Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Прокуратуры РК от 31.03.1999 № 7-4-99
"О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СООТВЕТСТВИЕМ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗА 1998 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 31 марта 1999 г. № 7-4-99

О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СООТВЕТСТВИЕМ
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
ЗА 1998 ГОД

Прокурорам
городов и районов
Республики Коми

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что органами прокуратуры Республики Коми в течение 1998 года в целом постоянно уделялось серьезное внимание организации работы по надзору за законностью правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти республики и местного самоуправления. Прокурорами только в 1998 году было опротестовано более 500 правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству.
В целях предупреждения принятия законов и иных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, прокуратурой республики обеспечено необходимое взаимодействие с Государственным Советом и Главой Республики Коми, органами местного самоуправления, позволяющее обеспечить регулярное участие прокуратуры в правотворческом процессе.
Важной формой работы в этом направлении является подготовка замечаний по проектам законодательных и иных правовых актов. Только в течение 1998 г. прокуратурой Республики Коми было изучено и подготовлено 107 заключений по наиболее значимым проектам правовых актов органов представительной и исполнительной власти, из них 7 заключений - по проектам федеральных законов.
Так, например, заключения и предложения прокуратуры РК были учтены при доработке проектов законов РК "О местном самоуправлении в Республике Коми", "О пожарной безопасности", "Об охране труда", "О налоге с продаж", "О статусе столицы Республики Коми", "Об оплате труда приемных родителей в РК", "Об образовании", "О донорстве крови и ее компонентов", кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, Жилищный кодекс Республики Коми, и др.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" 13.11.97 прокурор Республики Коми обратился в Государственный Совет Республики Коми с предложением рассмотреть в законодательном порядке вопрос о внесении дополнений в ст. ст. 76, 100 Конституции РК о предоставлении прокурору республики права законодательной инициативы, а также права направления запроса в Конституционный Суд Республики Коми о соответствии Конституции Республики Коми законов и иных нормативных актов представительных и исполнительных органов власти всех уровней и договоров РК с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 25 декабря 1998 года № 43-РЗ "О внесении изменений и дополнений в ст. 100 Конституции Республики Коми" прокурору республики было предоставлено право обращения в Конституционный Суд РК с запросами о соответствии правовых актов органов власти Республики Коми Конституции Республики Коми.
В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 22.05.96 № 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", № 42 от 18.07.97 "Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации", № 47 от 23.07.98 "О недостатках в организации работы по надзору за законностью правовых актов субъектов РФ" в результате проведенных проверок прокуратурой было выявлено за истекший период 18 противоречащих федеральному законодательству правовых актов Республики Коми, из них 11 республиканских законов и 7 указов, распоряжений Главы РК.
В связи с противоречием вышеуказанных правовых актов Конституции РФ и федеральному законодательству прокурором республики было внесено на законодательные акты Госсовета РК 13 представлений и на указы, распоряжения Главы РК - 7 протестов.
В результате рассмотрения протестов и представлений прокурора было отменено или изменено 10 незаконных правовых актов (3 закона РК, 1 постановление Госсовета РК и 6 Указов Главы РК).
Так, в адрес Государственного Совета РК были внесены представления о приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством Законов РК "О выборах в органы государственной власти в РК", "О проведении в РК выборов в органы местного самоуправления первого созыва", "О продаже земельных участков собственникам предприятий", "О внешнеэкономической деятельности", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", "О местном самоуправлении в РК", "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК", постановления Президиума Верховного Совета РК "О регистрации уставов общественных объединений в Коми ССР", Жилищного кодекса РК, Кодекса РК о выборах и референдумах в РК.
Кроме того, прокурором РК были опротестованы следующие Указы Главы РК: от 01.03.96 № 64 "О Республиканском облигационном займе развития РК", от 16.02.98 № 70 "О размерах платы родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях", от 20.11.96 № 314 "О мерах по погашению задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений Республики Коми", от 31.03.98 № 127 "О мерах по усилению контроля за наличным денежным оборотом и борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере внебанковского оборота наличных денежных средств", а также распоряжения от 23.06.95 № 494, от 21.01.98 № 44-р и от 17.10.97 № 994-р.
Все представления и протесты прокуратурой Республики Коми были поставлены на контроль и рассмотрены Государственным Советом и Главой РК в установленные законодательством сроки.
В связи с отклонением Государственным Советом РК ряда представлений прокурором РК в 1998 г. было направлено в Верховный суд РК 8 заявлений о признании недействительными отдельных положений - 7 законов и 1 указа Главы РК.
По состоянию на 19.03.99 Верховным судом РК рассмотрено 7 заявлений, 5 из которых были признаны обоснованными и частично удовлетворены (признаны недействительными отдельные положения Законов РК "О местном самоуправлении в РК", "Об энергосбережении", Кодекс РК о выборах и референдумах в Республике Коми, Жилищный кодекс РК, Указ Главы РК от 09.01.97 № 1 "Об уточнении границ национального природного парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства" и два отклонены (заявления о признании недействительными отдельных положений Законов РК "О внешнеэкономической деятельности", "О республиканском бюджете Республики Коми на 1998 год").
При рассмотрении Верховным судом РК заявлений о недействительности нормативно - правовых актов Республики Коми федеральному законодательству было обеспечено участие прокуратуры во всех судебных заседаниях, а также по заявлениям граждан в Конституционном Суде Республики Коми о соответствии правовых актов республиканских и местных органов власти Конституции РК.
Анализ выявленных нарушений свидетельствует, что при принятии республиканскими органами власти законодательных и иных правовых актов прежде всего не соблюдается конституционный принцип разделения компетенции по предметам, которые отнесены к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов, установленный ст. ст. 71, 72, 76 Конституции РФ. При этом прокурором республики были опротестованы правовые акты РК, положения которых противоречили как нормам Конституции РФ, так и федеральным законам, регулирующим правоотношения в области гражданских, жилищных и финансово - кредитных отношений, банков и банковской деятельности, государственного регулирования и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, прав и свобод граждан, местного самоуправления.
Так, прокурором Республики Коми еще в феврале 1997 г. было внесено в Государственный Совет Республики Коми представление о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации Конституции Республики Коми.
В противоречие нормам Конституции РФ и федеральным законам Конституцией РК была установлена исключительная компетенция республики в решении вопросов владения, пользования, распоряжения землей и ресурсами (ч. 2 ст. 13), возможность приостановления действий на территории РК законов и иных нормативных актов Российской Федерации (п. 15 ст. 73), ввода на территории РК или отдельных ее местностях чрезвычайного положения (п. 15 ст. 85), регулировании деятельности прокуратуры РК (ч. 3 ст. 79), ограничивались избирательные права граждан (п. 4 ст. 71 и ч. 1 ст. 82) и права граждан на местное самоуправление.
Указанное представление было Государственным Советом рассмотрено и отклонено, о чем была информирована и Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Однако с учетом представления прокуратуры РК и постановления Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П "О проверке конституционности статей 80, 92, 93, 94 Конституции РК и ст. 31 Закона РК "Об органах исполнительной власти в РК" Государственным Советом и Главой РК были внесены изменения в Конституцию РК. Вместе с тем, положения ч. 2 ст. 13, ч. 4 ст. 71, п. 15 ст. 73, п. 15 ст. 85, ч. 3 ст. 79, ч. 1 ст. 82 Конституции Республики Коми до настоящего времени не приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и противоречат ей. В связи с этим прокурором РК 12.08.98 в адрес Генерального прокурора РФ было направлено представление с просьбой обратиться с ходатайством к Президенту РФ об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации о признании вышеназванных статей Конституции РК несоответствующими Конституции Российской Федерации.
В целях реализации на территории Республики Коми федерального законодательства о местном самоуправлении, законодательства, гарантирующего права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, прокурором РК в представлении от 10.02.97 был поставлен вопрос о принятии в республике законов, обеспечивающих права граждан на местное самоуправление. Кроме того, так как ряд положений Законов РК "О выборах в органы государственной власти в Республике Коми" и от 11.07.97 № 36-РЗ "О проведении в Республике Коми выборов в органы местного самоуправления первого созыва" противоречили Федеральному закону от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", прокурором республики также на вышеназванные правовые акты были внесены представления в Государственный Совет РК о приведении их в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
К примеру, данными Законами был установлен ценз оседлости, в связи с чем нарушились права граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
В настоящее время в республике приняты Законы "О местном самоуправлении в Республике Коми" и Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми. Постановлением Государственного Совета РК одобрен примерный устав муниципального образования. Выборы в органы местного самоуправления проведены 7 февраля 1999 года.
В связи с тем, что при принятии законов не все замечания прокуратуры РК были учтены, в Государственный Совет и Главе РК были внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства. По существующим разногласиям, которые могут привести к недействительности выборов, прокурором республики 18.08.98 направлены заявления в Верховный суд Республики Коми.
В частности п. 4 ст. 10, абзацы 1, 3, п. 5 ст. 27 Закона РК от 16 июня 1998 г. "О местном самоуправлении в РК" устанавливали, что глава администрации муниципального образования избирается на должность только по представлению Главы РК Советом муниципального образования. При этом, одна и та же кандидатура может быть представлена на должность главы администрации муниципального образования Главой РК не более двух раз. Приведенные положения закона не соответствуют ст. ст. 12, 131 Конституции РФ, устанавливающим, что местное самоуправление самостоятельно, независимо от органов государственной власти и его структуры, определяется самим населением. Из статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" следует, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяются населением муниципального образования либо по его поручению Советом муниципального образования самостоятельно и закрепляются в уставе данного муниципального образования.
Таким образом, ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство, ни основные положения самого Закона РК от 16 июня 1998 г. не допускают вмешательство органов государственной власти в процесс формирования органов местного самоуправления. Поэтому наделение Главы РК исключительными полномочиями по представлению кандидатур на должности глав администраций муниципальных образований Верховный суд РК признал незаконным, тем более, что указанные полномочия существенно ограничивали конституционные права жителей муниципальных образований и также права представительных органов этих образований.
Верховным судом РК были признаны недействительными и положения п.п. 2, 3 ст. 12, подпункт 9 п. 3 ст. 18 Закона РК "О местном самоуправлении в РК", предоставляющие возможность органам местного самоуправления в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий по решению вопросов местного значения передавать их органам государственной власти. Согласно же Конституции РФ, Федеральному закону от 28 августа 1995 года местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление местного самоуправления органами государственной власти и должностными лицами этих органов не допускается. Указанный принцип в равной мере распространяет свое действие как на весь объем полномочий органов местного самоуправления, так и на любую их часть. Таким образом, конституционный статус местного самоуправления, императивность приведенных норм исключает какую-либо передачу полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти.
Между тем, при вынесении решения о недействительности отдельных положений Закона РК Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми суд частично отказал в удовлетворении заявления и.о. прокурора РК о признании недействительными п.п. 13, 15 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 5, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 63, ч. 2 ст. 54, ч. 3 ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90.
Так, например, суд при вынесении решения не усмотрел противоречий положений п.п. 13, 15 ст. 3, ч. 3 ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90, ч.ч. 1, 2 ст. 5 федеральному законодательству в части обретения гражданами пассивного избирательного права, указав, что при выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Республики Коми пассивным избирательным правом обладают все граждане Республики Коми, которые на время выдвижения кандидатов были поставлены на регистрационный учет и, соответственно, приобрели гражданство Республики Коми.
Согласно ст. ст. 10, 33 Конституции РК гражданство Республики Коми приобретается и прекращается в соответствии с законом Республики Коми. Данный закон на сегодняшний день не принят. Однако из смысла понятия гражданства (устойчивой правовой связи лица с конкретным государством) представляется неправильным его приобретение посредством регистрации по месту пребывания.
Кроме того, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает на гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого, указание в Кодексе РК о выборах и референдумах в Республике Коми на право только граждан Республики Коми быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления незаконно.
В связи с вышеизложенным прокурором РК 19.11.98 на решение Верховного суда РК от 03.11.98 в части отказа в удовлетворении заявления и.о. прокурора РК о признании недействительными отдельных положений Закона РК Кодекс РК о выборах и референдумах в Республике Коми был принесен кассационный протест, который полностью был удовлетворен судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.
В результате проведения в 1998 г. проверок по вопросу соответствия нормативно - правовых актов Республики Коми федеральному законодательству в сфере регулирования банковской деятельности финансово - кредитных отношений было выявлено и опротестовано 6 указов и распоряжений Главы Республики Коми, положения которых по тем и иным основаниям противоречили федеральным законам.
При этом характер выявленных нарушений свидетельствует, что при принятии вышеназванных правовых актов зачастую не соблюдался конституционный принцип независимости Банка России и его структурных подразделений на местах, а также принцип разделения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам банковской деятельности. В ряде случаев нарушались принципы не только банковского, но и гражданского и финансового права.
Согласно Указу Главы РК от 1 марта 1996 г. № 64 "О республиканском облигационном займе РК", распоряжениям от 21.01.98 № 44-р и от 17.10.97 № 994-р в нарушение действующего законодательства отдельные кредитные организации наделялись статусом так называемых "уполномоченных банков" по обслуживанию бюджетных средств, однако до настоящего времени процедура наделения кредитных организаций соответствующими правами и обязанностями отсутствует.
Данные акты противоречат части четвертой ст. 9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которой кредитная организация может выполнять отдельные поручения органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять операции со средствами бюджетов субъектов РФ и расчеты с ними, обеспечивать использование бюджетных средств только по специально заключенному договору на конкурсной основе.
Кроме того, вышеназванные правовые акты, в соответствии с которыми кредитная организация наделялась статусом уполномоченного банка без проведения предварительного конкурсного отбора, также противоречили и антимонопольному законодательству.
По протесту прокурора РК был отменен п. 9 Указа Главы РК от 20 ноября 1996 г. № 314 "Об экстренных мерах по погашению задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений Республики Коми", которым в нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", п. 2 ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" Национальному банку РК Центрального банка Российской Федерации, коммерческим банкам было предписано не производить выдачу средств на заработную плату предприятиям и организациям независимо от организационно - правовой формы без предварительного перечисления подоходного налога с физических лиц на запрашиваемую сумму.
Таким образом, Республикой Коми был нарушен конституционный принцип разделения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации по вопросам банковской деятельности, которые относились к предметам исключительного ведения Российской Федерации.
В целях взаимодействия с Государственным Советом РК и администрацией Главы Республики Коми в правотворческой деятельности, а также обеспечения верховенства закона и единства законности прокурором Республики Коми 10.11.98 был издан приказ № 39 "О создании постоянно действующей рабочей группы по участию в правотворческой деятельности и проверке законодательства Республики Коми федеральному законодательству".
Серьезное внимание в 1996 г., как и в 1997 г., прокурорами городов и районов республики было уделено организации надзора за законностью правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления.
Постоянно в поле зрения прокуроров были вопросы дальнейшей активизации на данном направлении общенадзорной деятельности и повышения ее эффективности, улучшения качества проверок и документов прокурорского реагирования, гласности в работе.
По результатам проверок гор(рай)прокурорами своевременно принимаются меры прокурорского реагирования, т.е. на не соответствующие законодательству правовые акты, принимаемые представительными и исполнительными органами власти, приносятся протесты, вносятся представления об устранении нарушений законодательства и направляется необходимая информация в органы, принимающие эти акты, в том числе своевременно направляются исковые заявления в суды о признании таких актов недействительными.
В целях предупреждения принятия правовых актов, противоречащих законодательству, органами прокуратуры республики налажено необходимое взаимодействие с местными органами самоуправления, обеспечивается участие прокуратур в правотворческом процессе: разработка проектов правовых актов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений по проектам правовых актов, личное участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов власти и др.
Так, например, всеми гор(рай)прокурорами было обеспечено непосредственное участие в разработке проектов уставов муниципальных образований.
В целом прокурорами городов и районов республики в 1998 г. было выявлено 485 незаконных правовых актов глав местных администраций и представительных органов власти (в 1997 г. - 452), на которые было принесено 411 протестов (в 1997 г. - 296), направлено в суд 19 заявлений (в 1997 г. - 11).
Во всех случаях принесения протестов на незаконные правовые акты органов местного самоуправления прокурорами осуществляется контроль за исполнением требований, изложенных в протесте.
Анализ выявленных нарушений законности показывает, что наиболее характерными примерами несоответствия законодательству принимаемых правовых актов местными органами самоуправления являются нарушения трудового, жилищного, земельного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере экономики, приватизации и др.
Так, прокурором Прилузского района 16.10.98 был принесен протест на постановление главы администрации района "О размерах платы родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях", в соответствии с которым вводились повышенные ставки оплаты содержания детей в дошкольных учреждениях по сравнению с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.
Прокурором г. Сыктывкара 8 сентября 1998 года был принесен протест на постановление главы города № 6/1370 от 09.06.98 "Об освобождении от уплаты госпошлины", которое противоречило ч. 9 ст. 5 Федерального закона "О государственной госпошлине", так как глава администрации не вправе устанавливать льготы по уплате госпошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражным и конституционным судами.
По аналогичным основаниям прокурором Ижемского района было опротестовано и в последующем отменено решение Совета района от 08.05.98 о предоставлении права главе администрации Ижемского района устанавливать для отдельных плательщиков льготы по уплате госпошлины.
Основными причинами допускаемых нарушений являются незнание действующего законодательства должностными лицами, в т.ч. главами администраций, либо прямое игнорирование норм закона и разъяснений, даваемых прокурорами городов и районов республики по тому или иному правовому акту.
Следует отметить надлежащую организацию надзора за соответствием законодательству правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, прокуратур городов Воркуты, Ухты, Печоры, Прилузского, Ижемского районов и ряда других прокуратур городов и районов республики.
Вышеназванными прокурорами регулярно проводятся проверки актов, принимаемых органами местного самоуправления, своевременно вносятся акты прокурорского реагирования и направляются заявления в суды, в соответствии с решением коллегии прокуратуры РК от 26.06.97 ежеквартально подводятся итоги по данному направлению надзора.
Так, прокурором Ижемского района в 1998 году по результатам проведенных проверок было опротестовано 18 незаконных правовых актов главы и одно решение сессии Совета района, которые были отменены.
Вместе с тем, при организации работы по вышеуказанному направлению надзора в некоторых прокуратурах городов и районов РК имеются отдельные недостатки, в связи с чем не обеспечивается в полном объеме выполнение требований приказа № 30 от 22.05.96 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
Так, в 1998 г. прокуратурой Республики Коми в порядке контроля были проведены проверки прокуратур г. Сыктывкара, Эжвинского и Сыктывдинского районов в части организации надзора за законностью правовых актов, принимаемых местными органами власти и управления.
Несмотря на то, что прокуратурой г. Сыктывкара уделяется постоянное внимание планированию мероприятий по надзору за законностью правовых актов, данные проверки проводятся нерегулярно, порой поверхностно.
В результате проверки постановлений и распоряжений главы г. Сыктывкара за 9 месяцев 1998 года прокуратурой РК было выявлено 2 незаконных правовых акта, а также решение Совета города, которые были опротестованы прокурором Республики Коми. При этом, прокуратурой города за указанный период проверки не проводились.
Так, по протесту прокурора РК были отменены постановление главы администрации г. Сыктывкара и решение Совета города, утвердившее данное постановление, согласно которым в нарушение действующего законодательства штрафы за нарушение правил дорожного движения зачислялись не в местный бюджет, а во внебюджетный фонд.
С учетом вышеизложенного, прокурором РК 30 декабря 1998 года был издан приказ № 119-п "О недостатках в организации работы прокуроров городов и районов по надзору за законностью правовых актов местных представительных и исполнительных органов власти".
Прокуратурой г. Усинска такие проверки проводятся один раз в полугодие в администрации города и один раз в году в администрациях поссельсоветов. Прокурором Сысольского района из 787 распоряжений и постановлений, принятых главой администрации района, в 1998 г. проверено 115 правовых актов, что указывает на низкую организацию надзора в этой прокуратуре.
Крайне редко участвует в работе представительного органа местного самоуправления прокурор г. Сосногорска.
Имеются отдельные факты, когда прокурорами своевременно не опротестовывались незаконные правовые акты органов местного самоуправления, в связи с чем длительное время нарушались права граждан.
В связи с изданием главой администрации г. Ухты постановления № 655 от 06.11.97 "О порядке оплаты населением за пользование холодной водой", которое ущемляло права граждан, в прокуратуру РК обратилось городское общественное движение потребителей "Защита".
19 марта 1999 года прокуратурой РК было направлено поручение прокурору г. Ухты о принесении протеста на вышеназванный незаконный правовой акт.
Прокурором Усть - Куломского района только 23.12.98 был принесен протест на противоречащее законодательству решение II сессии Совета района от 21.04.98 "О выплате опекунских пособий".
Аналогично прокурором Корткеросского района только в июле 1998 г. было внесено представление на незаконное постановление главы администрации района № 168 от 17.05.93, т.е. спустя 5 лет.
Кроме того, гор(рай)прокурорами не уделяется постоянного внимания регулярному планированию работы по надзору за соответствием правовых актов органов местного самоуправления.
Прокурорами гг. Ухты, Сосногорска, Воркуты, Печоры, Койгородского и Сысольского районов такие проверки в течение 1998 года не планировались. При этом в прокуратурах Усть - Вымского, Усть - Куломского, Сысольского и ряда других прокуратур не созданы в соответствии с требованием приказа прокурора РК № 39 от 10.11.98 "О создании постоянно действующей рабочей группы по участию в правотворческой деятельности и проверке законодательства Республики Коми федеральному законодательству".
Учитывая исключительную важность рассматриваемой проблемы, отмеченные недостатки, предлагаю принять неотложные меры по повышению эффективности прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления, по предупреждению нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в стадии подготовки нормативных актов.

Прокурор
Республики Коми
государственный
советник юстиции
3 класса
В.Е.КОВАЛЕВСКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru