Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 30.11.1999
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 27, АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 40 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЛОЖЕНИЯ № 7 К НАСТОЯЩЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 23 ИЮНЯ 1999 ГОДА, В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.Ю.ЗАВАЛЬНОГО, А.В.КУЗНЕЦОВА, О.В.БОЛГАРСКОЙ, Н.И.МАЙОРОВОЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 21.12.1999, № 232






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 1999 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 27,
АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 40 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ ЕДИНОГО НАЛОГА
НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЛОЖЕНИЯ № 7 К НАСТОЯЩЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ,
УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 23 ИЮНЯ 1999 ГОДА, В СВЯЗИ
С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.Ю.ЗАВАЛЬНОГО, А.В.КУЗНЕЦОВА,
О.В.БОЛГАРСКОЙ, Н.И.МАЙОРОВОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием граждан А.Ю.Завального, А.В.Кузнецова, Н.И.Майровой, обратившихся с жалобой в Конституционный Суд Республики Коми, представителя Государственного Совета Республики Коми Е.М.Закидальского - заведующего отделом экономического законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми,
руководствуясь статьей 100 (часть 4) Конституции Республики Коми, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, статьями 32, 68, 90-94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 27, абзаца второго пункта 40 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложения № 7, утвержденных Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 июня 1999 года.
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А.Ю.Завального, А.В.Кузнецова, О.В.Болгарской, Н.И.Майоровой на нарушение их конституционных прав пунктом 27, абзацем вторым пункта 40 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложением № 7.
Определениями Конституционного Суда Республики Коми от 28 октября и 1 ноября 1999 года обращения граждан А.Ю.Завального, А.В.Кузнецова, О.В.Болгарской и Н.И.Майоровой объединены в одном производстве, а действие оспариваемого нормативного акта в отношении заявителей приостановлено до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Коми.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми вышеназванного нормативного акта.
Заслушав сообщение судьи - докладчика С.Г.Толстова, объяснения сторон, а также выступления приглашенных в заседание представителей: от Главы Республики Коми - И.Е.Якутовой, заведующей отделом экономического законодательства Государственно - правового управления Администрации Главы Республики Коми, от Прокуратуры Республики Коми - Л.Н.Степановой, прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов Прокуратуры Республики Коми; свидетелей Л.А.Рябинина и Л.А.Братцевской - представителей Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Коми, свидетеля В.Н.Макаровой - представителя Комитета Республики Коми по поддержке и развитию предпринимательства, консультанта Конституционного Суда Республики Коми Н.Т.Арапова, кандидата юридических наук, исследовав представленные документы, нормативные и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В жалобах А.Ю.Завального, А.В.Кузнецова, О.В.Болгарской и Н.И.Майоровой, обратившихся в Конституционный Суд Республики Коми, оспаривается конституционность пункта 27, абзаца второго пункта 40 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложения № 7, утвержденных Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 июня 1999 года и введенных в действие с 1 октября 1999 года (далее - Положение).
Заявители полагают, что налог на вмененный доход лишает их возможности продолжать занятие предпринимательской деятельностью в силу своей несоразмерности, ставит их в неравные условия с гражданами, на которых указанный налог не распространяется, тем самым нарушается конституционный принцип равенства всех перед законом.
А.Ю.Завальный и А.В.Кузнецов в своих жалобах и в судебном заседании считают, что Положение (пункт 27) и Приложение № 7 не соответствуют также и федеральному законодательству, а именно Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Заявитель О.В.Болгарская утверждает, что налог на вмененный доход фактически лишает ее и семью средств к существованию. Поскольку она является инвалидом первой группы и многодетной матерью, ей должны быть предоставлены льготы по налогу, которые предоставлялись ей ранее, до введения указанного налога, в частности, по подоходному налогу с физических лиц и по налогу на имущество.
Кроме того, О.В.Болгарская полагает, что смысл установлений, предусмотренных абзацем вторым пункта 40 Положения не соответствует Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Н.И.Майорова полагает, что ее право на занятие предпринимательской деятельностью также нарушено, так как с введением единого налога на вмененный доход ее налоговые обязательства увеличились более чем в четыре раза и она не в состоянии заплатить такой налог в силу его несоразмерности и несправедливости.
2. Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности разработано в соответствии с Законом Республики Коми "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и определяет порядок исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Указанное Положение утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 июня 1999 года.
Со дня введения единого налога на территории Республики Коми с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за некоторыми исключениями.
В соответствии со статьей 5 Положения плательщиками единого налога с 1 октября 1999 года являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Коми, в том числе в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины, палатки, рынки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, организациями - предприятиями розничной торговли с численностью работающих до 30 человек и предпринимателями при условии, что численность работающих у них по различным основаниям не превышает 30 человек.
Сумма единого налога на вмененный доход для розничной торговли, осуществляемой через магазины, палатки, ларьки и другие места организации торговли, имеющие стационарную торговую площадь, рассчитывается в соответствии с Приложением № 7 к Положению о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Заявителями ставится вопрос о несоответствии Конституции Республики Коми также и Приложения № 7, определяющего размер базовой доходности, на основании которой и определяется сумма налога на вмененный доход.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми является вопрос о конституционности пункта 27, абзаца второго пункта 40 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложения № 7 как неотъемлемой части оспариваемого нормативного акта.
Именно размеры базовой доходности по розничной торговле, осуществляемой через магазины, ларьки и другие места организации торговли, имеющие стационарную торговую площадь, изложенные в Приложении № 7, влияют на сумму вмененного дохода, чем затрагивают, по мнению заявителей, их конституционное право на занятие предпринимательской деятельностью.
3. Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено Конституцией Республики Коми (статья 64, пункт "и" части первой) к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование (статья 64, часть 2 Конституции Республики Коми).
Законом, определяющим порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход, является Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 года.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.
При этом нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются:
1) сферы предпринимательской деятельности;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
3) налоговые льготы;
4) порядок и сроки уплаты единого налога;
5) иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предусматривает 14 критериев, на основании которых рассчитывается сумма единого налога, при этом учитываются ставка, значение базовой доходности, физические показатели, влияющие на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности. Приложение № 7 к Положению учитывает лишь несколько критериев, предусмотренных федеральным законом, при этом не учтены такие важные позиции, как место осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие).
Тогда как эти и другие критерии, указанные в Федеральном законе, могут существенно влиять на размеры повышающих (понижающих) коэффициентов, а, значит, и на размер базовой доходности.
Пунктом 1 Приложения № 7 установлен размер базовой доходности на единицу физического показателя на месяц: розничная торговля через магазины и другие места организации торговли, имеющие стационарную торговую площадь, на 1 квадратный метр торговой площади:
- до 20 квадратных метров - 600 рублей;
- от 21 до 50 квадратных метров - 560 рублей;
- от 51 до 100 квадратных метров - 420 рублей;
- от 101 квадратного метра и выше - 240 рублей.
Для розничной торговли через палатки, ларьки, киоски и другие места организации торговли, имеющие стационарную торговую площадь, на 1 торговую точку - 7500 рублей.
Как выяснилось в судебном заседании, определение налогооблагаемой базы (базовой доходности и суммы вмененного дохода) представляет некоторую сложность и предопределяет проведение предварительных экспертных исследований для получения заключений независимых экспертов и профессиональных оценщиков. При этом предполагается и участие в этом самих предпринимателей.
Как пояснили заявители А.Ю.Завальный и Н.И.Майорова, для установления базовой доходности и вмененного дохода они не привлекались, а с представленными ими расчетами налоговая инспекция не согласилась. Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательным органом Республики Коми предварительная работа по вопросу экономического обоснования ставки налога на вмененный доход не проводилась, и поэтому единый налог для многих плательщиков стал непосильным и не обеспечивающим достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11 Конституции Республики Коми).
Указанные в Приложении № 7 размеры базовой доходности на единицу физического показателя в месяц, даже без применения повышающих коэффициентов, являются препятствием для продолжения занятия предпринимательской деятельностью, не учитывают фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.
4. Как видно из жалобы и объяснений в судебном заседании заявителя Н.И.Майоровой, единый налог на вмененный доход из расчета 7500 рублей с повышающим коэффициентом для города Сыктывкара в 1,3 составит более 3500 рублей в месяц, или в 4 раза больше, чем она платила до введения единого налога, и она не в состоянии его уплатить.
Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным и не отвечающим требованиям конституционных принципов равенства и справедливости.
Регулируя налогообложение, субъекты Российской Федерации в полной мере должны руководствоваться конституционными требованиями о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (статья 16, часть 1 Конституции Республики Коми).
В законах, устанавливающих налоги и сборы, должны учитываться такие конституционные принципы, как принцип равенства и принцип соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (статья 17, части 1 и 2, статья 18, части 2 и 3 Конституции Республики Коми). Принцип равенства должен достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации от 4 апреля 1996 года и от 2 июля 1997 года.
5. В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации: "Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав".
Налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, при этом, при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
При этом важно, чтобы законы и подзаконные акты, конкретизирующие конституционные положения, не сужали сферы действия этих прав, не устанавливали препятствий для их осуществления.
В соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежит ограничению, даже в условиях чрезвычайного положения, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Указанное право закреплено в статье 35 (часть 1) Конституции Республики Коми.
6. Отступив от требования статьи 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", предписывающей определить налоговые льготы, законодательный орган Республики Коми реализовал указанное требование путем делегирования полномочий органам местного самоуправления, которые могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу в части, подлежащей зачислению в местные бюджеты (пункт 27 Положения).
Как видно из объяснений заявителя А.Ю.Завального, он обращался с данным вопросом в администрацию Эжвинского района города Сыктывкара, однако получил отказ в предоставлении льгот.
В то же время заявитель О.В.Болгарская в жалобе утверждает, что до введения единого налога на вмененный доход ей, как инвалиду 1-й группы и многодетной матери, были гарантированы льготы по налогам, предусмотренные федеральным законодательством "О подоходном налоге с физических лиц" и "О налогах на имущество физических лиц". С введением единого налога она лишилась указанных льгот, чем ухудшилось ее положение.
Абзацем вторым пункта 40 Положения сохраняется существующий порядок уплаты налогов для общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятий и учреждений, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Исходя из смысла указанных предписаний, следует прийти к выводу о том, что, предоставляя право добровольного перехода на уплату единого налога организациям инвалидов, Положение не учитывает интересы индивидуальных предпринимателей, являющихся инвалидами, чем нарушается равенство прав граждан перед законом.
8. В соответствии со статьей 47 Конституции Республики Коми каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Следовательно, установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными".
Данное положение имеет значение при оценке конституционности нормативного акта, устанавливающего конкретный налог.
Налог может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
Наделение законодательного органа Республики Коми конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовать эти полномочия. Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налогового обязательства.
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности установлен Законом Республики Коми 30 сентября 1998 года, однако расчеты налогооблагаемой базы и существенные элементы налогового обязательства содержатся в подзаконных актах, таких как Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложение № 7.
Тем самым в нарушение статьи 47 Конституции Республики Коми подзаконными актами фактически устанавливаются существенные элементы налогового обязательства, такие как базовая доходность предпринимателей, то есть законодательный орган отступил от закрепленного в указанной конституционной норме принципа, допустив действие подзаконных актов, устанавливающих существенные элементы налогообложения, в противоречии с федеральным законом. Данная правовая позиция, основанная на предписаниях статьи 57 Конституции Российской Федерации, сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 11 ноября 1997 года и от 28 октября 1999 года.
Таким образом, рассматривая вопрос о конституционности пункта 27, абзаца второго пункта 40 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложения № 7, Конституционный Суд Республики Коми приходит к выводу о несовершенстве оспариваемых заявителями нормативных актов.
Данное несовершенство признается и законодательным органом Республики Коми.
Так, в пункте 2 Постановления Государственного Совета Республики Коми содержится поручение Комитету Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике обобщить все прозвучавшие в ходе рассмотрения данного вопроса на сессии Государственного Совета Республики Коми предложения по внесению изменений в данное Положение и направить их Главе Республики Коми для рассмотрения с последующим внесением в Государственный Совет Республики Коми.
Законодательный орган в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должен обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к несогласующемуся с принципом правового государства (статья 1 Конституции Республики Коми) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом (статья 17, часть 1 Конституции Республики Коми).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 66, статьями 67, 68, 69, 71, 73, 74 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать пункт 27, абзац второй пункта 40 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложение № 7 к нему не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 7 (части 1), 11, 16, 17 (части 1 и 2), 18 (части 2 и 3), 35 (части 1), 47 и 64 (части 2) в той мере, в которой Положение и Приложение № 7 допускают ограничения прав граждан для продолжения предпринимательской деятельности путем установления экономически необоснованных физических показателей без учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, а также в той мере, в которой Положение и Приложение № 7 противоречат Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Налоговому кодексу Российской Федерации.
2. Государственному Совету Республики Коми в срок до 1 марта 2000 года надлежит внести изменения в Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и Приложение № 7, исходя из конституционных принципов налогообложения и настоящего Постановления.
Нормы, признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Республики Коми, с момента истечения указанного срока не подлежат применению.
3. Заявителям А.Ю.Завальному, А.В.Кузнецову, О.В.Болгарской и Н.И.Майоровой производить уплату единого налога на вмененный доход с момента введения в действие изменений в Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и в Приложение № 7 Государственным Советом Республики Коми.
До указанного момента для заявителей действует прежний порядок налогообложения, существовавший до 1 октября 1999 года.
4. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Ведомостях органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".

Председатель
Ю.В.ГАВРЮСОВ

Судьи:
Т.А.КЫРНЫШЕВА
П.Ф.ПУНЕГОВ
С.Г.ТОЛСТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru