Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 21.02.2001 № 3-13-2001
<НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЯМО ЗАПРЕЩАЮТ РЕСПУБЛИКАМ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) ОСУЩЕСТВЛЯТЬ В ОБЛАСТЯХ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОБСТВЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, А ТАКЖЕ ВКЛЮЧАТЬ В СВОИ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В КОНСТИТУЦИИ, НОРМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ ТОЛЬКО В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2001 г. № 3-13-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Соколовой Н.И.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 февраля 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащим применению ч. 1 ст. 2; ст. 3; ч. 3 ст. 9; ст. 10; ст. 20; ч. 2 ст. 23; ч. 1 и 2 ст. 33; ч. 3 ст. 36; ст. 48; ст. 59; ч. 2 ст. 61; ч. 2 ст. 71; пункта 4 ст. 73; ч. 1 ст. 81; пункта 1 ст. 85 в части, устанавливающей, что Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики; ст. 94; пункта "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 100 Конституции Республики Коми,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению ч. 1 ст. 2; ст. 3; ч. 3 ст. 9; ст. 10; ст. 20; ч. 2 ст. 23; ч. 1 и 2 ст. 33; ч. 3 ст. 36; ст. 48; ст. 59; ч. 2 ст. 61; ч. 2 ст. 71; пункта 4 ст. 73; ч. 1 ст. 81; пункта 1 ст. 85 в части, устанавливающей, что Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики; ст. 94; пункта "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 100 Конституции Республики Коми. В обоснование заявления указал, что приведенные нормы Конституции Республики Коми нарушают установленные федеральным законодательством принципы единого гражданства и единства суверенитета Российской Федерации, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности. Неосновательно затрагивают предметы исключительного ведения Российской Федерации в областях федеративного устройства и территории Российской Федерации, безопасности, обороны, судоустройства, уголовно - процессуального и гражданского права. Незаконно ограничивают избирательные права граждан, а также их право на формирование органов местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Потолицын В.А. и Четверикова Л.В., представитель Главы Республики Коми Опарина Л.О. считали, что заявление прокурора Республики Коми не основано на законе и поэтому подлежит отклонению. Полагали, что оспариваемые нормы Конституции Республики Коми полностью соответствуют федеральному законодательству и не содержат никаких существенных противоречий, дающих основания для признания их недействующими.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций, законов и иных нормативных правовых актов, в частности, республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Приведенные положения ст. 72 в их взаимосвязи со ст. 76 Конституции Российской Федерации означают, что принятые по предметам совместного ведения республиками (субъектами Российской Федерации) законы, включая конституции, и иные нормативные правовые акты должны полностью соответствовать федеральным законам и не противоречить им. Конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик в составе Российской Федерации в силу ст. ст. 71, 76 Конституции Российской Федерации также не должны содержать правовых норм, затрагивающих вопросы исключительного ведения Российской Федерации.
Анализ оспариваемых прокурором норм Конституции Республики Коми применительно к изложенным выше конституционным принципам свидетельствует, что ч. 2 ст. 23; ч. 3 ст. 36; ст. 48; ч. 2 ст. 61; ч. 2 ст. 71 в части слов: "избираемых по административно - территориальным избирательным округам"; ст. 94; пункт "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 100 указанного нормативного правового акта существенно противоречат действующему федеральному законодательству.
Так, в ч. 2 ст. 23; ч. 3 ст. 36; ст. 48; пункте "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 100 Конституции Республики Коми непосредственно и прямо урегулированы уголовно - процессуальные вопросы задержания, ареста, заключения под стражу; содержания под стражей; гражданско - правовые вопросы лишения, отчуждения имущества, а равно его предварительного и равноценного возмещения; вопросы оборонного характера: по защите Отечества, прохождению военной и альтернативной гражданской службы, вопросы судоустройства.
Согласно же п. "м" и "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона, уголовно - процессуальное, гражданское законодательство, судоустройство находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с данными конституционными положениями в Российской Федерации действует Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР с изменениями и дополнениями, устанавливающий порядок нормотворчества в области уголовного судопроизводства, без участия субъектов Российской Федерации (ст. 1) и, в частности, регламентирующий задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст. ст. 122, 122-1), предусматривающий с учетом заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации основания для ареста лиц, совершивших преступления, порядок заключения их под стражу и сроки содержания под стражей (ст. ст. 89-92, 96, 96-1, 96-2, 97).
Принят и действует Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором предусмотрены исчерпывающие основания прекращения права собственности на имущество, урегулированы вопросы его предварительного и равноценного возмещения (ст. ст. 235-243), а также установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3), не включающий в себя акты субъектов Российской Федерации.
В действующих Федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1-3), "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1-4) на законодательном уровне, исключающем нормативно - правовое вмешательство субъектов Российской Федерации, решены вопросы защиты Отечества, прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года № 1-ФЗК (ст. ст. 2 - 5, 27) установлено также и исключительное право Российской Федерации на осуществление нормативно - правового регулирования в области судоустройства, определено единство судебной системы, виды судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации, и прописан исчерпывающий перечень вопросов, подведомственных, в частности, конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации, который не предусматривает возможность рассмотрения указанными судами дел, вытекающих из договоров субъектов Российской Федерации между собой, из споров о компетенции между органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, и ст. ст. 71, 76 Конституции Российской Федерации, и приведенные выше нормы действующего федерального законодательства в их совокупности с Федеральными законами "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1, 3-1) прямо запрещают республикам в составе Российской Федерации (субъектам Российской Федерации) осуществлять в областях, относящихся к предмету исключительного ведения Российской Федерации, собственное правовое регулирование, а также включать в свои нормативные правовые акты, в том числе и в конституции, нормы, которые могут содержаться только в федеральных законах. Несоблюдение указанного запрета влечет признание данных норм противоречащими федеральному законодательству и, как следствие, недействующими, не подлежащими применению.
В силу ст. ст. 71, 76 в их взаимосвязи со ст. ст. 66, 67 Конституции Российской Федерации и указанными выше нормами Федеральных законов от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ, от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ не может быть признана соответствующей федеральному законодательству и ч. 2 ст. 61 Конституции Республики Коми, устанавливающая, что территория и статус Республики Коми не могут быть изменены без ее согласия.
Согласно приведенным нормативным положениям вопросы федеративного устройства и территории Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации и базируются на принципах ее государственной и территориальной целостности и распространении ее суверенитета на всю территорию государства.
В этой связи статус субъектов, составляющий основу федеративного устройства Российской Федерации, может быть изменен, хотя и с их согласия, но только в соответствии с федеральным конституционным законом, который пока не принят. Следовательно, указание в ч. 2 ст. 61 Конституции Республики Коми на изменение статуса Республики Коми только с ее согласия не базируется на действующем законодательстве, а кроме того, само по себе является незаконным, поскольку прямо затрагивает предмет исключительного ведения Российской Федерации.
Территориальное же верховенство Российской Федерации, основанное на ее суверенитете, распорядительно - территориальных правомочиях и заключающееся в полной и исключительной власти федеративного государства в пределах своей территории, не позволяет субъектам Российской Федерации создавать также и правовые препятствия для реализации Российской Федерацией полномочий по распоряжению своей территорией. Поэтому и в этой части указанная норма Конституции Республики Коми существенно противоречит федеральному законодательству как по изложенным выше мотивам, так и в связи с ее конструкцией, допускающей ограничение исключительных прав Российской Федерации по распоряжению всей территорией государства.
Проверка ч. 2 ст. 71 и ст. 94 Конституции Республики Коми на предмет отсутствия в этих нормах противоречий с федеральным законодательством показала, что они не отвечают требованиям ст. 76 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 1, 3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
В частности, в ч. 2 ст. 71 Конституции Республики Коми предусмотрено, что выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми проводятся по административно - территориальным избирательным округам. В статье 94 Конституции Республики Коми установлены: наименование, структура, полномочия исполнительных органов муниципальных образований, наименование лица, возглавляющего исполнительный орган муниципального образования.
Такие указания республиканского Основного Закона не могут быть признаны соответствующими положениям нормативных правовых актов федерального значения.
Согласно п. "б" и "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и избирательных, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и соответствующих федеральных законов означает соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ ч. 2 ст. 71 Конституции Республики Коми в части слов: "избираемых по административно - территориальным избирательным округам", применительно к указанному выше принципу свидетельствует, что данная норма не согласуется с положениями ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с которыми образуемые при проведении выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации избирательные округа во всех случаях должны отвечать принципу примерного равенства, заключающегося в примерном равенстве этих округов по числу избирателей, с допустимыми отклонениями от средней нормы представительства не более 15%.
При таких обстоятельствах, образование избирательных округов на основе административно - территориального деления Республики Коми противоречит установленному порядку, поскольку превышение предельно допустимого Федеральным законом от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 19) неравенства числа избирателей в различных районах Республики Коми презюмируется, а это, в свою очередь, неизбежно влечет существенное нарушение, предусмотренных тем же Федеральным законом (ст. ст. 5, 28-31, 34), принципов абсолютного равенства прав избирателей и равенства статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Статья 94 Конституции Республики Коми, предусматривающая на императивном уровне наличие исполнительных органов (администраций) в муниципальных образованиях, непосредственно осуществляющих управление и обеспечение прав и законных интересов граждан на территориях этих муниципальных образований, прямо устанавливающая наименование лица, возглавляющего администрацию, и прописывающая порядок наделения этого лица полномочиями в соответствии с законодательством Республики Коми, также не соответствует базирующимся на положениях ст. ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации нормам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
Так, из содержания ст. ст. 6, 8, 14, 16, 17 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями следует, что структура и порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а равно наименование и полномочия должностных лиц местного самоуправления предусматриваются только в уставах муниципальных образований, принимаемых этими образованиями самостоятельно. При этом в уставах муниципальных образований данные органы и должностные лица, а также порядок их формирования или назначения, наименование, полномочия могут быть как предусмотрены, так и не предусмотрены, поскольку в силу конституционных положений и норм Федерального закона муниципальные образования могут иметь и иные, не указанные в Законе органы местного самоуправления.
В связи с тем, что местное самоуправление в пределах своих полномочий, в том числе и приведенных выше, самостоятельно и не зависит от органов государственной власти, субъекты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 5, 7) не вправе принимать нормативные правовые акты, предписывающие муниципальным образованиям формировать именно те исполнительные органы местного самоуправления и предусматривать в уставах наличие именно тех должностных лиц, которые указаны в этих актах.
Данные акты могут, в частности, содержать только общие положения о праве местного самоуправления на формирование своих исполнительных органов, определять с точки зрения действующего законодательства пределы полномочий этих органов и должностных лиц, минимальные и предельные сроки осуществления этих полномочий, порядок проведения выборов должностных лиц местного самоуправления.
Несоблюдение же субъектами Российской Федерации при осуществлении ими собственного правового регулирования в области, касающейся органов местного самоуправления, изложенных правил нормотворчества является безусловным основанием для признания принятых ими правовых норм недействующими.
Таким образом, суд считает, что ч. 2 ст. 23; ч. 3 ст. 36; ст. 48; ч. 2 ст. 61; ч. 2 ст. 71 в части слов: "избираемых по административно - территориальным избирательным округам"; ст. 94; пункт "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 100 Конституции Республики Коми противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими, не подлежащими применению. Согласно ст. 239-8 ГПК РСФСР указанные нормы признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Конституции Республики Коми подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению ч. 1 ст. 2; ст. 3; ч. 3 ст. 9; ст. 10; ст. 20; ч. 1 и 2 ст. 33; ст. 59; пункта 4 ст. 73; ч. 1 ст. 81; пункта 1 ст. 85 в части, устанавливающей, что Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики, Конституции Республики Коми.
В частности, ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Коми предусматривает, что единственным источником власти Республики Коми является ее многонациональный народ. Данное конституционное положение не содержит противоречий с федеральным законодательством, поскольку в соответствии с основанными на положениях ст. ст. 3, 5, 6, 10, 11, 16, 66, 72 Конституции Российской Федерации нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (преамбулой, ст. ст. 1, 2, 4, 5, 17, 20, 21, 23) Республика Коми как полноправный субъект Российской Федерации, обладающий в пределах совместного ведения с Российской Федерацией и за пределами этого ведения (за исключением предметов исключительного ведения Российской Федерации) определенными признаками государства и властными полномочиями, через систему своих самостоятельно образуемых органов государственной власти прямо и непосредственно обеспечивает реализацию прав граждан Российской Федерации многих национальностей, проживающих на ее территории и являющихся, в том числе, единственным источником власти и на этой территории.
Именно граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Коми, осуществляют управление государственными делами республики через избранные ими представительные и исполнительные органы государственной власти, и поэтому упоминание о них в Конституции Республике Коми, как об источнике власти, является правомерным и не свидетельствует о противопоставлении их по отношению к остальным гражданам Российской Федерации и нарушении единства суверенитета России.
Следует признать соответствующей федеральному законодательству и ст. 3 Конституции Республики Коми, согласно которой коми народ является первоисточником государственности Республики Коми и политика государства в силу международных норм и принципов, действующих в отношении коренных народов, направлена на поддержание и развитие языка, культуры и жизненного уклада коми народа.
Данная норма, в частности, закрепляет установленную Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 65, ч. 2 и 3 ст. 68) возможность республик (государств) в составе Российской Федерации учитывать в своих Основных Законах специфические особенности их территорий и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава. Из этого следует, что Республика Коми вправе была обозначить в своей Конституции коми народ, который изначально и компактно (до образования Республики Коми) проживал на ее территории, имел свой язык, культуру и жизненный уклад, как первоисточник своей государственности, тем более, что указанные исторически сложившиеся реалии послужили основной базой и основным поводом для выбора названия республики. При этом само по себе такое обозначение не создает для коми народа каких-либо преимуществ и не противопоставляет его остальному многонациональному населению Республики Коми.
Вопрос о политике Республики Коми, направленной на поддержание и развитие языка, культуры и жизненного уклада коми народа, подлежит рассмотрению в совокупности с положениями ст. 11 Конституции Республики Коми, согласно которым социальная и экономическая политика республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; на поддержание и развитие языков и культуры всех народов, проживающих на ее территории.
Сопоставление и последующий анализ ст. 3 и ст. 11 Конституции Республики Коми свидетельствуют о равных правах как коми народа, так и остального многонационального населения Республики Коми в области свободного развития их языков, культуры, достойного жизненного уклада, а также о равной поддержке Республикой Коми, как государством, данных прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности.
Таким образом, приведенное в ст. 3 Конституции Республики Коми правовое регулирование прав и свобод коми народа в области языка, культуры, жизненного уклада основано на положениях ч. 2 ст. 19, п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, Международном пакте "Об экономических, социальных и культурных правах" от 16 декабря 1966 года и полностью соответствует нормам Закона РСФСР "О языках народов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24 июля 1998 года № 126-ФЗ (преамбуле, ст. 1-4, 8-10), Основам законодательства Российской Федерации о культуре в редакции Федерального закона от 23 июня 1999 года № 115-ФЗ (преамбуле, ст. ст. 1-2, 6, 8, 11, 20-21, 39).
Отсутствуют также и правовые основания для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению ч. 3 ст. 9, 10, 20, ч. 1 и 2 ст. 33, ст. 59, ч. 1 ст. 81, ч. 1 ст. 85 в части слов: "граждан Республики Коми" Конституции Республики Коми.
Из материалов дела следует, что прокурором Республики Коми указанные нормы оспариваются в связи с тем, что в них имеется указание на гражданство Республики Коми и фигурирует термин: "граждане Республики Коми".
В соответствии со ст. 6, п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации относится к исключительному ведению Российской Федерации и поэтому приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Действующий Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 6 февраля 1995 года № 13-ФЗ также устанавливает, что гражданство Российской Федерации является равным и презюмирует его единство. Однако в силу ст. ст. 2, 22 указанного Закона граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики и утрачивают гражданство республики одновременно с утратой гражданства Российской Федерации.
Анализ последней нормы в совокупности с приведенными выше конституционными положениями свидетельствует о правомерности существования гражданства республик в составе Российской Федерации.
Так, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации республики в составе Российской Федерации являются государствами, а это обуславливает существование, наряду с гражданством Российской Федерации, гражданства республик. При этом наличие у лица гражданства Российской Федерации и гражданства республики в составе Российской Федерации не посягает на единство гражданства Российской Федерации и не означает, что лицо имеет двойное гражданство. Само по себе гражданство республик относится к предмету ведения этих республик и имеет самостоятельное значение только для установления в рамках единого гражданства Российской Федерации двухуровневой устойчивой правовой связи человека с Российской Федерацией и ее субъектами - республиками (государствами) в составе Российской Федерации. Установление правовой связи лица с республикой (государством), на территории которой он постоянно проживает, является производным от правовой связи того же лица с Российской Федерации и направлено исключительно на реализацию взаимных прав и обязанностей республики и ее гражданина в области принадлежащих в силу Конституции Российской Федерации и федеральных законов этой республике полномочий.
При таких обстоятельствах, нет правовых оснований отрицать гражданство республик (государств) в составе Российской Федерации, поскольку оно не затрагивает предметы исключительного ведения Российской Федерации и не нарушает принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, т.к. субъекты, не являющиеся республиками, имеют все предусмотренные федеральным законодательством иные полномочия для установления устойчивых правовых связей с лицами, постоянно проживающими на территориях этих субъектов.
В соответствии с приведенным толкованием федерального законодательства о гражданстве суд приходит к выводу, что перечисленные выше нормы Конституции Республики Коми в той части, в какой они оспариваются прокурором приняты в пределах компетенции Республики Коми и полностью согласуются с принципами равного и единого гражданства Российской Федерации.
В частности, само гражданство Республики Коми предусмотрено в ст. 10 Конституции Республики Коми. Данная норма воспроизводит положения ст. 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" и, следовательно, не содержит никаких противоречий с действующим федеральным законодательством. Другие же положения Конституции Республики Коми, содержащие упоминания о гражданстве Республики Коми, основаны на ст. 10 и их регулятивная функция состоит, исключительно, в определении субъектов (граждан Республики Коми), обладающих совокупностью прав и обязанностей, присущих в силу закона только лицам, проживающим на территории Республики Коми.
Так, в указанных выше нормах предусмотрено, что граждане Республики Коми на ее территории имеют право на местное самоуправление, обладают активным избирательным правом, правом на участие в управлении делами республики (государства) как непосредственно, так и через своих представителей, правом на защиту и покровительство республики, в случае их пребывания за ее пределами, а также имеют равные права и обязанности с пребывающими на территории республики иностранными гражданами и лицами без гражданства, кроме случаев, установленных законом или международным договором.
Перечисленные права и обязанности в соответствии с основанными на положениях Конституции Российской Федерации Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями связаны с фактом проживания граждан на территориях субъектов Российской Федерации, непосредственно реализуются ими в пределах этих территорий и в рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий.
Таким образом, и наличие гражданства Республики Коми, и объем взаимных прав и обязанностей в пределах этого гражданства согласуются с федеральным законодательством и не противоречат ему.
Это же относится и к п. 4 ст. 73 и к п. 1 ст. 85 в части обеспечения Главой Республики Коми прав и свобод граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики, Конституции Республики Коми.
Согласно п. 4 ст. 73 Конституции Республики Коми Государственный Совет Республики Коми принимает решения по вопросам государственного устройства республики. Указанное полномочие высшего законодательного (представительного) органа Республики Коми соответствует основанному на Конституции Российской Федерации федеральному законодательству.
В силу ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации республики в составе Российской Федерации в пределах предоставленных им Российской Федерации полномочий обладают признаками государства. Государственную власть в республиках осуществляют самостоятельно образуемые ими представительные органы, которые в соответствии со своими полномочиями, базирующимися на положениях ст. ст. 72, 76, 77 Конституции Российской Федерации, и на основе норм Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (преамбулы, ст. ст. 1, 2, 4, 5) обладают все полнотой государственной власти на соответствующих территориях республик и вправе принимать решения (разумеется в пределах предоставленных полномочий) по вопросам государственного устройства этих республик.
Поскольку п. 4 ст. 73 Конституции Республики Коми принят во исполнение, в том числе, и ст. ст. 61-63 той же Конституции, то с учетом этого обстоятельства и общего содержания ст. 73 следует признать, что правомерность возможных решений Государственного Совета Республики Коми по вопросам государственного устройства Республики презюмируется и эти решения могут быть приняты данным органом государственной власти исключительно в пределах полномочий, предоставленных Республике Коми федеральным законодательством.
Изложенный принцип применения ст. ст. 61-63 Конституции Республики Коми для проверки соответствия норм данного Основного Закона федеральному законодательству, а также принцип презумпции доброкачественности этих норм должны быть приняты за основу и при анализе п. 1 ст. 85 Конституции Республики Коми.
Анализ и оценка содержания указанной нормы свидетельствуют, что выборный глава исполнительной власти Республики Коми в пределах полномочий, предоставленных Российской Федерацией Республике Коми не только вправе, но и обязан обеспечивать права и свободы граждан Республики Коми, безопасность и территориальную целостность республики. Объем этих полномочий изначально установлен, а также и ограничен в ст. ст. 61-63 Конституции Республики Коми и Главой Республики Коми не может быть превышен. Осуществление же защиты прав и свобод граждан Республики Коми, безопасности и территориальной целостности республики основано на положениях ст. ст. 5, 11, 17, 18, 19, 67 Конституции Российской Федерации и нормах Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. ст. 1, 2, 17, 18, 20, 21), Закона Российской Федерации "О безопасности" в редакции от 24 декабря 1993 года (преамбуле, ст. ст. 1-10).
В частности, приведенные нормативные правовые акты федерального значения устанавливают, что все органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны на своих территориях обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Защита прав и свобод состоит также и в обеспечении безопасности граждан, заключающейся в принятии, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, мер по обеспечению жизненно важных интересов этих граждан.
Таким образом, защита прав и свобод граждан, обеспечение личной безопасности граждан и безопасности принадлежащих им материальных и духовных ценностей, в пределах предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий, являются допустимыми и согласуются с действующим федеральным законодательством.
Эти же принципы действуют и в отношении защиты территориальной целостности субъектов Российской Федерации, поскольку в пределах предметов своего ведения и в рамках закона субъекты через свои органы государственной власти вправе препятствовать неправовому захвату своей территории, части территории со стороны граждан, граждан - предпринимателей, юридических лиц, а также других субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу ч. 2 ст. 23; ч. 3 ст. 36; ст. 48; ч. 2 ст. 61; ч. 2 ст. 71 в части слов: "избираемых по административно - территориальным избирательным округам"; ст. 94; пункт "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 100 Конституции Республики Коми в редакции Закона Республики Коми от 9 января 2001 года № 1-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Конституции Республики Коми подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru