технической базы и развития видового разнообразия предприятий потребительского рынка в секторах торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Развитие потребительского рынка и его дальнейшее реформирование невозможны без проведения грамотной научно - технической политики, которая предусматривает:
внедрение новых технологий и высокотехнологических предприятий;
создание и постоянное обновление единой базы данных о предприятиях, работающих на потребительском рынке;
решение проблем по производству, сбору, возврату, повторному использованию и утилизации упаковки товаров народного потребления;
внедрение и расширение системы безналичных расчетов;
совершенствование технологий складирования товаров;
обеспечение финансового контроля над розничным товарооборотом;
ежегодное заключение договоров по обеспечению нормативно - технической документацией в сфере бытового обслуживания населения;
совершенствование организации и технологии питания в учебных заведениях.
На потребительском рынке сложилась достаточно сложная, с элементами дублирования, система контроля качества и безопасности товаров, которая не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых на рынке товаров.
Стратегической целью системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции вследствие недостоверности информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушений различных нормативных документов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
сформировать эффективную систему контролирующих органов и обеспечить их четкую координацию;
создать единую информационную систему контролирующих органов;
обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкций за поставку на рынок некачественной продукции;
обеспечить оказание помощи потребителям в оценке сравнительной безопасности реализуемой продукции, проведении ее идентификации и оценке качества;
провести мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов.
В процессе взаимодействия продавца и потребителя в условиях рыночных отношений роль государства должна состоять в обеспечении эффективного контроля за допуском хозяйственных структур к оказанию торговых услуг (услуг реализации). Инструментом решения данной задачи должна стать сертификация системы оказания торговых услуг. Предусматривается поэтапное проведение сертификации услуг розничной торговли с учетом особенностей структуры торговой сети в муниципальных образованиях, сертификации услуг питания в дошкольных, лечебных и оздоровительных учреждениях. Необходимо тесное взаимодействие Министерства торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми с администрациями муниципальных образований, органами государственного контроля и надзора по обеспечению безопасности и качества потребительских товаров и услуг с целью принятия эффективных и экстренных мер в этом направлении.
Предусматривается проведение в городах и районах республики совместно с органами государственного контроля и надзора выездных семинаров с руководителями и специалистами торговых предприятий по ознакомлению с нормативными правовыми актами, регулирующими торговую деятельность, с администрациями муниципальных образований - по обмену опытом в сфере осуществления контроля за качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг.

2. Бытовое обслуживание населения

Приоритетным направлением развития бытового обслуживания населения является доведение бытовых услуг до каждого населенного пункта в сельской местности за счет развития предпринимательства в сфере бытового обслуживания и восстановления кооперированных связей специализированных предприятий бытового обслуживания и сельской службы быта.
Для оказания таких услуг, как ремонт телерадиоаппаратуры и сложной бытовой техники, химчистка, изготовление трикотажных изделий, в сельских районах необходимо определить базовые предприятия бытового обслуживания, которые смогут создать диспетчерские службы по сбору заказов от сельского населения для оказания услуг на городских специализированных предприятиях. В городах Сыктывкаре, Сосногорске, Воркуте, Усинске, Эжвинском районе г. Сыктывкара такими предприятиями могли бы стать муниципальные дома быта.
Организация оптовой сети будет способствовать развитию сферы бытовых услуг, расширению видов оказываемых услуг. Функции мелкого опта могут выполнять предприятия различных организационно - правовых форм.
Привлечение инвестиций в сферу бытовых услуг позволит решить основную задачу - создание современных высококлассных предприятий бытового обслуживания с новейшим оборудованием, в том числе:
салона - парикмахерской "Люкс", обеспечивающей на высоком уровне выполнение всех видов парикмахерских услуг любой сложности в г. Сыктывкаре;
ателье по пошиву и ремонту кожаной и меховой одежды в г. Сыктывкаре;
центра моделирования одежды в г. Сыктывкаре для оказания практической помощи предприятиям швейного производства в целях обеспечения ими выпуска швейных изделий, соответствующих направлениям современной моды.

3. Легкая промышленность
и народные художественные промыслы

В целях решения задачи по созданию высокоэффективных производств, функционирующих в условиях рыночной экономики, необходимо:
техническое перевооружение предприятий легкой промышленности и народных художественных промыслов;
создание конкурентной производственной среды, включая разработку новых видов продукции, внедрение новых технологий, поддержку предприятий малого бизнеса;
более полное использование отечественной сырьевой базы, в том числе имеющегося в республике сырья;
использование преимущественно экологически чистых, энерго - и ресурсосберегающих технологий;
использование средств республиканского бюджета Республики Коми для финансового обеспечения республиканского государственного заказа, ориентированного на местных товаропроизводителей;
создание прогрессивной рыночной инфраструктуры в сфере легкой промышленности;
создание профессиональных объединений и взаимодействие их с органами государственной власти.

4. Занятость и кадровое обеспечение

Мероприятия ориентированы на достижение качественного и количественного соответствия потребностей данных предприятий торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов в квалифицированных кадрах в условиях рыночной экономики.
Предусматривается:
сохранение и создание новых рабочих мест в сфере торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов;
проведение анализа спроса и предложений рабочей силы на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
формирование системы обучения, подготовки и повышения квалификации кадров с участием работодателей в реализации образовательных программ для получения новых профессий: специалистов рыночной инфраструктуры, маркетологов, менеджеров и др.;
организация семинаров и совещаний;
организация конкурсов, фестивалей и других мероприятий, способствующих развитию и повышению престижности и эффективности труда работников потребительского рынка;
разработка и реализация программ обучения руководителей субъектов малого предпринимательства по вопросам охраны труда;
подготовка квалифицированных руководящих кадров, владеющих знаниями о механизмах функционирования рыночной экономики;
создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий торговли, бытовых услуг и услуг общественного питания.

III. Государственное регулирование в сфере торговли,
общественного питания, бытового обслуживания населения
и легкой промышленности

Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития.
Стратегической целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его безопасность.
Основными задачами системы государственного регулирования потребительского рынка должны стать формирование достаточной конкурентной среды, защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного и местного товаропроизводителя, определение отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования, эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей, стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие и укрепление нормативной правовой базы, поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.
Идеология государственного регулирования потребительского рынка опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной социально ориентированной экономики, предполагающей функционирование в сфере торгового, бытового обслуживания, в легкой промышленности и народных художественных промыслах предприятий различных организационно - правовых форм.
Для того, чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными предприятиями по вопросам развития торговли, а также строиться на отлаженной системе взаимодействия различных министерств и ведомств.
Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно - запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно - технической политики и кадрового обеспечения.
Целесообразно рекомендовать администрациям муниципальных образований обеспечивать создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказывать избирательную поддержку торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контролировать деятельность всех участников торгового оборота; рационально размещать торговые объекты на территории муниципального образования.
Политика Правительства Республики Коми в сфере торговли и легкой промышленности реализуется с помощью следующих методов государственного регулирования:
принятие и исполнение отраслевых и региональных программ с четким определением источников финансирования и результатов их реализации;
прогнозирование и планирование промышленного производства, товарооборота с разработкой товарных, финансовых балансов и потребностей в ресурсах, в том числе трудовых;
совершенствование системы управления, предусматривающей разработку законодательного механизма разграничения прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы государственного контроля за деятельностью управляющих (для предприятий государственной и смешанной формы собственности), создание системы непрерывного обучения и переподготовки управленческих кадров;
санация неэффективно работающих предприятий на основе законодательства о банкротстве, изучение и распространение опыта антикризисного управления;
правовая регламентация деятельности хозяйствующих субъектов с использованием законодательства о защите прав потребителей, регистрации и лицензировании деятельности предприятий, антимонопольного законодательства;
квалифицированное воздействие на государственные предприятия и хозяйственные общества с долей участия Республики Коми в уставном капитале;
государственное регулирование цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
поддержка предпринимательства через формирование системы лизинга, консалтинговых услуг, внедрение новых финансово - кредитных и инвестиционных механизмов, разработку и осуществление целевых программ поддержки малого бизнеса;
упорядочение налоговой системы;
организация более совершенной системы учета, отчетности, оказание помощи в разработке финансовой, сбытовой, ценовой, амортизационной и инвестиционной политики предприятий.
Особенностями государственного регулирования процесса реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно - правовых форм в Республике Коми будут:
непосредственное регулирование процесса реформирования государственных предприятий, находящихся в государственной собственности Республики Коми, в отношении остальных будет осуществляться опосредованное воздействие через стимулирование реформирования;
существенное обновление и усовершенствование механизмов управления находящимися в государственной собственности Республики Коми акциями (долями, паями) и представление интересов государства в органах управления хозяйственных обществ;
стимулирование процесса реформирования путем предоставления налоговых льгот;
реструктуризация государственных предприятий с применением процедур антикризисного управления с одновременным осуществлением их финансового оздоровления.
Указанные методы будут применяться дифференцированно, с учетом возможностей государства, специфики отраслей, а также изменений рыночной конъюнктуры.
Государственная поддержка предприятий торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов в Республике Коми осуществляется органами государственной власти Республики Коми в соответствии с определенными Концепцией приоритетами и условиями.
Финансовая поддержка предприятиям торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов из средств республиканского бюджета Республики Коми оказывается в соответствии с законами Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на текущий финансовый год и о порядке предоставления государственной финансовой поддержки в Республике Коми.
Для обеспечения регулирующих воздействий на процессы в сфере торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Правительство Республики Коми будет применять различные меры поддержки, как прямые, так и косвенные.
Прямые меры государственной поддержки предприятий торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов:
предоставление налогового кредита, инвестиционного налогового кредита;
предоставление налоговых льгот предприятиям в соответствии с Законом Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми", с законами Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на текущий финансовый год;
предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по платежам в республиканский бюджет Республики Коми;
предоставление в аренду государственного имущества Республики Коми на льготных условиях;
резервирование имущества;
предоставление льготного кредита за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на инвестиционную поддержку предприятий;
предоставление средств республиканского бюджета Республики Коми на разработку бизнес - планов, инвестиционных проектов;
предоставление льготных кредитов за счет средств государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
размещение на конкурсной основе республиканских государственных заказов на поставку продукции для государственных нужд среди товаропроизводителей;
финансирование программ развития отраслей торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов.
Косвенные меры поддержки отраслей торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов:
проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ, реструктуризация задолженностей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
содействие предприятиям Республики Коми в расширении рынков сбыта продукции легкой промышленности через развитие внешнеторговой деятельности республики;
стимулирование развития сети инфраструктуры потребительского рынка, услуг по маркетингу, консалтингу, лизингу, сертификации продукции и производства, штриховому кодированию, обучению кадров и др.
В целях обеспечения поддержки малого бизнеса будут применяться следующие меры:
совершенствование нормативной правовой базы налогообложения и деятельности малых предприятий;
совершенствование системы финансирования и кредитования субъектов малого бизнеса, в том числе через систему микрокредитования;
упрощение процедуры регистрации субъектов малого бизнеса, выдачи разрешений и т.д.;
развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Государственная поддержка будет оказываться предприятиям, принимающим на себя обязательства по разработке, согласованию с органами государственной власти Республики Коми и выполнению планов развития предприятий, содержащих обязательства по объемам производства, занятости, использованию производственных мощностей, соблюдению прав акционеров.

IV. Экономические и финансовые основы политики
Правительства Республики Коми в сфере торговли,
бытового обслуживания населения, легкой
промышленности и народных художественных промыслов
в Республике Коми

Основу экономического механизма управления Концепции составит региональная консолидация многоканального финансирования проектов - республиканский бюджет Республики Коми, внебюджетные средства, собственные средства предприятий, инвестиции и другие источники через:
программы развития отраслей торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов;
республиканские программы развития малого предпринимательства;
государственные и частные инвестиции, внутренние ресурсы предприятий, ресурсы финансово - кредитной сферы, страховых организаций и инвестиционных институтов;
современные технологии, инновационные разработки, реформирование и реструктуризацию предприятий.
Для укрепления экономических и финансовых основ торговой и промышленной политики Правительства Республики Коми необходимо:
обеспечить приток инвестиций;
повысить конкурентоспособность продукции, сформировать благоприятную конкурентную среду для предприятий на внутреннем рынке;
разработать мероприятия по формированию финансовых ресурсов предприятий и стимулированию увеличения оборотных средств хозяйствующих субъектов;
продолжить работу по вовлечению в хозяйственный оборот земли через выкуп ее расположенными на данном участке приватизированными предприятиями, а также путем создания хозяйственных обществ, где вкладом в уставный капитал будут земельные участки;
совершенствовать работу по взысканию задолженностей в республиканский бюджет Республики Коми через развитие механизма капитализации задолженности предприятий;
разработать меры по снижению процентной ставки по кредитам, используемым для развития производства.
Концепция развития торговли, бытового обслуживания населения, легкой промышленности и народных художественных промыслов в Республике Коми будет систематически корректироваться в зависимости от ее непосредственной реализации или опосредованной результативности с учетом развития и реформирования других отраслей экономики Республики Коми и Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru