Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 20.01.1999 № 3-1-1999
<О ЧАСТИЧНОМ ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОДПУНКТА 3 ПУНКТА 3 УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА СРЕДИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ДОПУСКА (ЛИЦЕНЗИИ) К МАРШРУТНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ В ГОРОДСКОМ, ПРИГОРОДНОМ И МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИЯХ" ОТ 28 АВГУСТА 1998 Г. № 310>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 20 января 1999 г. № 3-1-1999

Верховный суд Республики Коми в составе
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 20 января 1999 г. дело по жалобе Третьякова Анатолия Васильевича о признании недействительными Указа Главы Республики Коми "О порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях" от 28 августа 1998 г. № 310 и утвержденного им Положения о порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях как нарушающих его права и свободы,

установил:

Третьяков А.В. обратился в суд с жалобой о признании недействительными Указа Главы Республики Коми от 28 августа 1998 г. № 310 и утвержденного им Положения о порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях, как нарушающих его право и право других лиц на свободное осуществление маршрутных пассажирских перевозок. В пояснениях к жалобе указал, что, как и другие частные перевозчики, имеет соответствующую лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Указ же Главы Республики Коми и Положение о конкурсе устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные ограничения данной деятельности, разделяют единое экономическое пространство РФ, выделяя из него территорию Республики Коми, приняты с нарушениями Конституции РФ и Конституции Республики Коми, переходят за пределы компетенции Главы Республики Коми и противоречат федеральному законодательству о лицензировании.
В судебном заседании представитель Третьякова А.В. настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным выше мотивам.
Представители Главы Республики Коми считали, что жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку Указ № 310 и утвержденное им Положение не ограничивают права перевозчиков, соответствуют федеральному законодательству и изданы в пределах компетенции Главы Республики Коми.
Заслушав объяснения представителя Третьякова А.В., представителей Главы Республики Коми, исследовав материалы дела, суд находит, что жалоба Третьякова А.В. подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с положениями ст. ст. 71-72 Конституции Российской Федерации организация транспортного обслуживания населения, на нормативном уровне, не относится к ведению Российской Федерации и не входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют по этому вопросу собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предмету ведения субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Анализ Указа Главы Республики Коми № 310 и утвержденного им Положения о порядке проведения конкурса... свидетельствует, что эти правовые акты затрагивают, исключительно, только организацию транспортного обслуживания населения, изданы в пределах компетенции Главы Республики Коми и, за одним изъятием, не содержат никаких запретов и ограничений для перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров на коммерческой основе, в том числе и по маршрутам регулярных автобусных линий. Так, основная цель и Указа № 310, и Положения - привлечение автотранспорта юридических и физических лиц (имеющих соответствующую лицензию) к маршрутным перевозкам в городском, пригородном и междугородном сообщениях на договорной основе, с заключение договоров с теми юридическими и физическими лицами, которые стали победителями конкурса на право заключения таковых договоров. Согласно положениям ст. ст. 447, 1057 ГК РФ субъекты гражданского права могут объявлять и проводить конкурсы на право заключения договоров на выполнение работ, оказание услуг. В соответствии с Указом и Положением к этим субъектам отнесены органы исполнительной власти городов и районов Республики Коми, что согласуется со ст. 124 ГК РФ, а также ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми". Объем полномочий местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения в соответствии с действующим Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г., с последующими изменениями, Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденными первым заместителем министра транспорта РФ 29 сентября 1997 г., включает в себя, в частности, организацию регулярных маршрутов для перевозки пассажиров, специальных маршрутов для коммерческих перевозок, определение потребности в подвижном составе, установление провозной платы на основе действующих тарифов, периодичности движения, количества остановок для посадки и высадки пассажиров, времени начала и окончания движения, порядка перевозки пассажиров, имеющих льготы по проезду и т.п. Практическая реализация всех этих мероприятий требует определения прав и обязанностей сторон (органа местного самоуправления и перевозчика), их взаимной ответственности, что возможно путем заключения соответствующего договора. Отсутствие же договора не препятствует имеющему лицензию лицу осуществлять пассажирские перевозки в порядке, предусмотренном ст. 786 ГК РФ, в том числе и по регулярным маршрутным линиям. В этом случае права и обязанности лицензиата устанавливаются непосредственно законом, отражаются в лицензии и носят исчерпывающий характер. Договор же между перевозчиком и органом местного самоуправления может предусматривать дополнительные, не противоречащие закону права и обязанности сторон, направленные на наиболее полное обеспечение населения транспортными услугами, на предоставление дополнительных льгот самому перевозчику. Участие в конкурсе, заключение договоров по его итогам, как следует из Указа № 310 и Положения, является абсолютно добровольным и не связано с лишением права на осуществление пассажирских перевозок в случае неучастия в конкурсе либо при его проигрыше.
Исходя из изложенного, суд считает, что Указ Главы Республики Коми № 310 и Положение о порядке проведения конкурса... в основной своей части не затрагивают права и свободы Третьякова и других перевозчиков, не препятствуют осуществлению ими перевозочной деятельности в объемах, определенных лицензиями, не устанавливают правовых норм, которые могут быть установлены только Российской Федерацией или совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерацией, и не нарушают принцип равенства всех перевозчиков. Представленные суду представителем Третьякова Временные правила перевозок, утвержденные главой администрации г. Сыктывкара, правового значения для оценки законности Указа № 310 и утвержденного им Положения не имеют и не могут быть приняты во внимание. Таким образом, жалоба Третьякова не подлежит признанию обоснованной и не может быть удовлетворена, за исключением оспариваемых в ней положений подпункта 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми № 310 в части предоставления Коми республиканскому отделению Российской транспортной инспекции права аннулировать или приостанавливать действие лицензии в случае невыполнения лицензиатом Положения о порядке проведения конкурса... Как было уже отмечено выше, цель Указа и Положения - установление порядка проведения конкурса на право заключения договоров на маршрутные перевозки, осуществляемые с соблюдением требований раздела 5 Положения о порядке проведения конкурса.., юридическими и физическими лицами, ставшими победителями конкурса и заключившими соответствующие договоры с органом местного самоуправления. В связи с этим, упоминание об аннулировании или приостановлении действия лицензии в случае невыполнения лицензиатом Положения противоречит общей направленности приведенных правовых актов, принципу определенной в них же правовой результативности. Согласно законодательству о лицензировании аннулирование или приостановление действия лицензии может иметь место только в случае нарушения лицензиатом требований и условий, указанных непосредственно в самой лицензии. На определенные договором права и обязанности сторон указанные положения не распространяются. Кроме того, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. (ст. 13), распространяющий свое действие в части порядка аннулирования и приостановления действия лицензии и на перевозчиков, получивших лицензии в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О безопасности движения" от 15 ноября 1995 г., предусматривает, что аннулирование лицензии возможно только по решению суда. Следовательно, подпункт 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми № 310 выходит за рамки предмета правового регулирования, определенного в указанных актах, противоречит федеральному законодательству в части порядка аннулирования лицензий и на основании изложенного подлежит признанию недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Жалобу Третьякова Анатолия Васильевича удовлетворить частично и признать недействительным подпункт 3 пункта 3 Указа Главы Республики Коми "О порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях" от 28 августа 1998 г. № 310 в части аннулирования или приостановления Коми республиканским отделением Российской транспортной инспекции действия лицензии в случае невыполнения лицензиатом Положения.
В удовлетворении жалобы о признании недействительным Указа Главы Республики Коми "О порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях" от 28 августа 1998 г. в остальной его части и Положения о порядке проведения конкурса среди юридических и физических лиц, имеющих право допуска (лицензии) к маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщениях Третьякову Анатолию Васильевичу отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru