Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 16.02.2000
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА № 939-Р В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ О.А.ЗАХАРОВОЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 02.03.2000, № 40






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2000 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА № 939-Р
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ О.А.ЗАХАРОВОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителя Главы Республики Коми как стороны, принявшей оспариваемый акт, Л.О.Опариной - заместителя начальника Государственно - правового управления Главы Республики Коми,
руководствуясь частью 4 статьи 100 Конституции Республики Коми и пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 32, 90-93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Распоряжения Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки О.А.Захаровой на нарушение ее конституционных прав Распоряжением Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми названный нормативный акт.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Л.В.Батмановой, выступления представителя стороны, принявший оспариваемый акт, а также мнения приглашенных в заседание представителей Управления Пенсионного фонда по г. Воркуте Л.В.Филатовой, Н.А.Ванеевой, представителя Прокуратуры Республики Коми Е.В.Забоевой - старшего прокурора отдела Прокуратуры Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Гражданка О.А.Захарова полагает, что Распоряжением Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р нарушается ее конституционное право на получение пенсии в полном объеме, поскольку названное Распоряжение предусматривает выплату назначенной пенсии в полном объеме, то есть с учетом районного коэффициента, лишь неработающим пенсионерам. Захарова в периоды с 13 октября 1995 года по 1 декабря 1995 года и с 27 июня 1996 года по 5 мая 1996 года работала, в связи с чем ей пенсия за эти периоды была выплачена без начисления районного коэффициента. Вопрос был предметом рассмотрения судов общей юрисдикции, но в иске о выплате недоначисленной пенсии в размере 611 руб. 71 коп. (деноминированных) ей было отказано со ссылкой на Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р.
Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Воркуте Л.В.Филатова и Н.А.Ванеева в судебном заседании пояснили, что Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р явилось результатом соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Коми и Пенсионным фондом Российской Федерации о выплате неработающим пенсионерам Республики Коми, в порядке исключения, пенсий с учетом районного коэффициента, тогда как по общему правилу, установленному статьей 112 Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года (с изменениями и дополнениями), начисление районного коэффициента производится лишь на минимальные и максимальные размеры пенсий.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми является выяснение соответствия оспариваемого акта федеральному законодательству, поскольку вопросы социального обеспечения, в том числе пенсионного законодательства, находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми (пункт "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми).
2. Установив, что Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р предусматривает лишь меры, направленные на выплату пенсий в полном объеме неработающим пенсионерам с учетом действующих районных коэффициентов, а основой правовой неопределенности явились положения Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Конституционный Суд Республики Коми обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности частей первой и второй статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", приостановив производство по делу.
3. Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1999 года (поступило 26 января 2000 года) в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Коми отказано, как не отвечающего критериям допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что установление размеров трудовых и социальных пенсий, пенсионных льгот, порядка их получения для различных категорий граждан зависит прежде всего от финансовых возможностей государства и относится к исключительной компетенции законодателя (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации); повышение на районный коэффициент минимальных размеров пенсий граждан имеет целью усиление социальной защиты пенсионеров, чей заработок крайне низок, а повышение максимальных размеров предусматривается для того, чтобы сохранить зависимость размера пенсии от размера заработка; такой подход законодателя соответствует принципу справедливости и не затрагивает конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.
4. В запросе в обоснование своей позиции Конституционный Суд Республики Коми обратил внимание на то, что Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года определил, что для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего коэффициента к заработной плате (статья 30), и просил проверить конституционность частей 1 и 2 статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не только по содержанию нормы, но и в смысле, придаваемом ей правоприменительной практикой.
Однако, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что решение вопроса о том, какие нормы закона или иного правового нормативного акта подлежат применению в конкретном деле, в том числе в случае их возможного противоречия друг другу, относится к компетенции судов общей юрисдикции и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39 (часть 1), 63, 66, 68 (части 1, 3 и 4) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", суд

определил:

1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности Распоряжения Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р.
2. В соответствии со статьей 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" определение окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно.
3. В соответствии со ст. 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" определение подлежит опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru