Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 15.11.2000 № 3-36-2000
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИМЕРНОГО УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 13.01.2001, № 7






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2000 г. № 3-36-2000

Верховный Суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Козловой С.Н.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 ноября 2000 года дело по заявлению Прокурора Республики Коми о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п.п. 2, 3 ст. 12; п. 10 ст. 27; абзацев 1, 3 п. 2 ст. 49 Примерного устава муниципального образования, одобренного п. 1 постановления Государственного Совета Республики Коми "О примерном уставе муниципального образования" от 28 мая 1998 года № 1-11/57,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п.п. 2, 3 ст. 12; п. 10 ст. 27; абзацы 1, 3 п. 2 ст. 49 Примерного устава муниципального образования, одобренного п. 1 постановления Государственного Совета Республики Коми "О примерном уставе муниципального образования" от 28 мая 1998 года № 1-11/57. В обоснование заявления указал, что оспариваемые положения Примерного устава не соответствуют нормам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку допускают вмешательство органов государственной власти Республики Коми в процесс формирования органов местного самоуправления Республики Коми и затрагивают вопросы самостоятельного осуществления этими органами своих полномочий.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и дал соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми в письменной форме ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя. При этом считал, что Примерный устав муниципального образования не является нормативным актом, непосредственно затрагивающим права местного самоуправления, и поэтому дело подлежит прекращению.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд в соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление Прокурора Республики Коми допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Исходя из предмета обжалования и фактических данных по делу, суд приходит к выводу, что прокурором ставится вопрос о признании недействующими именно нормативных положений Примерного устава, т.к. эти положения носят разрешительно - регулятивный характер, имеют самостоятельное значение для формирования органов местного самоуправления и распространяет свое разрешительное действие на всю территорию Республики Коми.
Анализ оспариваемых норм Примерного устава на предмет их соответствия федеральному законодательству свидетельствует о правомерности заявленных Прокурором Республики Коми требований.
Так, из содержания п.п. 2, 3 ст. 12; п. 10 ст. 27 Примерного устава муниципального образования следует, что Советы муниципальных образований Республики Коми в случае невозможности выполнения органами местного самоуправления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения вправе передавать их органам государственной власти Республики Коми вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Такая передача производится по решению соответствующего Совета. Согласно абзацам 1, 3 п. 2 ст. 49 Примерного устава главы администраций муниципальных образований Республики Коми избираются на должность Советами по представлению Главы Республики Коми. При этом одна и та же кандидатура может быть представлена Главой Республики Коми на должность главы администрации муниципального образования не более двух раз. Исследование приведенных нормативных положений Примерного устава в их взаимосвязи с нормами Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ с последующими изменениями и дополнениями показывает, что эти положения абсолютно аналогичны п. 4 ст. 10; п.п. 2, 3 ст. 12; подпункту 9 п. 3 ст. 18; абзацам 1, 3 п. 5 ст. 27 упомянутого выше Закона.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 2 ноября 1998 года указанные нормы Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" были признаны недействительными с момента их принятия.
В соответствии с данным преюдициально значимым обстоятельством и установленными федеральным законодательством принципами правового регулирования в области местного самоуправления суд считает необходимым признать п.п. 2, 3 ст. 12; п. 10 ст. 27; абзацы 1, 3 п. 2 ст. 49 Примерного устава муниципального образования противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента одобрения их постановлением Государственного Совета Республики Коми.
В силу ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий приведенных норм Примерного устава муниципального образования подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление Прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий п.п. 2, 3 ст. 12; п. 10 ст. 27; абзацы 1, 3 п. 2 ст. 49 Примерного устава муниципального образования с момента одобрения их постановлением Государственного Совета Республики Коми "О примерном уставе муниципального образования" от 28 мая 1998 года № 1-11/57.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий указанных норм Примерного устава муниципального образования подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru