Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Г.Левицкая, "Все для Вас", № 17, 2000)]
"НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 05.05.2000, № 17






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ И ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

Согласно статье 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов.
Институт налогового агента был закреплен в законодательстве еще до вступления в силу Кодекса, хотя сам термин "налоговый агент" в тексте законов не употреблялся. Так, например, в Законе Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", утратившего силу (за исключением отдельных положений), указывалось на обязанность предприятий правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет (статья 15).
До введения в действие Кодекса вышеназванные обязанности налоговых агентов предусматривались также в Законе Российской Федерации от 07.12.91 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно статье 22 этого Закона своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскивались налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, с наложением штрафа в размере 10% от сумм, подлежащих взысканию. Несмотря на норму Закона, налоговые агенты не исполняли возложенные на них вышеперечисленные обязанности, в результате чего налоговые органы взыскивали неудержанные и (или) неперечисленные суммы налогов с предприятий - налоговых агентов, что, в свою очередь, приводило в ряде случаев к возникновению споров между налоговыми агентами и налоговыми органами.
Со вступлением в силу Кодекса устранены пробелы в правовом регулировании отношений налоговых агентов как с налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Налоговые агенты признаны субъектами регулируемых законодательством о налогах и сборах отношений (статья 9). Согласно Кодексу организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, вступают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций - налогоплательщиков (пункт 10 статьи 84). В Кодексе не только раскрывается понятие "налоговый агент", определяются права и обязанности налогового агента (статья 24), но и устанавливается ответственность за невыполнение налоговым агентом своих обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (статья 123).
В отношении предприятий, учреждений и организаций, обязанных удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов физических лиц, Кодекс изменил размер ответственности за невыполнение аналогичных обязанностей, поэтому нормы Кодекса в данном случае имеют обратную силу, но только в пределах, не отягчающих ранее установленную ответственность. Так, статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в качестве мер ответственности предусмотрено взыскание налоговым органам с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, своевременно не удержанных, удержанных не полностью или не перечисленных в бюджет сумм налогов с наложением штрафа в размере 10% от сумм, подлежащих взысканию. Таким образом, санкции за соответствующее нарушение включали не только взыскание 10-процентного штрафа, но и взыскание всей суммы неудержанных (не полностью удержанных) либо не перечисленных в бюджет налогов. Такие санкции по размеру больше, чем предусмотренный статьей 123 Кодекса 20-процентный штраф. Следовательно, нормы Кодекса смягчают ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм подоходного налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Следует иметь в виду, что индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности наемный труд, также являются налоговыми агентами. Однако до вступления в силу Кодекса они не подвергались штрафу за неудержание (несвоевременное, неполное удержание) и неперечисление сумм подоходного налога с физических лиц в бюджет. В случае несвоевременного перечисления указанного налога индивидуальные предприниматели - налоговые агенты обязаны были уплатить только пени. Кодекс за данное нарушение предусматривает для этой категории налоговых агентов санкции в размере 20% от суммы подоходного налога с физических лиц, подлежащей перечислению по отношениям, возникшим с 1 января 1999 г.
Кроме обязанности правильно и своевременно удерживать и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, на налогового агента возложены и другие обязанности. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты также обязаны:
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
- вести учет выплаченных налогоплательщиками доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому плательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеперечисленных обязанностей может повлечь применение к налоговым агентам мер ответственности, предусмотренных статьей 126 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 126 Кодекса нарушение установленного срока представления налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый неправильный документ.
Например, пунктом 3 статьи 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено ежеквартальное представление налоговыми агентами в инспекции отчета об итоговых суммах начисленных доходов и удержанного подоходного налога с налогоплательщиков - физических лиц. Этот отчет должен представляться в течение года не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, а по истечении года - следующего за отчетным. Нарушение налоговым агентом установленных сроков предоставления указанного отчета в налоговый орган может повлечь взыскание с правонарушителя санкций в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Кодекса непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике, предусмотренные Кодексом, по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление их с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей. Если деяния, предусмотренные пунктом 2 статьи 126 Кодекса, совершены физическим лицом, то они влекут санкции в меньшем размере - штраф в сумме 500 рублей.
Привлечение налогового агента к ответственности по статье 126 Кодекса возможно, например, в случае отказа представить налоговому органу персонифицированные сведения о каком-либо налогоплательщике относительно выплаченных ему доходов, удержанных и перечисленных налогов.

Главный государственный
налоговый инспектор -
советник
налоговой службы
I ранга
отдела КМР
по налогообложению
физических лиц
Управления
МНС РФ
по Республике Коми
Г.В.ЛЕВИЦКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru