Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 27.05.1999 № 21-2-99
"О ПРАКТИКЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ, ОТСЕВУ И УСТРОЙСТВУ ВЫБЫВШИХ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛИЦ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 27 мая 1999 г. № 21-2-99

О ПРАКТИКЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ" ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ, ОТСЕВУ И
УСТРОЙСТВУ ВЫБЫВШИХ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛИЦ

Прокурорам
городов и районов
Республики Коми

Прокуратурой Республики Коми обобщена практика прокурорского надзора за исполнением названного законодательства, которая показала следующее.
Вопросу исполнения Федерального закона "Об образовании" прокурорами на местах уделяется постоянное внимание, о чем свидетельствуют проводимые ими проверки и выявляемые нарушения требований законодательства.
Вместе с тем, недостатки и нарушения требований законодательства об образовании продолжают иметь место до настоящего времени.
Анализ состояния преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в республике за последние 3 года показал, что наряду с возрастающей преступностью указанной категории лиц продолжается рост преступлений, совершенных учащимися, в основном, учащимися школ (1996 г. - 922, или 47,7%, 1997 г. - 867, или 55,6%, 1998 г. - 1073 - 58,3%). В прошлом году этой категорией лиц совершено каждое второе преступление.
Увеличилось число учащихся общеобразовательных учреждений, рассмотренных на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних за различные правонарушения, уклонение от учебы (1996 г. - 3076, 1997 г. - 3811, 1998 г. - 3805).
Возросло на 7,5% число состоящих на учете в органах внутренних дел (ОППН) несовершеннолетних учащихся, в общем числе состоящих на учете лиц школьники составляют 56,7%. За совершение правонарушений в прошлом году было доставлено 9164 несовершеннолетних, из них учащихся школ - 4602, или 50,2%, в возрасте до 13 лет - 2024 (22,1%).
От общего числа помещенных в 1998 г. в Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (в Сыктывкарский и Воркутинский ЦВИНП) школьники составляют 756, или 77% (в 1997 г. - 463 - 82,5%).
Приведенные данные свидетельствуют как о постоянном росте социального неблагополучия, следствием которого, в первую очередь, является увеличение неблагополучных родителей, не обеспечивающих должного содержания и воспитания детей, так и о недостатках в работе государственных органов и заинтересованных ведомств по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшению индивидуальной работы с ними.
В республике функционируют 560 общеобразовательных учреждений, из них начального общего образования - 151, основного общего - 107, среднего (полного) общего - 302. В указанных учреждениях обучается 179 тысяч школьников.
За 1997-1998 учебный год и летний период из указанного числа общеобразовательных учреждений республики по различным причинам выбыло 14736 учащихся, в том числе из 5-9 классов - 8070, из 10-11 - 1232.
По неуважительным причинам выбыло 364 учащихся (из 5-9 кл. - 257, из 10-11 кл. - 107), из них исключено за недостойное поведение - 16, поступили на работу и не продолжают обучение - 80, не работают и не учатся - 174, направлены в специальные учебно - воспитательные учреждения и воспитательные колонии - 73, отчислено по неуспеваемости - 21. Наиболее высокий отсев наблюдается в гг. Сыктывкаре, Инте, Усть - Куломском, Ижемском районах.
Дневные школы, как правило, покидают учащиеся 8-9 классов.
С целью сохранения обучающихся, получения ими основного общего образования (9 классов) органами управления образованием, администрацией школ налажено тесное взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. При этом используются и другие различные методы работы.
При проверке исполнения законодательства и деятельности образовательных учреждений (школ) установлено, что практически все школы руководствуются в своей деятельности уставами, которые приняты после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96.
Вместе с тем, прокуратурой г. Печоры выявлено отсутствие уставов, регламентирующих деятельность Причальской, Красноягской, Зеленоборской школ.
В ходе прокурорских проверок были выявлены многочисленные факты нарушения требований ст. 13 Закона "Об образовании", в том числе и по вопросам порядка приема и оснований отчисления обучающихся, свидетельствующие о нарушении прав последних (гг. Сосногорск, Усинск, Сыктывкар, Печора, Княжпогостский, Корткеросский и другие районы).
Ограничения в приеме установлены уставами учреждений г. Печоры (Трубоседъельская школа), г. Сыктывкара (СШ-4, СШ-21, СШ-25,) и других. В учредительном договоре такие ограничения не оговорены.
Неединичны примеры отсутствия в уставах порядка и оснований отчисления обучающихся, либо содержатся неграмотные формулировки по этому вопросу (гг. Печора, Усинск, Инта, Ижемский, Усть - Куломский районы).
В нарушение п. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения при отчислении обучающихся за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава не информируют об этом в трехдневный срок органы местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность совместно с родителями принять меры, обеспечивающие их трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении, поэтому не во всех случаях приняты меры к трудоустройству отчисленных лиц (гг. Воркута, Сыктывкар и др.).
Из числа отчисленных в 1999 г. 1,2% несовершеннолетних не продолжают учебу и не трудоустроены.
Кроме того, в нарушение закона органы местного самоуправления не всегда держат на контроле перевод в вечернюю школу, чем создают возможность администрации учебных заведений избавляться от "трудных" подростков путем получения заявлений от них и родителей (завуалированный способ отсева).
В 1998 г. в вечерние школы было переведено 617 обучающихся (или 4,2%).
При проведении проверки ни один прокурор не обратил внимания на требование п. 6 ст. 19 Закона, согласно которому вопросами отчисления обучающихся, достигших возраста 15 лет, до получения ими основного образования занимаются местные органы управления образованием.
До настоящего времени нарушаются требования ст. 10 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом ПВС РСФСР от 03.06.67 и п. 7 ст. 19 Закона "Об образовании", согласно которым исключение несовершеннолетнего обучающегося допускается только с согласия городской (районной) комиссии по делам несовершеннолетних.
Указанные нарушения допущены администрациями школ N№ 3, 4, 10, 65, 83 г. Печоры, Ижемской средней школы, Усть - Куломской средней школы, Пожегодской школы и др. Такие факты имеют место и в г. Сыктывкаре (СШ-23).
В нарушение требований ст. 13 Закона выявлены неединичные факты закрепления в Уставах санкций к учащимся и родителям, противоречащих нормам гражданского и административного законодательства (Ижемский, Усть - Куломский районы).
Необходимо отметить, что выявленные в ходе проверки локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, как правило, не перечислены и не зарегистрированы в качестве дополнений к уставу, чем нарушены требования пп. 9 и 1 ст. 13 Закона (гг. Сосногорск, Усинск, Усть - Куломский район и другие).
Проверкой установлены факты временного исключения из школ за грубые нарушения устава образовательного учреждения от двух дней до нескольких недель (СШ-25, школа № 7 г. Сыктывкара), условного исключения, отстранения от занятий на одну неделю (СШ-5 г. Сосногорска) и др.
Выявлены нарушения ст. 45 Закона "Об образовании" при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг - "за индивидуальные занятия со слабоуспевающими" (школа № 5 г. Печоры) и другие.
Обобщение показало, что воспитательный процесс в образовательных учреждениях направлен на тесное сотрудничество с семьей с целью преодоления уклонения родителей от проблемы воспитания детей, нравственного и личностного их развития.
Однако не все образовательные учреждения в полной мере занимаются профилактическими вопросами. Не на должном уровне вопросы профилактики находятся в Койгородском, Прилузском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Усть - Вымском районах, г. Воркуте.
С целью улучшения воспитательно - профилактической работы в штаты образовательных учреждений введены должности психолога, социального педагога по работе с несовершеннолетними.
Вместе с тем, на момент прокурорских проверок не во всех школах г. Воркуты, Княжпогостского, Усть - Вымского, Прилузского и других районов имелись социальные педагоги, психологи.
Несмотря на социально - экономические сложности, финансовые затруднения, в республике сохранена сеть учреждений дополнительного образования, которая работает с подростками по месту жительства. Всего действуют 100 учреждений дополнительного образования по самым различным направлениям - фотодело, рукоделие, танцы, прикладное искусство, техника, физкультура и спорт, в них занимаются 77676 учащихся, в том числе более 20 тысяч "трудных" подростков.
Практически в каждом образовательном учреждении работают кружки, секции по интересам, центры эстетического воспитания (гг. Сыктывкар, Воркута, Троицко - Печорский районы и др.). Вместе с тем, не все образовательные учреждения располагают необходимой материальной базой для внешкольной работы с учащимися.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости усиления прокурорского надзора на данном участке.
Сообщая об изложенном, прощу обратить внимание, особенно прокуроров гг. Сыктывкара, Печоры, Инты, Усть - Куломского, Ижемского районов, на строгое соблюдение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 30 от 18.05.95 "О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних" о необходимости осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании, обращая внимание прежде всего на соблюдение принципов всеобщности и общедоступности среднего (полного) образования в государственных образовательных учреждениях, пресекать практику незаконного отчисления учащихся, установить надзор за соответствием закону уставов образовательных учреждений.
Об исполнении законодательства об образовании по изложенным выше вопросам, особо о соблюдении требований ст. ст. 13, 19 Закона РФ "Об образовании", доложить в прокуратуру Республики Коми докладной запиской по итогам 1999 г.

И.о. прокурора
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
Н.А.БАСМАНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru