Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 21.11.2000
"ПРАВА, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПРАВА, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 783, определяют в качестве главных задач налоговых органов осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, то есть осуществление налогового контроля.
Отношения, возникающие в процессе налогового контроля между налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками взносов) и налоговыми органами и регулируемые законодательством о налогах и сборах, основаны на административном или ином властном подчинении налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков взносов) налоговым органам, в связи с чем налоговые органы как участники этих отношений должны действовать только в рамках прав, предоставляемых им Налоговым кодексом Российской Федерации. Любой нормативный акт о налогах и сборах может быть признан не соответствующим Налоговому кодексу РФ, если такой акт разрешает или допускает действия налоговых органов, запрещенные Кодексом, либо изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий налоговых органов (ст. 6 НК РФ). Таким образом, существовавший ранее порядок, когда права налоговых органов в части налогового контроля могли быть установлены нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время действовать не может.
Объем основных прав, используемых налоговыми органами при проведении налогового контроля, определен статьей 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и претерпел некоторые изменения по сравнению с ранее действовавшим законодательством, в частности Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и иными нормативными правовыми актами.
При этом порядок использования налоговыми органами при проведении налогового контроля таких прав, как проведение налоговых проверок, осмотр территорий и помещений налогоплательщика, истребование документов, производство выемки документов, привлечение к налоговой проверке эксперта либо специалиста, участие переводчика, определен соответствующими статьями Налогового кодекса Российской Федерации.
Одной из самостоятельных форм проведения налогового контроля в соответствии со статьей 82 Налогового кодекса РФ является получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, поэтому подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса достаточно четко определено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. То есть упомянутые лица могут вызываться для получение объяснений при возникновении у налогового органа такой необходимости, а не только в связи с проводимыми налоговым органом налоговыми проверками (камеральными и выездными).
Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса расширил законодательно право налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Такое же право налоговых органов пунктом 4 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (ранее пунктом 4 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР") установлено в отношении граждан, отказывающихся допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию помещений. По налогоплательщикам - организациям до 3 августа 1999 года в дополнение к Налоговому кодексу РФ действовал пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", в соответствии с которым налоговые органы имели право в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.
Пока Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, определяющих порядок создания налоговыми органами налогового поста, что вытекает из содержания подпункта 15 пункта 1 статьи 31 Кодекса. Вместе с тем, подпунктом 13 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" предусмотрено, что налоговые посты могут создаваться в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность по налогам, на период погашения задолженности в целях обеспечения контроля за ее погашением.
Налоговыми органами в ходе проведения налогового контроля достаточно часто применяется право требования к руководителям и должностным лицам организаций, а также к гражданам об устранении ими выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, о предоставлении документов по установленным формам, служащих основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. За невыполнение законных требований налоговых органов налогоплательщики, налоговые агенты и иные лица несут ответственность, предусмотренную конкретными статьями главы 16 части первой Налогового кодекса РФ. Помимо этого, налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с абзацем третьим пункта 12 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

Заместитель начальника
отдела
правового
обеспечения и взаимодействия
с правоохранительными органами
Управления МНС
России
по Республике Коми
В.Б.БЫЧКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru