Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госсовета РК от 22.12.2000 № II-6/86
"О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О НЕСООТВЕТСТВИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2000 г. № II-6/86

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О
НЕСООТВЕТСТВИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ"

Рассмотрев представление Прокурора Республики Коми о несоответствии отдельных норм Конституции Республики Коми Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству от 26.10.2000 года № 7-25, Государственный Совет Республики Коми постановляет:
1. Согласиться с предложениями Прокурора Республики Коми о необходимости приведения в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и федерального законодательства пункта 14 статьи 73, частей второй и третьей статьи 79, абзаца второго части первой статьи 83, части первой статьи 88, части второй статьи 89 Конституции Республики Коми.
2. Устранить коллизии в толковании норм статьи 3 путем изложения в новой редакции статьи 11 Конституции Республики Коми, а положений части второй статьи 23 и части третьей статьи 36 путем изложения в новой редакции статьи 4 Конституции Республики Коми.
3. На основании положений пунктов 1 и 2 настоящего Постановления принять Закон Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Коми". В соответствии с частью первой статьи 78 Конституции Республики Коми направить указанный Закон Главе Республики Коми для подписания и обнародования.
4. Отклонить предложения Прокурора Республики Коми о необходимости приведения в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и федерального законодательства части первой статьи 2; статьи 10 и связанными с ее нормативным содержанием положений части третьей статьи 9, частей первой и второй статьи 33, статьи 48, статьи 59, части первой статьи 81; также части второй статьи 61; части второй статьи 71; пункта 4 статьи 73; статьи 94 Конституции Республики Коми по основаниям, указанным в приложении № 1 к настоящему Постановлению.
5. Перенести рассмотрение представления Прокурора Республики Коми в части, касающейся пункта "в" части второй и части третьей статьи 100 Конституции Республики Коми, по основаниям, указанным в приложении № 2 к настоящему Постановлению.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственного Совета
Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ





Приложение № 1
к Постановлению
Государственного Совета
Республики Коми
от 22 декабря 2000 г. № II-6/86

ОСНОВАНИЯ
ОТКЛОНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ С НОРМАМИ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. По части первой статьи 2.
Часть первая статьи 2 Конституции Республики Коми изложена в редакции Закона Республики Коми от 17 октября 2000 года № 61-РЗ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Коми". Все имеющиеся противоречия ее нормативного содержания Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству были устранены Государственным Советом Республики Коми при рассмотрении проекта указанного Закона Республики Коми 27 сентября 2000 года.
Действующая редакция части первой статьи 2 Конституции Республики Коми закрепляет положение о том, что единственным источником власти республиканской - власти, осуществляемой органами государственной власти Республики Коми, является многонациональный народ республики. Обозначенные конституционные положения не оспаривают и не исключают возможности осуществления федеральными органами собственных властных полномочий на территории Республики Коми, в связи с чем находятся в полном правовом соответствии с нормами части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
2. По части третьей статьи 9, статье 10, частям первой и второй статьи 33, статье 48, статье 59, части первой статьи 81.
Законом Республики Коми от 17 октября 2000 года № 61-РЗ устанавливается новое содержание понятия "гражданин Республики Коми", закрепляемое в статье 10 Конституции Республики Коми. Согласно ее положениям "Гражданином Республики Коми является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Коми". Положения указанной статьи являются производными от норм части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающей, что "граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики".
Принимая во внимание, что указанный Закон Российской Федерации является действующим, а нормы части 2 статьи 2 не были изменены либо отменены после вступления в силу Конституции Российской Федерации, выводы Прокурора Республики Коми об их неконституционности представляются как преждевременными, так и юридически не обоснованными.
Таким образом, использование в конституционных нормах понятия "гражданин Республики Коми" впредь до принятия иного по существу официального решения по данному вопросу на федеральном уровне является обоснованным и правомерным.
Поскольку нормы части третьей статьи 9, частей первой и второй статьи 33, статьи 48, статьи 59, части первой статьи 81 логически обусловлены нормативным содержанием статьи 10, нельзя согласиться с мнением Прокурора Республики Коми о несоответствии их положений Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству по указанным в данном пункте основаниям.
3. По части второй статьи 61.
Положения части второй статьи 61 Конституции Республики Коми не только не противоречат положениям Конституции Российской Федерации, а находятся в полном соответствии с ее нормами и, более того, даже развивают их.
Часть 1 статьи 66 Конституции Российской Федерации устанавливает, что "Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики", а часть 5 данной статьи закрепляет, что "Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом".
Что касается условия изменения территории республики, то правомерность положений части второй статьи 61 Конституции Республики Коми подтверждается нормами части 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми "Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия".
Таким образом, в части второй статьи 61 Конституции Республики Коми закрепляются лишь те полномочия Республики Коми, которые определены Конституцией Российской Федерации.
4. По части второй статьи 71.
Нельзя согласиться с мнением Прокурора Республики Коми о противоречии норм указанной части статьи 71 Конституции Республики Коми положениям статей 3 и 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данная норма Конституции Республики Коми не устанавливает порядок и механизм образования избирательных округов при проведении выборов в Государственный Совет Республики Коми, на основании которых можно было бы сделать вывод о конкретном нарушении норм федерального законодательства. Мнение Прокурора Республики Коми о противоречивости данной конституционной нормы федеральному законодательству неоправданно основывается на расширительном ее толковании с точки зрения возможного несоответствия ее положений на практике условиям и требованиям, предъявляемым статьей 19 обозначенного Федерального закона, в частности, требованию о примерном равенстве избирательных округов.
Более того, данным Федеральным законом не устанавливается запрет на образование избирательных округов по административно - территориальному принципу, указание на который в конституционных нормах и оспаривается Прокурором Республики Коми.
5. По пункту 4 статьи 73.
Принимая во внимание, что до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствует официальное определение понятий "государственное устройство" и "административно - территориальное устройство", а в соответствии с нормами части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации республика признается государством, использование термина "государственное устройство" в нормах Конституции Республики Коми представляется юридически обоснованным и правомерным.
6. По статье 94.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся "принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении". Положение части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации о том, что "структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно", обеспечивается в дальнейшем механизмом, закрепленным в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, в статье 14 указанного Федерального закона говорится, что "выборные органы образуются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований", другие органы местного самоуправления образуются в соответствии с уставами. Данное первичное упоминание о других органах местного самоуправления далее конкретизируется в части 2 статьи 17 указанного Федерального закона, которой устанавливается, что "наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации".
Таким образом, установление в Конституции Республики Коми правовых основ института местного самоуправления в Республике Коми вообще и исполнительного органа местного самоуправления в частности находится в пределах правового поля органов государственной власти Республики Коми, закрепленного названным Федеральным законом.





Приложение № 2
к Постановлению
Государственного Совета
Республики Коми
от 22 декабря 2000 г. № II-6/86

ОСНОВАНИЯ
ПЕРЕНЕСЕНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРОКУРОРА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ПРИВЕДЕНИЮ В СООТВЕТСТВИЕ С НОРМАМИ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПУНКТА "В" ЧАСТИ ВТОРОЙ
И ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 100
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Вопрос об определении пределов правового регулирования компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации федеральным законодателем относится к разряду дискуссионных в силу недостаточной четкости положений части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Указанная норма сформулирована таким образом, что позволяет толковать компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации неограниченно, то есть, включая возможность установления субъектами Российской Федерации для своих конституционных (уставных) судов иных полномочий, вытекающих из исключительной компетенции субъекта Российской Федерации либо находящихся в пределах ведения субъекта Российской Федерации.
В целях устранения неоднозначного толкования данной правовой нормы, обеспечения единообразного понимания объемов полномочий субъектов Российской Федерации при образовании своих конституционных (уставных) судов в настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Красноярского края в порядке законодательной инициативы внесен проект федерального конституционного закона "О внесении дополнений в пункт 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Указанным законопроектом предлагается расширить компетенцию конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации теми полномочиями, легитимность которых оспаривается Прокурором Республики Коми.
На основании изложенного представляется целесообразным отложить рассмотрение данного представления Прокурора Республики Коми в части, касающейся пункта "в" части второй и части третьей статьи 100 Конституции Республики Коми, до окончательного урегулирования данного вопроса на федеральном уровне.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru