Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (О.Винокурова, "Все для Вас", № 14, 16, 17, 1999 г.)]
"ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕРЕШЕДШИХ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 14.04.1999, № 14
"Все для Вас", 28.04.1999, № 16
"Все для Вас", 05.05.1999, № 17






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ПЕРЕШЕДШИХ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ УЧЕТА,
ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налогообложение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, регулируется Федеральным законом от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Законом Республики Коми от 28.06.96 № 24-РЗ "О некоторых особенностях налогообложения субъектов малого предпринимательства".
Упрощенная система налогообложения применяется исключительно по добровольному желанию организаций и не лишает их права сохранять существующий в настоящее время общеустановленный порядок уплаты налогов.
Оплата стоимости патента и единого налога предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Вместе с тем сохраняется действующий общеустановленный порядок уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
При переходе и применении упрощенной системы налогообложения организациям необходимо руководствоваться следующим.

1. Субъекты упрощенной системы налогообложения

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на:
- субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие критериям статьи 3 Федерального закона РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
При этом предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях, не являющихся самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем такие филиалы и подразделения не могут быть самостоятельными налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения. Физические лица, независимо от того, имеют ли они статус предпринимателя без образования юридического лица, занятые (работающие) в организации (выступающей работодателем) по договорам гражданско - правового характера, должны быть учтены при определении предельной численности работающих для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
На упрощенную систему налогообложения не могут быть переведены организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, а также хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом не разрешается переход на упрощенную систему налогообложения и в том случае, если вышеуказанные виды деятельности являются лишь одним из направлений деятельности организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме ее выручки.
- субъекты малого предпринимательства, совокупный размер валовой выручки которых не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления, в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. При этом данная норма применяется и в отношении заготовительной, торговой и снабженческо - сбытовой деятельности, для которых в качестве валовой выручки применяется соответствующий годовой оборот.
Вновь созданные организации, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

2. Порядок и условия перехода на упрощенную
систему налогообложения и возврата к действующему
общеустановленному порядку уплаты налогов

2.1. Переход на упрощенную систему возможен с начала года или с начала любого квартала (со второго, третьего, четвертого).
Официальным документом, удостоверяющим право применения организациями упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год (с начала очередного года либо с начала любого квартала по 31 декабря соответствующего года) налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет по заявлению, подаваемому не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала. Форма патента является единой на всей территории Российской Федерации. Приобретение патента рассматривается и как приобретение права на применение упрощенной системы налогообложения, и как предварительная авансовая форма уплаты единого налога.
2.2. Выдача патента производится налоговыми органами при соблюдении следующих обязательных условий:
- своевременная сдача организацией необходимых расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности за предыдущий (не текущий) отчетный период. Например, если организация подает заявление на переход на упрощенную систему налогообложения в октябре 1998 года, организация обязана сдать расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев 1998 года, отчетность и налоговые расчеты за текущий отчетный период, т.е. за IV квартал 1998 года. И годовые расчеты и отчетность представляются в общеустановленные сроки, при несвоевременном представлении которых к плательщику могут быть применены меры административной и финансовой ответственности. Наличие фактов несвоевременной сдачи расчетов и бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период могут служить причиной отказа в выдаче патента;
- отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период.
По истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
2.3. Добровольный отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства только с начала очередного календарного года (так как патент выдается на календарный год) при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. Таким образом, возврат на принятую ранее систему налогообложения не может быть разрешен при добровольном отказе от упрощенной системы налогообложения в течение календарного года.
2.4. При превышении определенной указанным Федеральным законом предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности (лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности), начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет согласно пункту 7 статьи 5. Например, если превышение численности допущено во втором квартале 1998 года, расчет единого налога за 1 полугодие в налоговый орган представляется до 20 июля 1998 года, а переход на общепринятую систему налогообложения осуществляется с 1 октября 1998 года.
2.5. В случае, если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в течение календарного года, подпадающего под срок действия патента, допускает случаи нарушений налогового законодательства в части своевременности представления в налоговый орган документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также своевременности и полноты перечисления налоговых платежей в бюджет, налоговая инспекция не имеет права отозвать патент и перевести организацию на ведение учета по общеустановленной системе до окончания срока действия патента, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено. В данном случае к налогоплательщику и его должностным лицам применяются меры административной и финансовой ответственности согласно действующему законодательству.
2.6. Законом допускается ежеквартальная оплата стоимости патента в течение года, на который патент выдан. Суммы, внесенные в оплату патента, принимаются в зачет при расчете сумм налога, подлежащих внесению на основании отчетных данных о доходах (выручке) организации за соответствующий отчетный период. Уточнение разницы между суммами, внесенными в счет стоимости патента, и суммами, определенными по установленным ставкам по фактическим результатам деятельности за квартал, на сумму, рассчитанную, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России (как это предусмотрено в общеустановленном порядке налогообложения прибыли), Федеральным законом не предусмотрено.
Законом Республики Коми от 28 июня 1996 года № 24-РЗ установлена стоимость патента:
для организаций - юридических лиц, поставленных на налоговый учет в городах республиканского подчинения, - в сумме 480-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на день внесения платежа;
для организаций - юридических лиц, поставленных на налоговый учет в остальных населенных пунктах, расположенных на территории Республики Коми, - в сумме 240-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на день внесения платежа.
Уплата стоимости патента субъектами малого предпринимательства осуществляется ежеквартально равными долями до 15 числа второго месяца квартала.
Суммы годовой стоимости патента, уплаченные организациями - юридическими лицами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, зачисляются:
в федеральный бюджет - в размере 33,3 процента;
в республиканский бюджет Республики Коми - в размере 10 процентов;
в бюджеты городов и районов - в размере 56,7 процента.

3. Объект налогообложения в упрощенной системе
налогообложения и ставки единого налога

Объектом налогообложения в соответствии с Законом РК от 28.06.96 № 24-РЗ "О некоторых особенностях налогообложения субъектов малого предпринимательства" установлена валовая выручка, полученная за отчетный период, под которой понимается сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. При этом в торговых и снабженческо - сбытовых организациях под выручкой от реализации продукции понимается весь объем товарооборота, а не только объем торговых скидок (наценок), составляющих валовой доход.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 февраля 1996 г. № 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" субъекты малого предпринимательства - юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут Книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде. В графе 4 "Доходы" раздела I "Доходы и расходы" отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи.
Суммы авансов и предоплат учитываются в Книге учета доходов и расходов и не включаются в облагаемый оборот до момента фактического оказания услуг, выполнения работ, то есть первоначально данные доходы будут отражаться по графам 4 и 5 Книги учета, после производится перевод этих сумм из не облагаемого налогом оборота в облагаемый, поскольку определение объекта налогообложения производится, исходя из фактических поступлений, полученных хозяйствующим субъектом от реализации (при получении авансов факт реализации, оказания услуг, выполнения работ отсутствует) за отчетный период товаров, работ, услуг, продажной цены реализованного имущества и полученных внереализационных доходов.
В случае реализации товаров на комиссионных началах (например, комиссионная торговля ГСМ) согласно ст. 996 Гражданского Кодекса РФ реализуемый товар является собственностью комитента. Возникает вопрос: что является валовой выручкой как объекта налогообложения для комиссионера, перешедшего на упрощенную систему налогообложения: выручка от реализации товаров, поступившая на расчетный счет и в кассу предприятия, или выручка от оказания услуг, т.е. комиссионное вознаграждение? Госналогслужба РФ письмом от 23.04.98 № 02-01-16 разъяснила, что в данном случае объектом налогообложения единым налогом является выручка от реализации товаров.
Рассмотрим отдельные примеры по определению объекта налогообложения.
Вопрос: Предприятие, имея банковский вексель номиналом 50 млн. рублей, приобретает по договору купли - продажи у другого юридического лица векселя АО "Коминефть" на сумму 84 млн. рублей и оплачивает этими векселями налоги в бюджет. Что является выручкой - 84 млн. руб. или 34 млн. рубля как внереализационный доход?
Ответ: В состав налогооблагаемой базы (валовой выручки) в качестве внереализационных доходов (дисконт по векселю как разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью векселя) включается 34 млн. рублей (84 млн. руб. - 50 млн. руб.).
Вопрос: Предприятие реализовало физическому лицу квартиру, числящуюся в учете 37 695 тыс. рублей, за 26 000 тыс. рублей, что будет являться выручкой?
Ответ: Поскольку в состав валовой выручки в соответствии с законом включается продажная цена имущества, то в состав налогооблагаемой базы по единому налогу будут включаться 26 000 тыс. рублей от реализации имущества (квартиры).
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и реализующие продукцию (работы, услуги) по ценам не выше фактической себестоимости, при определении валовой выручки не применяют положения п. 5 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 (с изменениями и дополнениями) "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которым предусмотрено, что по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации. Таким образом, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и реализующие продукцию (работы, услуги), при определении валовой выручки учитывают фактическую цену реализации продукции (работ, услуг).
Дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию (в том числе доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления), доходы от долевого участия в деятельности других предприятий подлежат включению в состав облагаемого оборота по единому налогу и отражаются по графе доходов Книги учета доходов и расходов. Для того, чтобы указанные доходы не облагались налогом у источника выплаты в соответствии со статьей 9 "Налогообложение отдельных видов доходов предприятий" Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", субъект малого предпринимательства должен представить источнику выплаты - налоговому агенту копию патента, заверенную в налоговом органе.
В соответствии с Законом Республики Коми от 28 июня 1996 года № 24-РЗ для организаций - юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на валовую выручку, суммы которых подлежат зачислению:
в федеральный бюджет - 3,33 процента от суммы валовой выручки;
в республиканский бюджет Республики Коми - в размере 1 процента от суммы валовой выручки;
в бюджеты городов, и районов - в размере 5,67 процента от суммы валовой выручки.

4. Применение финансовой ответственности

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за сокрытие или неучет иного объекта налогообложения, кроме прибыли (дохода), в данном случае валовой выручки, выявленные в ходе документальной проверки налоговым органом, взыскивается сумма налога и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двухкратном размере этой суммы. В случае задержки уплаты налога взыскивается пени в размере 0,1 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

5. Применение упрощенной системы учета и отчетности

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Министерство финансов РФ приказом от 22.02.96 № 18 утвердило образец формы Книги учета доходов и расходов и Порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и являющиеся участниками договора простого товарищества (договора совместной деятельности), которым поручено вести общие дела участников договора, не вправе вести бухгалтерский учет по совместной деятельности по упрощенной системе, так как действующим законодательством это не предусмотрено (в частности, зарегистрированным в Минюсте РФ 1 февраля 1994 г. № 480 письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24 января 1994 г. № 7 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности"). Поскольку имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора, соответственно порядок ведения учета и отчетности у участника, ведущего общие дела, не может быть единым при применении упрощенной системы налогообложения для отражения основной (по упрощенной форме) и совместной деятельности.

6. Единый налог на вмененный доход для определенных
видов деятельности

Законом Республики Коми от 30.09.98 № 34-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 1 января 1999 года на территории Республики Коми вводится единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, который обязателен к уплате на территории Республики Коми субъектами предпринимательской деятельности, занимающимися следующими видами деятельности:
1) розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
2) оказание транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.
С введением в действие указанного Закона не отменяется существующий Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности", который применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
В связи с изложенным, с 1 января 1999 года организации, занимающиеся перечисленными видами деятельности, по этим видам деятельности применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не вправе.

Старший госналогинспектор
отдела
контрольно - методической работы
по налогообложению
юридических лиц,
советник
налоговой службы
III ранга
О.Л.ВИНОКУРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru