Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 06.03.2001 № 3-21-2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ АБЗАЦА 2 ПУНКТА 6 И АБЗАЦА 5 ПУНКТА 12 СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 24 НОЯБРЯ 2000 ГОДА № 62-РЗ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 10.01.2002, № 4






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2001 г. № 3-21-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Ватамановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 марта 2001 года дело по жалобе региональной общественной организации "Союз малого бизнеса Республики Коми" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащим применению абзаца 2 пункта 6 и абзаца 5 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ,

установил:

Региональная общественная организация "Союз малого бизнеса Республики Коми" обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащим применению абзаца 2 пункта 6 и абзаца 5 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ. В обоснование жалобы указала, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ дают не соответствующее действующему гражданскому законодательству Российской Федерации понятия розничной торговли и оборота розничной торговли, что влечет неосновательное устранение юридических лиц от участия в правоотношениях, связанных с розничной торговлей и как следствие, незаконное увеличение налогового бремени. Ходатайствовала о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Представители Государственного Совета Республики Коми Закидальский Е.М., Главы Республики Коми Рочева И.О., Ванеева Л.В., Архипова М.А. считали, что жалоба региональной общественной организации "Союз малого бизнеса Республики Коми" подлежит отклонению. Полагали, что приведенные в Законе Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ понятия розничной торговли и оборота розничной торговли воспроизводят положения гражданского законодательства Российской Федерации и не содержат по отношению к нему никаких противоречий.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4, п. 2 ст. 115 ГПК РСФСР и ч.ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что жалоба региональной общественной организации "Союз малого бизнеса Республики Коми" подлежит удовлетворению по иным основаниям.
Так, в оспариваемых положениях Закона Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ на императивно - правовом уровне и с определением всех характеризующих признаков даны понятия розничной торговли и оборота розничной торговли, которые по существу являются гражданско - правовыми нормами, имеющими самостоятельное значение для регулирования вопросов розничной купли - продажи.
С таким правовым регулированием согласиться нельзя, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, а это исключает право субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие, в частности, положения о гражданско - правовых сделках.
Сами по себе правила розничной купли - продажи урегулированы в параграфе 2 главы 30 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и могут быть дополнены либо изменены только соответствующим федеральным законом.
Согласно ст. 3 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации вопросы розничной купли - продажи, включая вопросы оборота розничной торговли, помимо настоящего Кодекса, могут быть регламентированы и в иных, не противоречащих Кодексу федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, но не в собственном законодательстве субъектов Российской Федерации.
Предусмотренное п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации совместное установление общих принципов налогообложения также не является основанием для принятия субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права.
Так, в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями в их взаимосвязи с требованиями ст. ст. 1, 2, 6 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации установлены определенные и не подлежащие расширительному толкованию рамки собственного правового регулирования в области налогообложения единым налогом, не включающие в себя вопросы гражданского права, и поэтому внесение Республикой Коми в свой Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" понятий гражданско - правового характера не может быть признано правомерным.
При таких обстоятельствах абзац 2 пункта 6 и абзац 5 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Жалобу региональной общественной организации "Союз малого бизнеса Республики Коми" удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 6 и абзац 5 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в редакции Закона Республики Коми от 24 ноября 2000 года № 62-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru