Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.12.1998 № 3-Г98-11
<ЕДИНОЕ ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИОБРЕТАЕТСЯ И ПРЕКРАЩАЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ, А НЕ ЗАКОНОМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 1998 г. № 3-Г98-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Василевской В.П. и Кебы Ю.Г.,
рассмотрела в судебном заседании от 25 декабря 1998 г. гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании недействительными п.п. 13, 15 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 5, абзаца 2 ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 42, ст. 43 ч. 3, ч. 2, ст. 54, ч. 2, ст. 63, п. 1 ст. 77, ч. 3, ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми № 26-РЗ от 16 июня 1998 г. по кассационному протесту прокурора Республики Коми на решение Верховного суда Республики Коми от 3 ноября 1998 г., которым признаны недействительными абзац 2 ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 43, п. 1 ст. 77 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми № 26-РЗ от 16 июня 1998 г., с момента их принятия, в остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., выслушав объяснения представителя Главы Республики Коми, выслушав заключение помощника Генерального прокурора РФ Корягиной Л.Л., поддержавшей протест, Судебная коллегия

установила:

Государственным Советом Республики Коми 28 мая 1998 г. принят Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми.
И.о. прокурора Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании недействительными п.п. 13, 15 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 5, абзаца 2 ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 42, ч. 3, ст. 43, ч. 2 ст. 54, ч. 2 ст. 63, п. 1 ст. 77, ч. 3 ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90 названного выше Кодекса Республики Коми № 26-РЗ от 16 июня 1998 г., ссылаясь на противоречия их Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации".
Представители Государственного Совета и Главы Республики Коми заявление прокурора признали частично.
В кассационном протесте ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявления, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (Закон РСФСР "О гражданстве Российской Федерации" № 1948-1 от 28.11.91 г. с последующими дополнениями и изменениями).
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.
Отказывая прокурору в удовлетворении требований о несоответствии Федеральному закону положений Кодекса Республики Коми в части приобретения гражданами Республики Коми пассивного избирательного права, суд сослался на ст. ст. 10, 33 Конституции Республики Коми, в соответствии с которыми гражданство Республики Коми приобретается и прекращается в соответствии с Законом РК и поскольку такой закон не принят, то гражданство РК приобретается с момента постановки гражданина на регистрационный учет.
Однако такой вывод противоречит ст. 6 Конституции РФ, которой предусмотрено единое гражданство Российской Федерации и которое приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, а не законом субъекта Российской Федерации.
И поскольку Кодексом РК приобретение пассивного избирательного права связано с приобретением гражданства РК, то вывод суда о соответствии п.п. 13, 15 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 5, ч. 3 ст. 78, ч. 3 ст. 82, ч. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 90 Кодекса РК Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", нельзя признать правильным.
Не соответствует указанному Федеральному закону и ч. 1 ст. 42 Кодекса РК, которая ограничивает избирательное объединение, избирательный блок права выдвигать только одного кандидата по избирательному округу, т.к. Федеральный закон такого ограничения не содержит.
Нельзя согласиться и с выводом суда о соответствии Федеральному закону ч. 2 ст. 63 Кодекса РК, допускающей возможность продления голосования на 24 часа, т.к. субъектам РФ предоставлено право лишь устанавливать время начала и окончания голосования в пределах календарного выходного дня.
Не согласуется с ч. 2 ст. 41 названного Федерального закона ч. 2 ст. 54 Кодекса РК, обязывающая печатные издания, учрежденные избирательными объединениями, избирательными блоками, а также входящими в избирательные блоки избирательные объединения, выделять печатные площади для предвыборной агитации, тогда как Федеральный закон освобождает их от такой обязанности.
При таких данных вывод суда об отказе прокурору в удовлетворении его заявления нельзя признать правильным и соответствующим материалам дела и закону.
Имея в виду, что при разрешении заявления прокурора судом допущено неправильное толкование и применение норм материального права, решение суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора подлежит отмене.
Руководствуясь п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

решение Верховного суда Республики Коми в части отказа в удовлетворении заявления прокурора от 3 ноября 1998 г. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий
В.И.НЕЧАЕВ

Судьи:
В.П.ВАСИЛЕВСКАЯ
Ю.Г.КЕБА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru