Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Балиенков, "Все для Вас", № 2, 2001 г.)]
"НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ АРЕНДЕ ИМУЩЕСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 17.01.2001, № 2






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ПРИ АРЕНДЕ ИМУЩЕСТВА

Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" установлено, что реализация товаров (работ, услуг) организациям и предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой.
Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке (20 процентов).
По закону организации и предприятия - налогоплательщики формируют налоговую базу исходя из оборотов по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
При реализации услуг эта база включает выручку, в том числе и полученную от оказания услуг по аренде имущества и объектов недвижимости, поэтому при сдаче в аренду таких объектов, других основных средств и имущества, находящихся в собственности организаций и учреждений, в федеральной собственности, а также собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, сумма арендной платы подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В связи с этим в договорах аренды между арендодателем и арендатором необходимо указывать сумму арендной платы с учетом налога по ставке 20 процентов и плательщиком налога в бюджет является собственник имущества - арендодатель.
Если арендодатель (собственник имущества) несет расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду (которые увеличивают размер арендной платы), и в состав таких расходов включаются товары (работы, услуги), приобретенные у сторонних организаций с учетом налога на добавленную стоимость, то зачет (возмещение) этого налога производится на общих основаниях.
При предоставлении (сдаче) в аренду государственного и муниципального имущества необходимо иметь в виду следующие особенности, возникающие при исчислении налога на добавленную стоимость.
Механизм исчисления и уплаты в бюджет налога в данном случае связан со спецификой уплаты в бюджет самой арендной платы в бюджет, которая отражена в совместном письме Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.93 № 143/ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы". Письмом предусматривается, что арендная плата за вышеуказанное имущество перечисляется арендатором на соответствующий раздел бюджета (минуя арендодателя). Поэтому арендатор должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по ставке 20 процентов и предусмотренную договором аренды между арендодателем и арендатором. Он же (арендатор) должен представлять в налоговую инспекцию соответствующие расчеты (налоговые декларации).
С учетом этой специфики организация (учреждение) - арендатор, являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, обязана составлять счет - фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (или муниципального) имущества", который регистрируется арендатором в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы. В книге покупок этот счет - фактура регистрируется только в той части арендного платежа, которая подлежит списанию в данном отчетном налоговом периоде на издержки производства и обращения и в соответствующей доле - налог на добавленную стоимость.
Если договор на аренду имущества заключается с организацией социально - культурной и образовательной сферы и арендная плата не уплачивается арендатором в бюджет, а перечисляется на счет такой организации, то плательщиком налога в соответствии со статьями 2 и 3 Закона является арендодатель этого имущества, то есть сама организация социально - культурной и образовательной сферы.
В соответствии с Законом услуги по предоставлению (сдаче) в субаренду имущества, находящегося в собственности организаций, а также имущества федеральной и муниципальной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, подлежат обложению налогом у субарендатора, получающего в установленном порядке доход от сдачи в субаренду такого имущества.
Если организация осуществляет несколько видов деятельности, как облагаемые, так и освобождаемые от налога, то в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона право на получение налоговой льготы у нее возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании приказа Минфина России от 09.12.98 № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", а также отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).
При этом организацией должен быть определен механизм распределения накладных расходов между видами деятельности. Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы (например, пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам и др.), осуществляется организацией самостоятельно с обязательным оформлением организационно - распорядительного документа (приказа) ее руководителем.
С 1 января 2001 года вводится в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 161 Кодекса, в частности, предусматривает положения, согласно которым при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами в данном случае признаются арендаторы такого имущества, на которых Кодексом возложена обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость из доходов, перечисляемых арендодателю, и уплате его в бюджет по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента. В обязанности налоговых агентов входит также представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Начальник
отдела КМР
по косвенным налогам
Управления МНС России
по Республике Коми,
советник
налоговой службы
1 ранга
В.БАЛИЕНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru