Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> Минфина РК от 11.10.1999 № 14-09
"О ПОЛОЖЕНИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПИСЬМО
от 11 октября 1999 г. № 14-09

О ПОЛОЖЕНИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
"РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99

В соответствии с планом Мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в Республике Коми Министерством финансов Республики Коми подготовлен комментарий к Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" содержит следующие нормы.
1. В систему нормативного регулирования вводится определение расходов организации, под которыми понимаются действия, приводящие к уменьшению капитала организации (пункты 2, 3).
При этом расходы не признаются таковыми, если непосредственно не влияют на формирование финансовых результатов. Признаком расходов является также переход от владельца имущества права собственности к новому собственнику.
По этим причинам не признаются расходами:
- затраты организации по осуществлению капитальных вложений, поскольку отражают процесс превращения оборотного капитала в основной;
- расходы по внесению средств организации в уставные капиталы других организаций, так как представляют собой временное отвлечение средств для получения последующего дохода в виде дивидендов.
Не может считаться доходом получение кредитов и займов, так как их предоставление и пользование носит срочный характер. Возврат суммы основного долга также не является расходом, а представляет лишь восстановление средств кредитора.
Изъятие видов затрат признается расходом, если каждому расходу соответствует свой доход. При этом должна быть уверенность в том, что расходы являются потерями и не в состоянии принести в будущем доход. По этой причине не включаются в состав расходов:
- выбытие в порядке предварительной оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг, так как, во-первых, нет абсолютной уверенности, что работы будут выполнены, услуги оказаны, а материально - производственные ценности поступят, и, во-вторых, нет на момент оплаты доходов;
- выбытие в виде авансов.
Не принимаются в состав расходов затраты организации, производимые за счет нераспределенной прибыли.
2. В Положении сохранена преемственность по отношению к существующей практике учета затрат на производство.
Все расходы организации подразделяются на (пункт 4):
- расходы по обычным видам деятельности, под которыми понимаются затраты организации, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг и продажей товаров. То есть расходами по обычным видам деятельности следует считать затраты организации, связанные с осуществлением уставных видов деятельности. В случае отсутствия соответствующей информации в учредительных документах предметом деятельности могут считаться производство продукции, работы, услуги, составляющие в стоимостном выражении пять и более процентов от стоимости всех продаж организации. Понятие "предмет деятельности" для отражения отдельных видов поступлений либо на счете 46 "Реализация продукции", либо на счете 80 "Прибыли и убытки" введено ПБУ 9/99 (пункты 5, 7 и др.) и в основу этого подразделения положено требование существенности;
- операционные расходы, под которыми понимаются затраты по осуществлению хозяйственных операций, не являющихся предметом деятельности данной организации;
- внереализационные расходы - это затраты организации, непосредственно не связанные с процессом производства и обращения.
Расходы, отличные от обычных видов деятельности, считаются прочими расходами. К прочим относятся также чрезвычайные расходы, т.е. затраты, вызванные потерями от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.п.
3. В Положении подробно излагается содержание каждой из групп расходов (разделы II, III).
В отличии от действующего порядка с 2000 года в состав расходов вводятся следующие изменения:
- проценты, уплачиваемые организацией за пользование кредитами и займами, включаются в состав операционных расходов, т.е. проценты по заемным средствам будут списываться в отличии от действующего порядка не на себестоимость продукции или издержки обращения, а на счет "Прибыли и убытки".
Проценты по заемным средствам, полученным для приобретения основных средств и нематериальных активов, будут по-прежнему включаться в первоначальную стоимость этих объектов до ввода их в эксплуатацию и принятия на учет, а после ввода - относиться на финансовые результаты, т.е. на счет "Прибыли и убытки";
- расходы по уплате услуг, оказываемых кредитными организациями, будут включаться в состав определенных расходов и относиться на счет "Прибыли и убытки".
Эти изменения вызваны тем, что получение средств и начисление процентов за пользование ими не совпадают по времени. То есть, складывается ситуация, когда заемные средства уже израсходованы на приобретение материальных ценностей, выплату заработной платы, оплату кредиторской задолженности, а проценты продолжают начисляться и включаются в себестоимость продукции, производство которой уже не связано с использованием этих ресурсов.
Отнесение услуг кредитных организаций и процентов по заемным средствам на финансовые результаты деятельности организации снимает эти противоречия и соответствует методологии учета данных операций, закрепленной в международных стандартах финансовой отчетности.
4. В Положении предусматривается сохранение учета затрат по калькуляционным статьям и элементам затрат (пункт 7). При этом перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в зависимости от особенностей технологии производства, характера выпускаемой продукции и других существенных факторов.
Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету (пункт 10). Порядок учета затрат на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции ранее устанавливался отраслевыми инструкциями. В настоящее время методические указания и разъяснения должны давать профессиональные объединения бухгалтеров.
5. В Положение вводится новая норма, которая устанавливает, что если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (пункт 18).
В действующей практике расходы организации при любом варианте признания выручки включаются в затраты в том периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
Для применения указанной нормы будут разработаны дополнительные указания.
Для целей бухгалтерского учета затрат на производство и продажу товаров, продукции, работ и услуг действует общий для всех расходов порядок, при котором все произведенные текущие расходы, независимо от их величины, установленных лимитов, нормативов и норм, утвержденных правил принятия расходов для целей налогообложения и других ограничений, принимаются к бухгалтерскому учету в части всех произведенных расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом продукции (работ, услуг), т.е. относятся на себестоимость продукции, работ, услуг (пункт 19).
Что касается принятия учтенных в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ данных о текущих расходах для целей налогообложения, то в налоговой декларации их необходимо учитывать при исчислении налогооблагаемой базы в соответствии с установленными Инструкцией по исчислению налога на прибыль корректировками отдельных видов расходов.
Информация о расходах, сформированная в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ, должна стать для руководителя организации поводом для размышления об объеме и характере произведенных расходов.
6. Положением устанавливаются правила раскрытия информации в бухгалтерской отчетности (раздел V).
В частности, от организаций требуется приводить в бухгалтерской отчетности подробную расшифровку операционных, внереализационных и чрезвычайных (при их начислении) расходов.
Кроме этого, вводится требование о расшифровке расходов по образованию резервов. Исполнение этого требования позволит пользователям бухгалтерской отчетности убедиться в финансовой устойчивости организации и ознакомиться с ее отвлечениями из прибыли.
ПБУ 10/99 "Расходы организации", несмотря на отсутствие в международных стандартах финансовой отчетности стандарта по расходам, по своему содержанию полностью отвечает принципам, заложенным в МСФО.
Нормы, содержащиеся в ПБУ 10/99, непосредственно для целей налогообложения не применяются.
ПБУ 10/99 вводится в действие с 1 января 2000 года.

Главный бухгалтер -
эксперт по хозорганам
Министерства
финансов
Республики Коми
Г.ГРИНЯЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru