УКАЗ Главы РК от 06.12.2000 № 518
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2001-2003 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 26.12.2000, № 237
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 20.03.2001, № 3, ст. 1605 (опубликован без приложения)
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 16.10.2003 № 223.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 6 декабря 2000 г. № 518
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2001-2003 ГОДЫ"
В целях повышения эффективности защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории Республики Коми постановляю:
1. Утвердить целевую республиканскую программу "Защита прав потребителей в Республике Коми на 2001-2003 годы" (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Утвердить заказчиками Программы Коми территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерство торговли, бытового обслуживания населения и легкой промышленности Республики Коми.
3. Министерству финансов Республики Коми ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 2001 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы.
4. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Коми от 21 июля 1995 г. № 278 "О дополнительных мерах по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 6 декабря 2000 г. № 518
(приложение)
ЦЕЛЕВАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА 2001-2003 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - целевая республиканская программа
Программы "Защита прав потребителей в
Республике Коми на 2001-2003 годы"
Основание для - распоряжение Главы Республики Коми от
разработки 30 марта 2000 г. № 418-р
Программы
Заказчики - Коми территориальное управление
Программы Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (Коми
территориальное управление МАП
России), Министерство торговли,
бытового обслуживания населения и
легкой промышленности Республики Коми
Основные - рабочая группа, образованная в
разработчики соответствии с распоряжением Главы
Программы Республики Коми от 30 марта 2000 г.
№ 418-р, Коми территориальное
управление МАП России, Коми центр
стандартизации, метрологии и
сертификации, Комитет природных
ресурсов по Республике Коми, Комитет
по поддержке и развитию
предпринимательства Республики Коми,
Министерство торговли, бытового
обслуживания населения и легкой
промышленности Республики Коми,
Министерство архитектуры,
строительства, коммунального
хозяйства и энергетики Республики
Коми, Министерство здравоохранения
Республики Коми, Министерство
образования и высшей школы Республики
Коми, Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики
Коми, Министерство физической
культуры, спорта и туризма Республики
Коми, Управление Госторгинспекции по
Республике Коми, Центр
государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в
Республике Коми, совет Федерации
профсоюзов Республики Коми,
администрации муниципальных
образований
Исполнители - Коми территориальное управление МАП
Программы России, Коми центр стандартизации,
метрологии и сертификации, Комитет
природных ресурсов по Республике
Коми, Комитет по поддержке и развитию
предпринимательства Республики Коми,
Коми республиканский институт
развития образования и переподготовки
кадров, Министерство внутренних дел
Республики Коми, Министерство
торговли, бытового обслуживания
населения и легкой промышленности
Республики Коми, Министерство
архитектуры, строительства,
коммунального хозяйства и энергетики
Республики Коми, Министерство
здравоохранения Республики Коми,
Министерство лесного комплекса,
машиностроения, транспорта и связи
Республики Коми, Министерство
образования и высшей школы Республики
Коми, Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики
Коми, Министерство физической
культуры, спорта и туризма Республики
Коми, Управление Госторгинспекции по
Республике Коми, Центр
государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в
Республике Коми, администрации
муниципальных образований
Цель Программы - создание на всей территории
Республики Коми надлежащих условий
для реализации и эффективной защиты
законных прав потребителей при
продаже товаров, выполнении работ,
оказании услуг на основе объединения
усилий, скоординированных действий
органов исполнительной власти
Республики Коми, контролирующих и
правоохранительных органов,
общественных организаций потребителей
Задачи Программы - создание условий, обеспечивающих
реализацию прав потребителей на
удовлетворение основных потребностей
в товарах (работах, услугах);
совершенствование условий,
обеспечивающих эффективность
реализации прав потребителей на
качество и безопасность товаров,
работ, услуг;
создание необходимых условий,
обеспечивающих эффективную реализацию
прав потребителей на информацию о
товарах, работах, услугах, об
изготовителях, исполнителях,
продавцах;
совершенствование условий для
обеспечения эффективной правовой и
судебной защиты по восстановлению
нарушенных прав потребителей;
совершенствование системы,
обеспечивающей реализацию права
потребителей на правовое обучение,
образование
Сроки и этапы - 2001-2003 годы;
реализации I этап - 2001 год;
Программы II этап - 2002 год;
III этап - 2003 год
Объемы и - затраты на реализацию Программы
источники составят всего - 12390 тыс. рублей,
финансирования в том числе:
из республиканского бюджета
Республики Коми - 310 тыс. рублей;
из местного бюджета муниципального
образования "Город Ухта" -
20 тыс. рублей;
собственные средства хозяйствующих
субъектов - 10060 тыс. рублей;
из местных внебюджетных
государственных экологических
фондов - 2000 тыс. рублей
Ожидаемые - создание условий, обеспечивающих
результаты реализацию прав потребителей на
реализации удовлетворение основных потребностей
Программы в товарах (работах, услугах);
снижение социальной напряженности за
счет предупреждения и прекращения
нарушений прав потребителей;
повышение уровня правовой грамотности
субъектов правоотношений на
потребительском рынке;
экономическая поддержка интересов
потребителей; сокращение количества
обращений потребителей в органы по
защите прав потребителей и в суды по
поводу нарушения законодательства о
защите прав потребителей
Система - координацию работы ответственных за
организации исполнение мероприятий Программы
контроля за осуществляет Коми территориальное
исполнением управление МАП России.
Программы Ответственные исполнители раз в
квартал до 10 числа месяца,
следующего за отчетным периодом,
представляют информацию о ходе
выполнения мероприятий Коми
территориальному управлению МАП
России.
Коми территориальное управление МАП
России обобщает представленную
информацию, готовит справку и до 15
числа месяца, следующего за отчетным
периодом, представляет ее
Министерству экономики Республики
Коми.
По итогам года ход выполнения
мероприятий Программы рассматривается
на заседании Межведомственного совета
по защите прав потребителей
I. Оценка состояния проблемы защиты прав потребителей
в Республике Коми и необходимость ее разрешения
посредством реализации Программы
Исходным источником для формирования общей оценки состояния соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ являются выявляемые нарушения в ходе проверок, устные и письменные обращения потребителей в органы по защите прав потребителей и судебные органы.
Данные свидетельствуют о том, что количество обращений практически по всем показателям в 1999 году и первом полугодии 2000 года, в сравнении с предшествующими сопоставимыми периодами, несколько снизилось, но остается достаточно высоким.
Материалы проверок по обращениям потребителей свидетельствуют о том, что, как и прежде, наибольший удельный вес обращений приходится на сферу торговли.
Нарушения традиционны и характерны для всех районов Республики Коми. Продолжает поступать в оборот некачественный товар, без сопроводительной документации, не соблюдаются санитарные нормы, товарное соседство, в продаже находятся товары с истекшими сроками годности, отсутствует оформленная в соответствии с требованиями законодательства о защите прав потребителей информация о товаре, не соблюдается режим работы, занижаются гарантийные сроки на сложнобытовые товары по сравнению со сроками, установленными изготовителями.
При сокращении нарушений в сфере бытового обслуживания, при оказании туристско - экскурсионных услуг и услуг связи на прежнем уровне осталось количество нарушений на транспорте и в сфере жилищно - коммунальных услуг.
Количество жалоб при оказании жилищно - коммунальных услуг продолжает оставаться значительным, об этом свидетельствуют обращения населения в органы по защите прав потребителей, в республиканскую, городские и районные жилищные инспекции. Остается неотрегулированным вопрос договорных отношений, связанных с обслуживанием жилищного фонда, с заключением договоров найма жилых помещений.
К наиболее распространенным нарушениям относятся нарушения при оказании услуг по электро- и теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению. Чаще стали поступать жалобы от потребителей на некачественную работу энергоснабжающих организаций: перепады напряжения в электросетях; отказ в постановке электросчетчиков взамен похищенных и, как следствие, взимание значительных сумм за фактически не потребленную электроэнергию; отказ энергоснабжающих предприятий в удовлетворении законных требований потребителей, что увеличило число обращений в суды; частые плановые и неплановые отключения электроэнергии в течение суток.
Множество нареканий вызывает работа автомобильного транспорта на внутригородских маршрутах из-за несоблюдения графиков движения автобусов согласно установленному расписанию и режиму работы, из-за отказов в перевозках пассажиров по проездным билетам на отдельных маршрутах.
В процессе оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа на автомобильном транспорте включается все больше коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. При решении вопроса перевозки пассажиров в определенной степени с их участием не решаются вопросы повышения комфортности проезда, согласованности движения автотранспорта на городских маршрутах в соответствии с расписаниями движения.
В Республике Коми в условиях формирования рыночной экономики активно развивается и становится важным элементом социальной инфраструктуры рынок платных образовательных услуг.
Определенной гарантией качества образовательных услуг, соответствия уровня образования предъявляемым требованиям является наличие лицензий на осуществление данной деятельности.
Наряду с оказанием бесплатной медицинской помощи, все большее распространение получает оказание медицинских услуг на платной основе. Соблюдение требований законодательства по защите прав потребителей при их оказании приобретает все большую актуальность.
При разрешении споров между потребителями, продавцами и исполнителями в связи с недостатками в товарах, услугах проблемным остается вопрос проведения экспертизы причин возникновения недостатков товара из-за малого количества организаций, способных давать экспертные заключения.
Реализация потребительской политики в Республике Коми осуществляется на фоне оздоровления экономических отношений, что в конечном итоге благотворно сказывается на потребителях.
Однако имеющиеся нарушения в сфере потребительских отношений свидетельствуют о необходимости постоянного внимания к этой проблеме со стороны всех структур, занимающихся защитой прав потребителей.
Тесное взаимодействие органов исполнительной власти Республики Коми, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль качества и безопасности товаров, работ, услуг на потребительском рынке, по предупреждению и прекращению нарушений законодательства о защите прав потребителей является основой реализации предусмотренных законодательством прав потребителей.
Эффективность работы в области защиты прав потребителей во многом зависит от работы самого низового звена - органов по защите прав потребителей при администрациях муниципальных образований, которые наиболее приближены к потребителю.
Представляется важным укрепление этих структур квалифицированными кадрами, создание условий для их работы.
В условиях рыночных отношений эффективность реализации потребительской политики во многом зависит от поведения продавцов, изготовителей, исполнителей услуг, что в немалой степени связано со знанием ими требований законодательства о защите прав потребителей.
Актуальными остаются вопросы развития образования потребителей, создания условий для информированности населения.
По-прежнему требует к себе внимания работа по обеспечению прав потребителей при оказании услуг предприятиями естественных монополий (услуги связи, железнодорожного транспорта, энергетики, жилищно - коммунального хозяйства).
Практическая работа по реализации Программы призвана способствовать созданию условий и предпосылок для формирования механизма предупреждения нарушений законодательства о защите прав потребителей, расширения сферы его применения.
Опыт работы прошлых лет по реализации потребительской политики в рамках разрабатываемых программ свидетельствует о ее эффективности, способствует привлечению к этой работе более широкого круга заинтересованных структур, общественных организаций.
Программно - целевой метод решения проблем потребительской политики позволяет реализовать основные ее направления на краткосрочный период.
Привлечение заинтересованных структур, органов исполнительной власти Республики Коми, администраций муниципальных образований в рамках Программы к решению вопросов потребительских отношений на рынке товаров, работ, услуг окажет положительное влияние на реализацию прав потребителей в Республике Коми, предусмотренных законодательством.
II. Цели и задачи Программы.
Сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является создание на всей территории Республики Коми надлежащих условий для реализации и эффективной защиты законных прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг на основе объединения усилий, скоординированных действий органов исполнительной власти Республики Коми, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций потребителей.
Практическая работа по реализации Программы призвана обеспечить:
создание условий, обеспечивающих реализацию прав потребителей на удовлетворение основных потребностей в товарах (работах, услугах);
совершенствование условий, обеспечивающих эффективность реализации прав потребителей на качественные и безопасные товары, работы, услуги;
создание необходимых условий, обеспечивающих эффективную реализацию прав потребителей на информацию о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах;
совершенствование условий для обеспечения эффективной правовой и судебной защиты по восстановлению нарушенных прав потребителей;
совершенствование системы, обеспечивающей реализацию права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Работа по практической реализации мероприятий Программы рассчитана на 2001-2003 годы и будет осуществляться в три этапа:
I этап - 2001 год;
II этап - 2002 год;
III этап - 2003 год.
III. Финансовое обеспечение Программы
Для реализации мероприятий Программы необходимо выделение 12390 тыс. рублей, в том числе в:
2001 году - 2317 тыс. рублей,
2002 году - 4039 тыс. рублей,
2003 году - 6034 тыс. рублей;
из республиканского бюджета Республики Коми предполагается затратить на реализацию мероприятий Программы 310 тыс. рублей, в том числе в:
2001 году - 237 тыс. рублей,
2002 году - 39 тыс. рублей,
2003 году - 34 тыс. рублей;
из местного бюджета муниципального образования "Город Ухта" в 2001 году - 20 тыс. рублей.
Для реализации мероприятий Программы предусматривается привлечение в незначительном объеме денежных средств текущего финансирования соответствующих органов исполнительной власти Республики Коми и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований.
Собственные средства Коми центра стандартизации, метрологии и сертификации - 10060 тыс. рублей.
Местные внебюджетные государственные экологические фонды - 2000 тыс. рублей.
IV. Ожидаемые результаты реализации Программы
Конечным результатом реализации Программы должны стать:
создание условий, обеспечивающих реализацию прав потребителей на удовлетворение основных потребностей в качественных и безопасных товарах (работах, услугах);
снижение социальной напряженности за счет предупреждения и прекращения нарушений прав потребителей;
повышение уровня правовой грамотности субъектов правоотношений на потребительском рынке;
сокращение количества обращений потребителей в органы по защите прав потребителей и суды.
V. Организация контроля за реализацией Программы
Координацию работы ответственных исполнителей мероприятий Программы осуществляет Коми территориальное управление МАП России.
Ответственные исполнители мероприятий Программы раз в квартал до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о ходе выполнения мероприятий Программы Коми территориальному управлению МАП России.
Коми территориальное управление МАП России обобщает представленную информацию, готовит справку и до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет ее Министерству экономики Республики Коми.
По итогам года ход выполнения мероприятий Программы рассматривается на заседании Межведомственного совета по защите прав потребителей.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2001-2003 ГОДЫ"