Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Е.Гилева, "Все для Вас", № 19, 2000 г.)]
"АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 17.05.2000, № 19






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ОТДЕЛЬНЫЕ
СИТУАЦИИ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

До введения в действие ПБУ 6/97 действовал только один способ начисления амортизации - линейный, то есть в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденными Советом Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
С изданием приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 года № 65н, которым утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, были введены новые и теперь действуют 4 способа:
- линейный,
- способ уменьшения остатка,
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования,
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ.
Краткое содержание каждого метода отражено в пункте 4.3 вышеназванного документа. Более подробное описание с примерами дано в пунктах 57-62 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 20 июля 1998 года № 33н.
Применение того или иного порядка является правом предприятия при отражении в бухгалтерском учете. Соответственно выбранный метод должен быть предусмотрен в учетной политике предприятия.
Следует подчеркнуть, что новый способ начисления амортизации должен распространяться только на вновь вводимые, после 1 января 1998 года, объекты основных средств, то есть с момента вступления в действие ПБУ 6/97. И поскольку применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования, для объектов, приобретенных и введенных в эксплуатацию до 1 января 1998 года, применим только линейный метод.
При этом, несмотря на возможность выбора способа начисления амортизации, для целей налогообложения в настоящее время применим только один способ - линейный, так как в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552, предусмотрено, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов производятся по нормам, утвержденным в установленном порядке. Нормы амортизационных отчислений были утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072 и действуют до настоящего времени. Такое же разъяснение в связи с поступающими запросами дано письмом Министерства экономики РФ от 6 января 2000 г. № МВ-6/6-17.
Если предприятие использует иной способ начисления амортизации, расходы по элементу "амортизационные отчисления" могут возрасти. В этом случае сумма превышения подлежит отражению по строке 4.23 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение № 11 к Инструкции МНС РФ от 10 августа 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями), и не должна уменьшать налогооблагаемую прибыль. В соответствии с вышеназванным Положением о составе затрат предусматривается порядок формирования себестоимости, в том числе амортизационных затрат, для целей налогообложения прибыли. Следовательно, логично предполагать, что для обложения налогом на имущество, исходя из Федерального закона о конкретном налоге (Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"), остаточная стоимость основных средств берется из данных бухгалтерского учета. Однако единственными утвержденными в установленном порядке нормами являются нормы линейные и во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами целесообразно учитывать данные требования.
В каких случаях амортизация не начисляется.
Согласно пункту 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств амортизация не начисляется по объектам основных средств, полученным по:
- договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации,
- жилищному фонду,
- объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства,
- специализированным сооружениям судоходной обстановки,
- продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям,
- многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста,
- приобретенным изданиям (книги, брошюры),
- объектам фильмофондов, сценическо - постановочных средств,
- экспонатам животного мира,
- объектам основных средств, потребительские свойства которых не изменяются с течением времени (объекты природопользования).
По основным средствам как бюджетных организаций, так и основных средств, приобретенных с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), амортизация не начисляется (п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34н). Для обложения налогом на имущество не имеет значения источник приобретения, в том числе бюджетные средства. Не являются при этом плательщиками налога на имущество бюджетные организации как категория налогоплательщиков, освобожденная от налогообложения в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий".
Пунктом 53 Методических указаний по бухгалтерскому учету разрешено приостанавливать начисление амортизационных отчислений в случаях нахождения объектов основных средств на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, а также переведенным по решению руководителя на консервацию с продолжительностью не менее 3 месяцев. Следовательно, не может признаваться консервацией со всеми вытекающими последствиями прекращение эксплуатации объектов основных фондов в меньший период времени.
Временной период учитывается и при проведении восстановительных работ.
Право прекращения начисления амортизации появляется в случае ремонта (текущего, среднего и капитального), модернизации и реконструкции, осуществляемой более года (пункт 69).
Нередко налогоплательщики обращаются с вопросом, освобождаются ли основные средства на период консервации от уплаты налога на имущество. Действующим законодательством предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы при расчете налога на имущество стоимости имущества, используемого для образования запасов, созданных, законсервированных или выведенных в резерв только в соответствии с решениями органов государственной власти и управления (п. "ж" ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"). Решение о консервации имущества, принятое руководителем организации, не является основанием для освобождения от уплаты налога на имущество.
Правильность начисления амортизации учитывается при составлении расчетов по налогу на прибыль в составе себестоимости, а также при предоставлении льготы на финансирование капитальных вложений. Следует соблюдать одно из условий при определении размера льготы - из произведенных затрат на капитальные вложения исключается сумма износа, начисленная по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств". В практике имели место случаи, когда предприятия, заявившие в налоговых расчетах (декларациях) указанный вид льготы, не учитывали данное требование вовсе либо завышали льготу, исключая износ в меньшем размере, уменьшая тем сам объект налогообложения и сумму налога, что, в свою очередь, влечет применение к налогоплательщику финансовых санкций.

Гл. госналогинспектор
отдела
контрольно - методической
работы с крупными и
крупнейшими
налогоплательщиками
Е.В.ГИЛЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru