[СТАТЬЯ (В.Бычков, "Все для Вас", № 42, 1999 г.)]
"ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 27.10.1999, № 42
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Налоговый кодекс Российской Федерации не только законодательно регламентировал общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, определил виды налоговых правонарушений и размеры санкций в случае нарушения законодательства о налогах и сборах, но и посредством включения процессуальных норм установил порядок производства по делу о налоговом правонарушении.
При этом законодателем ряд положений главы 15 Налогового кодекса, особенно касающихся обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности или смягчающих и отягчающих ответственность, понятия вины и ее форм, давности привлечения к ответственности и др., заимствованы из других отраслей права, в частности, административного.
Данное обстоятельство привело к тому, что налогоплательщики ошибочно восприняли Налоговый кодекс как законодательный акт, устанавливающий условия и порядок привлечения нарушителей к другим видам ответственности, в частности, административной. Однако это не так.
Прежде всего Налоговый кодекс представляет собой кодифицированный правовой акт о налогах и сборах, который регулирует правоотношения между налогоплательщиками (юридическими лицами и субъектами хозяйствования из числа физических лиц), а также иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, что вытекает из содержания статьи 1 Кодекса.
То, что Кодекс не регулирует отношений в связи с административной ответственностью, доказывают положения пункта 4 статьи 108 Налогового кодекса, где указано, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, а также пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса, устанавливающего, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, следует напомнить, что наряду с налоговой санкцией, как мерой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде материальной потери для субъекта хозяйствования, перечень которых содержит глава 16 Налогового кодекса, должностные лица этих организаций, предприниматели и граждане одновременно могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", иными законами, устанавливающими административную ответственность за налоговые правонарушения.
Зам. начальника
отдела
нарушений
налоговой дисциплины
и взаимодействия с
правоохранительными органами
Управления
Министерства РФ
по налогам и сборам
по Республике Коми
В.Б.БЫЧКОВ