ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 30.06.1999
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА № 939-Р В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ О.А.ЗАХАРОВОЙ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 1999 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА № 939-Р В СВЯЗИ
С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ О.А.ЗАХАРОВОЙ
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова, с участием стороны по делу - представителя Главы Республики Коми О.И.Кузнецовой, начальника отдела социального законодательства Государственно - правового управления Главы Республики Коми, руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, статьями 3 (пункт 3 части первой), 32, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Распоряжения Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки О.А.Захаровой о проверке конституционности названного Распоряжения.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Л.В.Батмановой, объяснения представителя стороны, а также мнения представителей Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми Н.А.Ванеевой, И.В.Филатовой, представителя Прокуратуры Республики Коми Е.В.Забоевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми
установил:
1. Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р обязывает Министерство социальной защиты населения Республики Коми и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми принять меры по выплате пенсий в полном объеме неработающим пенсионерам республики с учетом действующих районных коэффициентов с 1 декабря 1993 года до введения в действие нового пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 112 (части первая и вторая) Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации": "Минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий".
Таким образом, по смыслу данной статьи, на размеры пенсий, находящихся в промежутке между минимальным и максимальным размером, районный коэффициент не начисляется.
19 февраля 1993 года был принят Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", который статьей 30 установил: "Для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего коэффициента к заработной плате". Тем самым с момента вступления его в действие, то есть с 1 июня 1993 года, районный коэффициент должен был начисляться на все пенсии независимо от размера, и статья 112 Закона о государственных пенсиях применяться не должна, о чем прямо сказано в статье 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Управление Пенсионного фонда по городу Воркуте Республики Коми таким образом и поступило. Федеральные органы управления и Пенсионный фонд Российской Федерации сочли эту практику преждевременной, однако во избежание социальной напряженности разрешили в порядке исключения начислять районный коэффициент на все пенсии и выплачивать пенсии в полном объеме, но только неработающим пенсионерам (пункт 4 Протокола совещания при первом заместителе Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1993 года).
Гражданка О.А.Захарова получала пенсию в полном объеме в периоды, когда она не работала, но в периоды с 13 октября по 1 декабря 1995 года и с 27 июня по 5 октября 1996 года она работала, и пенсия ей за это время была начислена за минусом районного коэффициента, чем, по ее мнению, нарушены ее конституционные права. В этой связи она просит признать Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р в части, ущемляющей право работающих пенсионеров на получение пенсии в полном объеме, не соответствующим Конституции Республики Коми.
2. Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р носит прикладной характер, поскольку направлено исключительно на изыскание дополнительных средств на выплату пенсий в полном объеме с учетом районного коэффициента неработающим пенсионерам. Основополагающей нормой в данной конфликтной ситуации является статья 112 (части первая и вторая) Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которая устанавливает порядок определения пенсии с учетом районного коэффициента лишь на минимальный и максимальный размеры трудовых пенсий и на социальные пенсии, ставя тем самым лиц, получающих названные пенсии, в неравное положение со всеми пенсионерами, получающими трудовую пенсию в ином размере.
Таким образом, рассматриваемое дело не может быть разрешено до уяснения, соответствуют ли Конституции Российской Федерации части первая и вторая статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также смысл, придаваемый сложившейся правоприменительной практикой их толкованию. Этот вопрос может быть разрешен лишь Конституционным Судом Российской Федерации.
3. О.А.Захарова просит освободить ее от уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением.
Исходя из изложенного, руководствуясь частью второй статьи 35, частью второй статьи 56 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", статьями 3 (пункт 3 части первой), 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
постановил:
1. Обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности частей первой и второй статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" как в буквальном смысле, так и в смысле, придаваемом этим нормам сложившейся правоприменительной практикой.
2. Приостановить рассмотрение дела о проверке конституционности Распоряжения Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 года № 939-р до решения вопроса о соответствии Конституции Российской Федерации частей первой и второй статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Конституционным Судом Российской Федерации.
3. Освободить О.А.Захарову от уплаты государственной пошлины на основании ее заявления, исходя из ее материального положения.